актуального уровня развития обучающихся, а именно: особенностей сенсомоторного развития,
познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи; и
определение потенциальных возможностей обучающихся;
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных
специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной
адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению
рекомендаций и направлению их на ПМПк;
определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической,
коррекционно-развивающей помощи в условиях общеобразовательной организации;
подбор
дифференцированных
психолого-педагогических
технологий
сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения;
содействие созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
отслеживание динамики развития обучающегося и эффективности реализации программ
коррекционно-развивающей работы;
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по
сопровождению обучающихся;
разработка рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуально-дифференцированного
подхода к обучающимся в образовательной деятельности;
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития
обучающегося, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики или
заключения для предоставления при необходимости в ПМПк
2.3. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации выполняет следующие
функции:
экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития обучающегося, трудностей в усвоении основной
общеобразовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и
всестороннего анализа первичной информации об обучающемся и результатов обследования на
Консилиуме;
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных
диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях Консилиума;
соблюдение требований к процедуре обследования обучающегося, к формам документации и
статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке
эффективности психолого-педагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов обучающегося и его семьи, оказание
поддержки при включении обучающегося в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в школе
3.1. ППк создаётся приказом директора общеобразовательной организации на текущий учебный
год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя директора по учебновоспитательной работе. Приказом директора школы утверждается положение о ППк, его состав,
график работы, формы документов, председатель из числа административно-управленческого
состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель директора по УВР,
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог. Заместитель
председателя ППк и секретарь ППк определяются из числа членов ППк на заседании ППк.
3.3. На заседание ППк приглашаются классный руководитель, педагоги, учителя-предметники,
работающие с конкретным обучающимся.
3.4. Документы ППк, включая карты развития обучающихся, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются педагогическим
работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется секретарем в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее
пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания
ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания.
3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и
содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
обучающегося.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в
день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей)
обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме
в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная деятельность осуществляется по
ранее установленной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПк
выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
3.9. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию оформляется
Представление
психолого-педагогического
консилиума
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психологопедагогическое сопровождение обучающегося), характеристика учителя-логопеда, характеристика
педагога психолога, социально-педагогическая характеристика, характеристика учителядефектолога на обучающегося школьного возраста (Приложение).
3.10. Председатель ППк:
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
возлагает
ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения обучающегося, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива школы, взаимодействие между образовательной организации и
социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов);
обеспечивает
контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных
программой
психолого-педагогического
сопровождения
и
рекомендациями ПМПк.
3.11. Секретарь ППк:
ведет отчетную и текущую документацию ППк;
оповещает педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей), приглашенных
на заседание, о дате, месте и времени его проведения;
ведет протокол заседания ППк;
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель и другие
специалисты):
организуют диагностику для определения уровня актуального развития обучающегося,
выявления причин и механизмов трудностей в обучении, отклонений в развитии и
поведении;
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также
формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по
созданию оптимальных условий обучения, адаптации и социализации обучающегося;
участвуют
в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (учитель, классный руководитель или другой специалист) утверждается
на весь период сопровождения приказом директора школы:
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;
выявляет трудности, которые испытывает обучающийся в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях обучающегося в организации
режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствия;
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи,
консультации) с родителями (законными представителями) обучающегося;
отслеживает динамику развития обучающегося и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых заседаниях,
а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем обучающегося на
внеплановых заседаниях.
3.14. Педагоги, работающие с сопровождаемым обучающимся:
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной деятельности,
учитывают его индивидуальные особенности;
участвуют в организации его внеурочной и каникулярной занятости;
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого
обучающегося (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства,
специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения
письменных заданий, изменения способа выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок обучающихся классного коллектива и
родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого обучающегося.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом общеобразовательной
организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и
отражается в графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного
раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, внесения (при необходимости)
изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося;
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в
соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося,
педагогических сотрудников общеобразовательной организации;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации
обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательной деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также
запросами обучающихся на обследование и организацию комплексного сопровождения
обучающихся.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер
которой определяется общеобразовательной организацией самостоятельно.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4264
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого обучающегося.
