Пояснительная записка Данная программа составлена на основе: 1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции); 2. Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, «Об утверждении федеральных адаптированных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»; 3.Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598; 4. Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.В.Бессоновой; 5. «Примерной рабочей программы коррекционно-логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО)» О.В. Мукашевой, Л.Л. Тычиной, Г.М. Вартапетовой. Новосибирск, НИПКиПРО, 2013г. Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Цель коррекционного курса: преодоление нарушений устной речи, преодоление и профилактика нарушений чтения и письма, развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, повышение мотивации к школьному обучению. Задачи курса: - коррекция звукопроизношения; - формирование фонематических процессов; - развитие лексико-грамматического компонента речевой системы; - развитие и совершенствование связной речи; -коррекция и профилактика чтения и письма; - совершенствование психологических предпосылок к обучению; - развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях; - обеспечение обучающему успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе. Программа реализуется для обучающихся 1- 4 классов с ТНР. Обучающиеся с ТНР испытывают стойкие трудности в усвоении программы начального общего обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У обучающихся с ТНР может быть общее недоразвитие речи 4,3 уровня, фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитием речи, нарушение письменной речи. Характеристика дефекта: у обучающихся нарушена связная речь, звукопроизношение, слоговая структура, лексическая сторона, грамматика, затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, нарушены общая моторика артикуляционного аппарата, психические функции. У обучающихся несформированы фонематические процессы, затруднена дифференциация оппозиционных звуков, неустойчивое внимание, снижена работоспособность, способность к запоминанию, слабо развиты коммуникативные умения. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: принцип приоритетности интересов обучающихся определяет отношение специалиста, который призван оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий; принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ на всем протяжении обучения с учетом изменения их личности; принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов; принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в общество. Направления коррекционной работы: – диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; – коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); – консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; – информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей детей. Продолжительность коррекционно - развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 49 месяцев. Учащиеся, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи» обучаются 1,5-2 года в зависимости от тяжести дефекта. Занятия проводятся в подгруппе и/или индивидуально 2 раза в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционно-логопедической работы. Личностные результаты: 1.Осознание языка как основного средства человеческого общения; 2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры; 3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; 4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; 5. Умение задавать вопросы; 6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные результаты: 1.Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; 2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместителей (знаковой) функции языка; 3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 6. Коррекция отклонений в речевом развитии младших школьников. Содержание программы коррекционного курса Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 1-4 классов. Темы коррекционной работы в 1 классе: Предложение и слово. Устная и письменная речь. Смысловая и интонационная законченность предложения. Связь слов в предложении. Схема предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово», «словосочетание». Определение количества слов в предложении, их последовательность. Звуки и буквы. Звуки речи, способы их образования. Различие понятий «звук», «буква». Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков. Звуковой анализ и синтез. Последовательное определение звуков в слове, их количество. Развитие звукобуквенного анализа. Деление слов на слоги. Понятие «слог», «слогослияние». Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Определение количества слогов в слове. Правила переноса. Слоговой анализ и синтез. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слова. Расширение словарного запаса. Гласные 2 ряда. Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных первых и вторых рядов. Смягчение согласных звуков с помощью гласных 2 ряда. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Различение согласных по твёрдости-мягкости. Гласные 2 ряда. Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных первого и второго рядов. Смягчение согласных звуков с помощью гласных 2 ряда. Мягкий знак. Обозначение мягкости при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация звонких и глухих согласных. Определение звонких и глухих согласных в устной речи. Развитие фонематического слуха, восприятия. Различение согласных звуков по звонкости-глухости, соответствующие им буквы при чтении и на письме. Непарные звонкие и глухие согласные и буквы. Темы коррекционной работы в 2 классе: Речь и предложение. Устная и письменная речь. Закрепление представлений о предложении как о минимальной единицы передачи законченной мысли. Выделение предложений из сплошного текста. Семантический анализ предложений. Предложение и слово. Предложение и словосочетание. Главные члены предложения. Распространение предложений. Связь слов в предложении. Деформированный текст. Речевой анализ и синтез. Письмо предложений под диктовку. Уточнение и расширение словарного запаса. Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятия «слог», «слияние». Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ. Слоговой синтез. Ударение. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Разница в звучании гласных в ударном и безударном положении. Безударные гласные. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Две безударные гласные в корне слова. Твёрдые и мягкие согласные. Гласные 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Приставка. Лексическое значение приставок. Образование новых слов с помощью приставок. Роль приставки в изменении значения слова. Правописание приставок. Расширение словарного запаса. Предлог. Закрепление значения предлогов. Виды предлогов. Практическое овладение разными предлогами. Правописание предлогов в предложении. Дифференциация приставок и предлогов. Работа с деформированным предложением, текстом (вставить пропущенные приставки, предлоги). Уточнение и расширение лексико-грамматического строя речи. Темы коррекционной работы в 3-4 классе: Речь и предложение. Устная и письменная речь. Закрепление представлений о предложении как о минимальной единицы передачи законченной мысли. Выделение предложений из сплошного текста. Определение границы предложений. Семантический анализ предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Письмо под диктовку предложений и текстов, включающих изученные орфограммы. Речевой анализ и синтез. Определение количества звуков в слове и их последовательность. Звуковой анализ и синтез. Дифференциация гласных звуков. Образование и правильная артикуляция гласных звуков. Выделение гласных звуков из слов. Гласные звуки и буквы, их сравнения, различия. Работа с деформированным словом, предложением, текстом (пропущены гласные буквы). Звукобуквенный анализ и синтез. Обобщение сведений по звукобуквенному составу русского языка. Смыслоразличительная роль фонемы. Звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами. Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятия «слог», «слияние». Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ. Слоговой синтез. Твёрдые и мягкие согласные. Гласные 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Ударение. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Разница в звучании гласных в ударном и безударном положении. Безударные гласные. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Две безударные гласные в корне слова. Дифференциация предлогов и приставок. Работа с деформированным предложением, текстом (вставить пропущенные приставки, предлоги). Уточнение и расширение лексико-грамматического строя речи. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Парные звонкие и глухие согласные звуки . Календарно-тематическое планирование. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. № 1. 2. 3. Тема занятий Индивид. Фронтал. Арт. гимнастика Знакомство с для развития логопедическим подвижности губ, кабинетом языка Артикул.