5.2. Обследование обучающегося специалистами Консилиума осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников общеобразовательной организации с
письменного согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует
членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист (учитель, классный руководитель или другой специалист).
Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются
рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов
освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами
ППк, степени социализации и адаптации своего ребенка.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и
могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
общеобразовательной организации.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося
на основании медицинского заключения могут включать условия обучения и развития, требующие
организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского
сопровождения, в том числе:
дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение
двигательной нагрузки);
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
общеобразовательной организации.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося,
испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение
групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
общеобразовательной организации.
7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
присутствовать при обследовании обучающегося, принимать участие в заседании ППк при
обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени
его социализации и адаптации;
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий;
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для
разрешения трудностей в развитии, обучении, адаптации, включая определение видов,
сроков оказания психолого-педагогической помощи;
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями);
обеспечивать посещение обучающимся коррекционно-развивающих занятий и курсов
специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами,
подчиняя ее исключительно интересам обучающихся и их семей;
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
обучении, развитии и социализации обучающихся;
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития обучающегося сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения;
соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений об обучающихся и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной
адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации ППк;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях обучающегося и направлениях
собственной деятельности в качестве представителя образовательной организации при
обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в школе
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной
организации входит:
приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
Положение о ППк в школе;
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
журнал учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших ППк;
журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума;
журнал направлений обучающихся на ПМПк;
протоколы заседания ППк;
карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождении:
результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
представление обучающегося на ПМПк;
коллегиальные заключения ППк;
карта индивидуальных достижений;
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое
сопровождение.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4264
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом общеобразовательной
организации, принимается на Педагогическом совете школы, согласовывается с родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22
l7_berdsk@edu54.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную
деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося)
Фамилия,
имя,
отчество
наличии) обучающегося:
(при
Дата рождения обучающегося:
1. Общие сведения.
1.1. Группа или класс обучения на день
подготовки) представления:
1.2. Дата зачисления в организацию,
осуществляющую
образовательную
деятельность:
1.3. Наименование и вариант (при
наличии)
образовательной
программы,
по
которой
организовано
образование
обучающегося:
1.4. Форма получения образования (выбрать нужное):
в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в группе
комбинированной направленности, в группе компенсирующей направленности, в группе
общеразвивающей направленности, в группе оздоровительной направленности, в
общеобразовательном классе, в инклюзивном классе, в отдельном (коррекционном)
классе для обучающихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья), на дому, в медицинской организации, в иной группе или
классе (указать, какой) (выбрать нужное);
вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (в форме
семейного образования, в форме самообразования (выбрать нужное).
1.5. Использование при реализации образовательной программы электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий (выбрать нужное):
да;
нет.
1.6. Использование
сетевой
формы
реализации
образовательной
программы
(выбрать нужное):
да;
нет.
1.7. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость обучающегося (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (указать причину), перевод в другой класс, замена учителя
начальных классов (однократная, повторная (выбрать нужное), межличностные конфликты в
среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией; обучение на основе
индивидуального учебного плана; обучение на дому; повторное обучение в классе; наличие
частых и (или) хронических заболеваний; частые пропуски учебных занятий; иное (указать)
(выбрать нужное).
1.8. Состав семьи (указать, с кем проживает обучающийся, родственные связи, наличие братьев
и (или) сестер).
1.9. Трудности, переживаемые в семье: материальные; в связи с бракоразводным процессом; в
связи с переездом в другой город или страну; плохое владение русским языком одного или
нескольких членов семьи; низкий уровень образования одного или нескольких членов семьи;
проживание с одним или несколькими членами семьи с антисоциальным поведением и (или)
психическими расстройствами (выбрать нужное);
2. Сведения об условиях и результатах обучения:
2.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и
личностного развития обучающегося на момент поступления в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность (указать в соотношении с возрастными нормами развития).