гимнастик Устная и а и выработка письменная речь воздушной струи Артикул.гимнастик а для дефектных звуков Речь и предложение. Виды работ Час. Грамм.понятия 1 1 Устная, письменная речь 2 Предложение, слово, сочетание слов Игры на пространственновременную ориентировку, пальчиковая гимнастика см. Садовникова стр.81 Игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, схемы тела см. Селиверстов стр.25,31, Садовникова стр.81 Игры на развитие смысловой и интонационной законченности предложения см. Ефименкова примечание 4. Постановка дефектных звуков 5. Автоматизация дефектных звуков в слогах, словах 6. Автоматизация дефектных звуков в словах 7. Автоматизация дефектных звуков в словах 8. Автоматизация стр.23, 26, 28,30 «Закончи рассказ, добавив одно предложение», схема предложения Предложение и 2 Слово, Игры на составление слово сложные слова, предложений, на развитие синонимы, языкового анализа и синтеза, антонимы закрепление пространственновременных представлений, графо-моторных навыков Связь слов в 2 согласование Упражнения на закрепление предложении. пространственно-временных представлений, развитие графомоторных навыков Звуки речи 1 Звуки речи, Садовникова стр.102-110 гласные, (профили), игры на узнавание согласные букв, на их различение, звуки дифференциацию звуков, закрепление ориентировки на плоскости Гласные звуки, их 2 Гласные звуки, Игры на развитие дифференциация. буквы фонематического слуха Звуковой анализ и Селиверстов стр.36, синтез. Садовникова стр.102,110-112, Ефименкова стр.89-92, Гайдина Л.И. стр.5-8 Контрольная работа за 1 четверть по изученным темам. Деление слов на 2 Слог, слияние Игры на развитие 9. дефектных звуков в предложении Автоматизация 10. дефектных звуков в предложении Автоматизация 11. дефектных звуков в предложении Автоматизация 12. дефектных звуков в предложении. слоги. фонематического восприятия Садовникова стр.202-224, Ефименкова стр.92-96, Лопухина стр.350 Слоговой анализ и синтез 3 Жи-ши,ча-ща, чу-щу Ударение. 2 Ударение, ударный слог. Однокоренные слова. 2 Однокоренные Расширение словарного запаса (родственные) Ефименкова сто.121-129 слова 13. Автоматизация Согласные звуки. дефектных звуков в предложении. 2 Согласные звуки,буквы 14. Автоматизация Звуковой анализ и дефектных звуков в синтез предложении. 2 15. Автоматизация дефектных звуков в предложении. 2 16. Звукобуквенный анализ и синтез Гласные и согласные звуки и буквы Развитие сукцессивных навыков Игры на развитие фонематического восприятия Садовникова стр.112-115 Игры на развитие фонематического восприятия Ефименкова стр.139, Гайдина стр.9-10 Контрольная работа за 2 четверть по теме звукослоговой анализ и синтез. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 18. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 19. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 17. Твердые и мягкие согласные 1 Твердые и мягкие звуки. Мазанова «Логопедия» см. занятия по теме, Садовникова, Гайдина Гласные 2 ряда 2 Парные гласные См. занятия по теме, Садовникова стр.125-126, Гайдина стр.17-18 Дифференциация гласных а-я. Обозначение мягкости с помощью буквы я 20. Автоматизация Дифференциация дефектных звуков в гласных о-ё. самостоятельной Обозначение речи. мягкости с помощью буквы ё 21. Автоматизация Дифференциация дефектных звуков в гласных у-ю. самостоятельной Обозначение речи. мягкости с помощью буквы ю. 22. Автоматизация Дифференциация дефектных звуков в гласных э-е. самостоятельной Обозначение речи. мягкости с 1 Садовникова стр.128 Ефименкова стр.132 1 Ефименкова стр.133-134 Яворская стр.18 1 Ефименкова стр.135 Яворская стр.19 1 Яворская стр.21 помощью буквы е 23. 24. 25. 26. 27. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Дифференциация гласных ы-и. Обозначение мягкости с помощью буквы и. Автоматизация Дифференциация дефектных звуков в твердых и мягких самостоятельной согласных. речи. Автоматизация Мягкий знак. дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация Обобщающий дефектных звуков в урок по теме самостоятельной «Твердые и речи. мягкие согласные». Автоматизация Тестовая работа дефектных звуков в по теме «Твердые самостоятельной и мягкие речи. согласные». 1 Гайдина стр.21-24 Садовникова стр.129-130 1 Дорофеева Г.В. стр. 5-6, стр.3337 2 Гайдина стр.25-32 1 Ефименкова стр.103-106 1 Тест по теме Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 29. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 30. 28. Развитие фонематических процессов. 