2.2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и
личностного развития обучающегося на момент подготовки представления (заполнить Форму
2, Форму 3, Форму 4, Форму 5, Форму 6, Форму 7 (при необходимости) к Приложению N4,
указать в соотношении с возрастными нормами развития).
2.3. Характеристика динамики познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного
и личностного развития обучающегося за
(указать
период).
2.4. Характеристика динамики деятельности (практической, игровой, продуктивной)
обучающегося за
(указать период).
2.5. Характеристика динамики освоения образовательной программы обучающегося (указать
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям федеральной основной
образовательной программы, в том числе адаптированной, или, для обучающегося по программе
дошкольного образования - достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)
или, для обучающегося по программе основного общего образования, среднего общего
образования, профессионального образования - достижение образовательных результатов в
соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях).
2.6. Индивидуальные особенности обучающегося, влияющие на результат обучения
(указываются особенности: мотивации к обучению; коммуникации с педагогами и
одноклассниками; ситуации, в которых возникает эмоциональная напряженность; уровень
истощаемости и иные особенности обучающегося).
2.7. Отношение семьи к трудностям обучающегося.
2.8. Организация коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи для
обучающегося (указывается: направление (направления) работы и специалисты психологопедагогического сопровождения, участвующие в ней; регулярность посещения занятий;
характеристика результатов).
2.9. Характеристики взросления (указывается: характер занятости во внеучебное время;
отношение к учебе; отношение к педагогическому воздействию; характер и значимость общения
со сверстниками; значимость виртуального общения; способность критически оценивать свои
поступки и поступки окружающих; самооценка; особенности психосексуального развития (при
наличии); религиозные убеждения (при наличии, с указанием характера проявления (навязывает
другим, или не актуализирует) жизненные планы и профессиональные намерения).
2.10. Характеристика поведенческих девиаций (указывается: совершенные в прошлом или
текущие правонарушения; наличие самовольных уходов из дома и (или) бродяжничества;
проявления агрессии (физической и (или) вербальной); склонность к насилию; отношение к
курению, алкоголю, наркотикам и иным психоактивным веществам); сквернословие; отношение
к компьютерным играм; повышенная внушаемость; дезадаптивные черты личности).
2.11. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы.
2.12. Дополнительная информация (указывается: хобби, увлечения, интересы; принадлежность
к молодежной субкультуре (субкультурам).
2.13. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного
маршрута обучающегося, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации и (или) условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Приложение: (сведения о текущей успеваемости, о результатах промежуточной аттестации по
учебным предметам, копия приказа об организации обучения на дому и (или) в медицинской
организации)
Дата составления представления.
Руководитель
организации,
осуществляющей образовательную
деятельность:
подпись
Председатель
педагогического
наличии)
психологоконсилиума
(при
подпись
Члены
педагогического
специалист
осуществляющие
педагогическое
обучающегося
психологоконсилиума
или
(специалисты),
психологосопровождение
ФИО
ФИО
ФИО
подпись
Печать организации, осуществляющей
образовательную деятельность
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22 l7_berdsk@edu54.ru
Характеристика учителя-логопеда
ФИО:
Дата рождения:
Полных лет
мес.
I. Общие сведения
Направлялся ли ранее на ПМПК (когда):
Цель обследования:
Программа обучения:
Речевое окружение (характеристика речевой среды и условий, в которых воспитывается
ребенок;
недостатки
речи
у близких,
двуязычие,
наследственность
и т.п.):
При повторном направлении в ПМПК указывается: где когда и с кем ребёнок занимался ранее,
с каким результатом
Динамика речевого развития:
II. Результаты обследования:
Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность):
Общая характеристика речи. Владение речью (в соответствии с возрастным уровнем):
Понимание речи: (понимание поручений, узнавание предметов по их назначению, понимание
единственного и множественного числа):
Артикуляционный аппарат:
-строение:
-двигательная функция (состояние и характер нарушений):
Состояние звукопроизношения: (характер нарушения групп звуков, с примерами):
Фонематическое восприятие (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения)
Фонематический слух:
Звуковой анализ слов: (указывается с учетом возрастных особенностей):
Слоговая структура слова (привести примеры нарушения):
Словарный запас: (называние частей предметов, обобщающие понятия, детеныши животных,
профессии, называние действий, подбор прилагательных к существительному, образование
прилагательных от существительных, притяжательные прилагательные, подбор антонимов, с
примерами):
Общая характеристика словарного запаса (обобщая вышеизложенное дается характеристика
пассивного и активного словарного запаса ребенка):
Грамматический строй речи:(падежные конструкции, предложно-падежные формы,
согласование
прилагательных
и существительных,
согласование
числительных
с
существительными,
множественное
число существительных,
родительный падеж
существительных
множественного
числа,
уменьшительно-ласкательная
форма
существительного с примерами)
Общая характеристика состояния словообразования и словоизменения:
Связная речь: (диалог по наглядной ситуации, составление рассказа по сюжетной картинке,
составление рассказа по серии картинок, пересказ сказки, текста, с примерами):
Темп и плавность речи: (обследуются особенности речи, связанные с заиканием, при наличии
заикания указывается тип судорог и степень выраженности нарушения):
Письменная речь.
Чтение: (характер чтения, понимание прочитанного, понимание скрытого смысла, умение
выделить главную мысль) в соответствии с программой школы):
Письмо: (указать характер ошибок, степень их проявления):
Примечание для СОШ! ПРИКЛАДЫВАТЬ ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ, ЗАВЕРЕННЫЕ
РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Особенности, проявляющиеся при списывании, диктанте, сочинении/изложении:
Иные особенности речи (билингвизм и др.):
III. ВЫВОДЫ: (обобщенная характеристика речевого развития ребенка, которая позволяет
сделать логопедическое заключение)
IV. Логопедическое заключение:
Печать
организации,
Согласовано:
Дата:
20
г
осуществляющей
образовательную
руководитель ОО подпись специалиста:
деятельность
(полностью ФИО)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22 l7_berdsk@edu54.ru
Характеристика педагога психолога
ФИО:
Дата рождения:
Полных лет,
мес.
I. Общие сведения
От кого поступил запрос на обследование:
Направлялся ли ранее на ПМПК если направлялся, указать дату № заключения,
Программа обучения:
Цель обследования:
Анамнез (со слов родителей) (кратко):
При повторном направлении в ПМПК указывается, где, когда и с кем ребёнок занимался
ранее, с каким результатом. Динамика развития:
Используемые при обследовании методы и методики (в соответствии с возрастом):
1. Название методики, автор, направленность
2.
3.
II. Результаты обследования:
Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы
Внешний вид, контактность, мотивация, самооценка, отношение к деятельности, к
обследованию; характеристика произвольности (самоконтроль, саморегуляция, волевые усилия,
способность удерживать внимание в разных по субъективной интересности видах
деятельности, целенаправленность, сосредоточенность и др.); отношение к школе, учебной
деятельности; работоспособность, темп деятельности, утомляемость, пресыщаемость и др;
помощь (какая, как принимает); продуктивность деятельности; понимание инструкций
(словесная, жестовая); способность к вербализации своих решений, способность высказать
свои суждения, просьбы; возможность коррекции ошибок; предпочтения в выборе
предлагаемого материала; двигательные особенности; состояние двигательной сферы: общая
моторика, мелкая моторика; ведущая рука; особенности поведения (например, полевое и т.д. );
Личностно-характерологические особенности (критичность, адекватность, коммуникация,
социализация специфика взаимодействия со взрослыми; аффективная сфера, эмоциональная
устойчивость при затруднениях, особенности развития эмоциональной сферы (тревожность,
боязливость, негативизм, агрессивность и другое).
Особенности развития познавательной сферы
Внимание: с указанием методик (произвольность, устойчивость, объем, распределение,
переключаемость)
Восприятие целостность, точность, дифференцированность) зрительное, слуховое,
тактильное
Пространственные представления право, лево, верх, низ. Др.)
Временные представления:
Особенности памяти: с указанием методик (объем, темп запоминания и воспроизведения,
осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания)
Мышление: с указанием методик (принятие задачи, понимание инструкции, степень
самостоятельности при выполнении задания, способы действия, порациональные компоненты
мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение,
классификация,упорядочивание, логические построения, суждения, умозаключения, установление
причинно- следственной зависимости и др.) Возможно непоследовательность, разноплановость,
соскальзывание и
др.