2 Ефименкова стр.106-110 Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза. 2 Ефименкова стр.110-112 Контрольная работа за 3 четверть по теме «Твердые и мягкие согласные». Автоматизация Звонкие и глухие дефектных звуков в согласные. самостоятельной речи. 32. Автоматизация Дифференциация дефектных звуков в парных согласных самостоятельной с-з. речи. 33. Дифференциация парных согласных п-б. 3 Гайдина стр.48 Садовникова стр.143 1 Ефименкова стр.139-148 1 Ефименкова стр.149-157 Дифференциация парных согласных в-ф. 1 Ефименкова стр.168-172 31. 34. 35. Дифференциация парных согласных г-к. 1 Ефименкова стр.172-180 36. Дифференциация парных согласных д-т. 1 Ефименкова стр.172-180 37. Дифференциация парных согласных ж-ш. 1 Ефименкова стр.181-190 38. Дифференциация 2 Ефименкова стр.195 непарных звонких и глухих согласных. Контрольная работа за год по изученным темам. 39. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи. № 1. 2. Тема занятий Индивид. Фронтал. Арт. гимнастика Знакомство с для развития логопедическим подвижности губ, кабинетом. языка Арт. гимнастика и Устная и Виды работ Час. Грамм.понятия 1 1 Устная, Игры на пространственновременную ориентировку, пальчиковая гимнастика см. Садовникова стр.81 Игры на развитие слухового примечание выработка воздушной струи. письменная речь Арт. гимнастика и выработка воздушной струи. Речь и предложение. 1 Артикул.гимнастик Связь слов в а для дефектных предложении. звуков Арт. гимнастика Предложение и для дефектных слово. Словозвуков предмет. 1 6. Арт. гимнастика для дефектных звуков Предложение и слово. Словодействие. 1 7. Арт. гимнастика для дефектных звуков Предложение и слово. Словопризнак 1 8. Постановка дефектных звуков Постановка Узнавание неречевых звуков Звуки речи. 1 Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы Слова, обозначающие действие предмета Слова, обозначающие признак предмета Звук, шумы 1 Звуки речи, 3. 4. 5. 9. 1 письменная речь внимания, речевого слуха, схема тела см. Селиверстов стр.25,31, Садовникова стр.81. Предложение, Игры на развитие смысловой и слово, сочетание интонационной законченности слов предложения см. Ефименкова стр.23,26, 28, 30 «Закончи рассказ, добавив одно слово», схема предложения. словосочетание Садовникова стр.225 Закрепление пространственновременных представлений, графомоторных навыков. Игры на составление предложений , расширение словарного запаса. Закрепление пространственновременных представлений, графомоторных навыков, расширение словарного запаса. Развитие фонематического слуха. Игры на узнавание букв, дефектных звуков 10. Автоматизация Гласные звуки, их дефектных звуков в дифференциация. слогах. гласные и согласные звуки 1 Гласные звуки, буквы. дифференциацию звуков, Садовникова стр.102-110, закрепление ориентировки на плоскости. Игры на развитие фонематического восприятия, слуха, Селиверстов стр.36, Гайдина стр.5-8 Садовникова стр.102,110112,Ефименкова стр.89-92, 11. Автоматизация Звуковой анализ и 1 Гласные звуки, дефектных звуков в синтез. буквы. словах. 12. Контрольная работа за 1 четверть по изученным темам 13. Автоматизация Деление слов на 2 Слог, слияние, Игры на развитие дефектных звуков в слоги. деление слов на фонематического восприятия словах. слоги Садовникова стр.202-224 14. Автоматизация Слоговой анализ. 2 Жи-ши, ча-ща, Ефименкова стр. 92-96 дефектных звуков в чу-щу словах. 15. Автоматизация Слоговой синтез 2 Лопухина стр.350 дефектных звуков в словах. 16. Автоматизация Ударение. 2 Ударение , Развитие сукцессивных дефектных звуков в ударный слог навыков, Садовникова стр.205 предложении 17. Автоматизация Ударный слог, 2 Садовникова стр.208-209 дефектных звуков в слоговой анализ и предложении синтез. 18. Автоматизация Однокоренные 2 Расширение словарного запаса дефектных звуков в слова. предложении 19. Автоматизация Различие дефектных звуков в родственных и предложении однокоренных слов. 20. Автоматизация Корень слова. дефектных звуков в предложении 21. Автоматизация Согласные звуки, дефектных звуков в буквы. предложении 22. Автоматизация дефектных звуков в предложении 23. Автоматизация дефектных звуков в предложении 24. 25. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 26. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной 1 Корень слова 1 2 Звуковой анализ и синтез 2 Звукобуквенный анализ и синтез 2 Согласные звуки, буквы Звук, буква Расширение словарного запаса, развитие навыков образования слов. Ефименкова стр.121-129 Ефименкова стр. 116 Игры на развитие фонематического восприятия Садовникова стр.112-115, Ефименкова стр.139, Гайдина стр.9-10 Гайдина стр.5-8 Садовникова стр. 111-115 Контрольная работа за 2 четверть по теме «Звукослоговой анализ и синтез» Твердые и мягкие 1 Твердые, мягкие Мазанова «Логопедия» см. согласные согласные занятия по теме, Садовникова, Гайдина Гласные 2 ряда 1 См. занятия по теме, Садовникова стр.125-126, Гайдина стр.17-18 речи. 27. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 28. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 29. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 30. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 31. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 32. Автоматизация дефектных звуков в Дифференциация гласных а-я. Обозначение мягкости с помощью буквы я Дифференциация гласных о-ё. Обозначение мягкости с помощью буквы ё. Дифференциация гласных у-ю. Обозначение мягкости с помощью буквы ю. Дифференциация гласных э-е. Обозначение мягкости с помощью буквы е. Дифференциация гласных ы-и. Обозначение мягкости с помощью буквы и. Дифференциация мягких и твердых 1 Садовникова стр.128 Ефименкова стр.132 1 Ефименкова стр.133-134 Яворская стр.18 1 Ефименкова стр.135 Яворская стр.19 1 Яворская стр.21 1 Гайдина стр.21-24 Садовникова стр.129-130 1 Дорофеева Г.В. стр. 5-6, стр.3337 33. 34. 35. 36. 37. 38. самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. 39. 40. Автоматизация согласных звуков в тексте. Мягкий знак. 2 Мягкий знак Гайдина стр.25-32 Разделительный мягкий знак. 1 Ефименкова стр.103 Обобщающий урок по теме «Твердые и мягкие согласные». 1 Ефименкова стр.103-106 Тестовая работа по теме 1 Тест по теме Развитие фонематических процессов. 2 Ефименкова стр.106-110 Развитие навыков звукослогового анализа и синтеза. 2 Ефименкова стр.110-112 Контрольная работа за 3 четверть по теме «Твердые и мягкие согласные». Звонкие и глухие 1 Звонкие, глухие Гайдина стр.48 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация дефектных звуков в самостоятельной речи. Автоматизация согласные. согласные звуки. Садовникова стр.143 Дифференциация парных согласных с-з. 2 Ефименкова стр.139-148 Дифференциация парных согласных б-п 2 Ефименкова стр.149-157 Дифференциация парных согласных в-ф 1 Ефименкова стр.168-172 Дифференциация парных согласных г-к 1 Ефименкова стр.172-180 Дифференциация парных согласных д-т 2 Ефименкова стр.172-180 Дифференциация парных согласных ш-ж 1 Ефименкова стр.181-190 Дифференциация 1 Ефименкова стр.195 дефектных звуков в непарных звонких самостоятельной и глухих речи. согласных. 48. Контрольная работа за год «Звонкие и глухие согласные. Звуковой анализ и синтез». Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 2 классов с нарушением письменной речи. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема занятия Количество Содержание коррекционной работы часов Знакомство с логопедическим кабинетом. 1 Развитие пространственноТребования к занятиям. временных представлений. Устная и письменная речь. 1 Схема предложения, речевой анализ, синтез. Речь и предложение. 1 Речевой анализ и синтез. Речевой анализ и синтез. 2 Предложение и слово. 1 Количество слов в предложении, их последовательность, распространение предложения. Связь слов в предложении. 2 Предложение и словосочетание, деформированный текст. Уточнение и расширение словарного запаса 2 Садовникова стр.189-191 (синонимы, антонимы, омонимы). 1 Слуховой диктант. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Речевой анализ и синтез». Деление слов на слоги. 2 Слоговой анализ, слияние, слог Слоговой анализ. 2 Садовникова стр.197-202 Слоговой синтез. 2 Садовникова стр.203-204 Слоговой анализ и синтез. 3 Слоговой анализ,синтез примечание 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Ударение, ударный слог. Родственные слова. 2 Ударение, ударный слог в слове 3 Корень слова, однокоренные слова Слуховой диктант за 2 четверть. Контрольная работа за 2 четверть по теме «Слоговой анализ и синтез». Безударные гласные. 3 Упражнения с омофонами Подбор слов для безударных гласных. 3 Садовникова стр.210 Две безударные гласные в корне слова. 2 Ефименкова стр. 126 Твердые и мягкие согласные. 1 Мазанова «Логопедия» см. занятия по теме, Садовникова, Гайдина Гласные 2 ряда. 1 Ефименкова стр. 129 Мягкий знак. 1 Гайдина стр.25-32 Разделительный мягкий знак. 1 Ефименкова стр.103 Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.149-157 согласные п-б. Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.168-172 согласные в-ф. Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.172-180 согласные г-к. Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.172-180 согласные д-т. Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.181-190 согласные ж-ш. Звонкие и глухие согласные. Парные 1 Ефименкова стр.139-148 согласные з-с. Слуховой диктант по теме «Безударные гласные». Контрольная работа за 3 четверть по теме «Звонкие и глухие согласные» (тесты). Приставка. 2 Лексическое значение приставок 34. 35. 36. 37. 38. 39. Предлоги. Виды предлогов. Дифференциация приставок и предлогов. Работа с деформированным текстом. Образование глаголов с помощью приставок. Словарные слова. 2 2 2 2 Значение предлогов. Садовникова стр.254 Яворская стр. 16 Развитие функции словообразования 1 Парамонова стр.364 Слуховой диктант за год. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 3-4 классов с нарушением письменной речи. №п/п Тема занятия 1. 2. 3. Речь и предложение. Речевой анализ и синтез. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Количество часов 1 3 1 1 Содержание коррекционной работы Ефименкова стр.19-30 Ефименкова стр. 30 Связь слов в предложении, словосочетание Главные, второстепенные члены предложения Садовникова стр.110 Садовникова стр.112 примечание Гласные звуки и буквы, их различение. 1 Согласные звуки и буквы, определение 1 места звука, его соседей. Различение понятий гласный и 2 Садовникова стр.115 согласный звуки, звуковой анализ и синтез. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Речевой и звуковой анализ и синтез» Слуховой диктант. Деление слов на слоги, слоговой анализ 3 Садовникова стр.197 и синтез. 11. 12. Слоговой анализ и синтез. Парные гласные. 3 1 13. Твердые и мягкие согласные. 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Садовникова стр.202 Садовникова стр.125-126, Гайдина стр.17-18 Мазанова «Логопедия» см. занятия по теме, Садовникова, Гайдина Яворская стр.16-17 Яворская стр.17-18 Яворская стр.19-20 Яворская стр.20-21 Яворская стр.22 Гайдина стр.25-32 Дифференциация гласных а-я. 1 Дифференциация гласных о-ё. 1 Дифференциация гласных у-ю. 1 Дифференциация гласных э-е. 1 Дифференциация гласных ы-и. 1 Обозначение мягкости согласных 2 буквой ь (мягкий знак). Слуховой диктант за 2 четверть по теме «Мягкие и твердые согласные». Ударение , ударный слог 1 Садовникова стр.205 Понятие об однокоренных словах. 1 Ефименкова стр.116 Состав слова. Как растут слова? 2 Ефименкова стр.118 Безударные гласные в корне слова. 3 Садовникова стр.209 Виды упражнений на правописание 3 Коноваленко «Сборник упражнений», безударных гласных. Полуянова «Безударные гласные» Уточнение и расширение словарного 2 Садовникова стр.189-191 запаса. Приставки. 2 Садовникова стр.217 Предлоги. 2 Садовникова стр.246 Дифференциация приставок и 2 Садовникова стр.254 предлогов. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Приставки и предлоги» (тесты). Слуховой диктант по теме «Безударные гласные». Глухие и звонкие согласные. 2 Гайдина стр.48 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. Различение парных согласных с-з в словах, словосочетаниях, предложениях. Различение парных согласных б-п в словах, словосочетаниях, предложениях. Различение парных согласных д-т в словах, словосочетаниях, предложениях. Различение парных согласных г-к в словах, словосочетаниях, предложениях. Различение парных согласных в-ф в словах, словосочетаниях, предложениях. Различение парных согласных ш-ж в словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация непарных звонких, глухих согласных. Различение оптически схожих букв б-д, п-т. Различение оптически схожих букв л-м, х-ж. 1 Садовникова стр.143 Ефименкова стр.139-148 1 Ефименкова стр.149-157 1 Ефименкова стр.172-180 1 Ефименкова стр.158-165 1 Ефименкова стр.168-172 1 Ефименкова стр.181-190 1 Ефименкова стр.195 1 Садовникова стр. 134 1 Мазанова «Оптическая дисграфия» Контрольный диктант за год. Основные пособия: Волкова Л.С. «Логопедия»; Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»; Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»; Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»; Мальм М.В., СусловаО.В. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 2,3 класс; Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников» Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи» Дополнительные методические пособия: Жукова Н.С. «Уроки логопеда»; Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»; Городилова В.И. «Чтение и письмо», Журналы «Дефектология», «Логопед», «Конфетка».