Конструктивный праксис: с указанием методики
Особенности общего развития речи:
Другое:
III. Выводы: (обобщенная характеристика трудностей в развитии, обучении ребенка,
которая позволяет сделать психологическое заключение установление степени соответствия,
несоответствия уровня психического развития возрастной норме; стойкость нарушений
познавательной
деятельности;
степень
социопсихологической
адаптированности
(дезадаптированности);
основные
индивидуальные
особенности
(индивидуальнотипологические) особенности, требующие учета в организации психокоррекционной
работы)
IV.
Заключение
(по
Семаго):
Согласовано:
Дата:
руководитель ОО
подпись специалиста:
20
г
Печать
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
(полностью ФИО)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22 l7_berdsk@edu54.ru
Социально-педагогическая характеристика
ФИО:
Дата рождения:
Полных лет:
мес.:
I. Общие сведения:
Какой направленности и какого возраста группа д/с, которую посещает ребёнок, срок
пребывания ребёнка в данной ОО; откуда поступил: из семьи, из другого ОО ( причина, если есть
таковая)
Программа обучения (полное наименование):
Форма организации образования, степень включённости:
Информация о семье (полная, многодетная, состав семьи. ФИО родителей, образование,
особенности воспитания и т.д.):
Информация о физическом, соматическом здоровье ребёнка:
Направлялся ли ранее на ПМПК: (если направлялся, указать дату № заключения)
Если повторно, то указываются результаты проделанной работы, динамика развития,
обучения
II. Результаты социально-педагогического обследования
Особенности поведения, адаптации, социализации, коммуникации:
Оценка адаптации ребенка в группе:
Особенности общения с детьми, взрослыми: (Основные трудности, отмечаемые в общении:
трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет,
малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иные проблемы (какие?)):
Поведенческие особенности: (подробно)
Особенности игровой деятельности: (игровые предпочтения, особенности игровой
деятельности
Особенности развития познавательных процессов, учебной деятельности:
Отношение к занятиям, особенности деятельности: (соответствует возрасту; не способен
контролировать свою деятельность; неусидчив, не доводит дело до конца; истощаем; другие
особенности (какие?)
Темп деятельности: (соответствует возрасту; сонлив и вял в течение дня; темп работы на
занятиях не равномерен; работает медленно; темп деятельности быстрый, но деятельность
«хаотична, нецеленаправленна», другие особенности (какие?)
Ориентировка в пространстве и времени:(соответствует возрасту; недостаточно
сформирована; нарушена; иное, описать)
Особенности моторного развития: (моторно неловок, неуклюж; дефекты тонкой ручной
моторики; иные проблемы (какие?))
Особенности речевого развития: (речь соответствует / не соответствует возрасту;
словарный запас, умение пересказать, поддержать беседу, составить рассказ, знает ли сказки,
стихи по возрасту и др речи нет; другие трудности (какие?)
Восприятие: (различает цвет, форму, размер предметов в соответствии с возрастом; имеются
явные нарушения зрительного восприятия; имеются явные нарушения слухового восприятия;
комплексные нарушения восприятия; иное)
Внимание: (без особенностей; недостаточно устойчивое; неустойчивое, трудности
сосредоточения, переключения, иные проблемы)
Память: (без особенностей; медленно запоминает и быстро забывает; быстро запоминает и
быстро забывает; иные проблемы (какие?)
Мышление:
(умение
сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
устанавливать
последовательность, связи между предметами и явлениями в соответствии с возрастными
ориентирами)
Социально-бытовые навыки: (соответствуют возрасту; недостаточно сформированы; не
сформированы (указать что не сформировано?)
Общая оценка особенностей развития, обучения и поведения ребенка
Основные трудности, отмечаемые в обучении, адаптации и социализации ребёнка: (в данном
разделе необходимо указать (обобщить кратко) все трудности препятствующие усвоению
программы в полном объёме, адаптации и социализации ребёнка в ОО
III. Вывод об усвоении программы обучения (программу (указать какую) усваивает в полном
объёме; программу усваивает удовлетворительно; программу не усваивает (указать по каким
образовательным областям?)
IV. Предложение педагога: по дальнейшему обучению ребёнка
Согласовано:
Дата:
руководитель ОО
подпись специалиста:
20
г
Печать организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
(полностью ФИО)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22 l7_berdsk@edu54.ru
Характеристика учителя-дефектолога на обучающегося школьного возраста
ФИО:
Дата рождения:
Полных лет:
мес.:
I. Общие сведения
Класс обучения
дублировал/не дублировал обучение
Информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (не готов
абсолютно, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно и тд)
Программа обучения (полное наименование):
Форма организации образования, степень включённости:
От кого поступил запрос на обследование
Анамнез развития (со слов родителей/ факторы из анамнеза жизни или семейно-бытового
анамнеза, которые могли способствовать/препятствовать развитию, обучению)
Информация о семье: (общие сведения состав семьи, полная/не полная, особенности воспитания
и т.д.)
Направлялся ли ранее на ПМПК: (если направлялся указать дату № заключения). Если повторно,
то указываются результаты проделанной работы, динамика развития, обучения_
Цель обследования:
II. Результаты дефектологического обследования:
Особенности поведения во время обследования:
Основные представления о себе, своей семье:
Сформированность представлений об окружающем мире, социально-бытовая
ориентировка:
Моторное развитие (для начального общего образования, особые случаи):
- мелкая моторика: (статистические и динамические пробы, действия с мелкими предметами
(мозаика, пуговицы, и др), владение ножницами (не владеет, режет по прямой, может
вырезать точно по контуру и т.д.)
Графомоторные навыки (поза, нажим на карандаш, зрительный контроль и т.д.)
Коммуникативная сфера (стремится к общению/избегает, 1) со взрослыми, педагогами2) со
сверстниками, коллективом; способность к сотрудничеству)
Особенности развития речи:
понимание (обращенной речи, простой инструкции, инструкции состоящей из нескольких
звеньев), соотношение развития активного и пассивного словаря (например, все понимает,
но не самостоятельно выразиться не может); развитие связной речи(может ли
самостоятельно сформулировать просьбу, рассказать о чем-либо (например, чем занимался в
выходные дни дома, что делал на прогулке в детском саду (самостоятельно, по вопросам и т п )
Способность осуществлять речевую регуляцию деятельности: спланировать, дать словесный
отчет (по вопросам, самостоятельно)
Мотивация и отношение к обучению:
Сформированность учебных навыков по письму (русскому языку) в соответствии с
программой: (копирование, списывание, письмо по слуху, орфография и пунктуация, морфология,
фонетика, синтаксис, др.
Сформированность учебных навыков по чтению в соответствии с программой: (техника
чтения (побуквенное, слоговое, целостное, беглое), выделение главной мысли, пересказ и т.д.))
Сформированность сенсорных эталонов: (в соответствии с возрастом)
Ориентировка во времени: (в соответствии с программой, время года, время суток, месяц,
неделя, час, минута, секунда и др.)
Ориентировка в пространстве (на себе, от себя, в окружающем пространстве, на листе
бумаги, в тетради)
Сформированность учебных навыков по математике в соответствии с программой (числа и
величины, счет, счетные операции, решение задач, геометрический материал, установление
закономерностей и тд.)
Особенности учебных навыков по другим предметам:
Характеристика учебной деятельности: (дать качественную характеристику по следующим
критериям)
- понимание инструкции (устная, письменная, сопровождаемая показом, невербальная, простая,
состоящая из нескольких заданий) и цели задания
- сосредоточенность на предлагаемых заданиях, наличие стойкого интереса
- активность: (оценивается по массивности внешней стимуляции с учетом причин:
нерешительность, низкий интерес к работе, пресыщение и т.д.)
- целенаправленность, стремление к самостоятельности, достижению успеха, оценка
собственных достижений: (уровень сформированности критичности
- отношение к оценке взрослого своей деятельности
- умение работать по образцу, алгоритму, по словесной инструкции, способность осуществлять
перенос
-необходимая помощь: (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая)
- способность к самоконтролю
-работоспособность, утомляемость
- характер поведения при организованном обучении, сформированность способности к учебному
поведению
Вероятная причина трудностей в обучении: (нет понимания материала; понимание есть, но
резко нарушено внимание; понимание только при индивидуальной работе, самостоятельно
работать не может; понимание есть, но отсутствует мотивация, отсутствие учебной
дисциплины; не включается в учебное взаимодействие и т.д.)
Уровень обучаемости: (оценивается по совокупности показателей ориентировочной
деятельности, способности к восприятию помощи, способности переноса на аналогичные
задания, удержания алгоритма действия)
- достаточный уровень обучаемости (ребёнок понимает смысл заданий, способен выполнить
задание
самостоятельно
или
при
незначительном
объеме
организующей/стимулирующей/направляющей помощи. При выполнении аналогичного задания
осуществляет полный перенос, в помощи не нуждается. Алгоритм удерживает до конца)
- уровень обучаемости снижен/недостаточный уровень (ребёнок понимает смысл задания, но
нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму. При выполнении
аналогичного задания нуждается в пошаговом контроле со стороны взрослого; осуществляет
частичный перенос. Алгоритм действия удерживает до конца задания после обучения.
Требуется неоднократный обучающий эксперимент)
- низкий уровень обучаемости (ребенок не понимает смысл задания, нуждается в прямой
помощи, не способен выполнить задание по алгоритму самостоятельно после обучения.
Доступно выполнение задания только с пошаговой инструкцией и показом, либо рука в руке).
Уровень обученности: определенный итог предыдущего обучения, (знания и представления на
обобщенном уровне; на уровне заученного материала; фрагментарные знания и представления,
Программный материал усвоен полностью, усвоен частично, не усвоен, усвоен избирательно
д.р.)_
Ресурсные возможности ребенка:
III.Выводы:
IV.Заключение:
Печать организации,
Согласовано:
Дата:
20
г
руководитель ОО
подпись специалиста:
(полностью ФИО)
осуществляющей
образовательную
деятельность
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7»
633004, Новосибирская область, г. Бердск, ул.Ленина, д.104 , (383-41) 5-00-22 l7_berdsk@edu54.ru
Характеристика учителя-дефектолога (тифлопедагога) на
обучающегося дошкольного возраста
ФИО:
Дата рождения:
Полных лет:
мес.:
I. Общие сведения
Какой направленности и какого возраста группа д/с, которую посещает ребёнок, срок
пребывания ребёнка в данной ОО и данной группе
Программа обучения (полное наименование):
Форма организации образования, степень включённости:
Информация о семье: (общие сведения состав семьи, полная/не полная, особенности воспитания
и т.д.)
Информация о физическом, соматическом здоровье ребёнка: (особенности зрительного
восприятия):
Направлялся ли ранее на ПМПК: (если направлялся указать дату № заключения). Если повторно,
то указываются результаты проделанной работы, динамика развития, обучения
Цель обследования:
II. Результаты тифлопедагогического обследования
Исследование восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти:
Восприятие цвета:
Восприятие формы:
Восприятие величины:
Предметные представления:
Восприятие и воспроизведение сложной формы:
Зрительное внимание:
Зрительная память:
Исследование пространства и пространственной ориентировки
Дифференцировка понятий «Право-лево»:
Ориентировка на себе:
Ориентировка на плоскости (лист, доска, стол):
Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя:
справа-слева, вверху-внизу, впереди-сзади:
Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе:
Ориентировка во времени (части суток, времена года, дни недели):
Демонстрация действий с предметами (в, на, под, около, над, между):
Узнавание, называние и воспроизведение движений:
III. Выводы: (обобщенная характеристика зрительного анализатора ребенка, которая
позволяет сделать заключение о степени усвоения программы при наличии нарушений зрения)
IV. Заключение:
Предложение специалиста по дальнейшему развитию, обучению ребёнка:
Согласовано:
Дата:
20
г
Печать организации,
руководитель ОО
подпись специалиста:
(полностью ФИО)
осуществляющей
образовательную
деятельность