Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
2. Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, «Об утверждении федеральных адаптированных программ
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»;
3.Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014г. № 1598;
4. Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000г.№2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»; «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.В.Бессоновой;
5. «Примерной рабочей программы коррекционно-логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО)» О.В.
Мукашевой, Л.Л. Тычиной, Г.М. Вартапетовой. Новосибирск, НИПКиПРО, 2013г.
Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
коррекция и профилактика нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса: преодоление нарушений устной речи, преодоление и профилактика нарушений чтения и
письма, развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, повышение мотивации к школьному
обучению.
Задачи курса:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматического компонента речевой системы;
- развитие и совершенствование связной речи;
-коррекция и профилактика чтения и письма;
- совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях;
- обеспечение обучающему успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к
учёбе.
Программа реализуется для обучающихся 1- 4 классов с ТНР. Обучающиеся с ТНР испытывают стойкие трудности в
усвоении программы начального общего обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и
психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У обучающихся с ТНР может быть
общее недоразвитие речи 4,3 уровня, фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитием речи, нарушение
письменной речи.
Характеристика дефекта: у обучающихся нарушена связная речь, звукопроизношение, слоговая структура,
лексическая сторона, грамматика, затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, нарушены общая моторика
артикуляционного аппарата, психические функции. У обучающихся несформированы фонематические процессы,
затруднена дифференциация оппозиционных звуков, неустойчивое внимание, снижена работоспособность, способность
к запоминанию, слабо развиты коммуникативные умения.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
принцип приоритетности интересов обучающихся определяет отношение специалиста, который призван оказывать
каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей на
основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих
событий;
принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений
осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ на всем
протяжении обучения с учетом изменения их личности;
принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ коррекционной работы с обучающимися с
учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов;
принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы,
оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в
общество.
Направления коррекционной работы:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, проведение
их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи
в условиях образовательного учреждения;
– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении
содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного
профиля;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных
возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения
в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного
процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся,
единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов
работы с обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного
обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных
с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей детей.
Продолжительность коррекционно - развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 49 месяцев. Учащиеся, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи» обучаются 1,5-2 года в зависимости от тяжести
дефекта.
Занятия проводятся в подгруппе и/или индивидуально 2 раза в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционно-логопедической работы.
Личностные результаты:
1.Осознание языка как основного средства человеческого общения;
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности;
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных
задач;
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
5. Умение задавать вопросы;
6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
7.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Предметные результаты:
1.Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое
усвоение заместителей (знаковой) функции языка;
3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
6. Коррекция отклонений в речевом развитии младших школьников.
Содержание программы коррекционного курса
Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 1-4 классов. Темы коррекционной работы в 1
классе:
Предложение и слово. Устная и письменная речь. Смысловая и интонационная законченность предложения. Связь слов
в предложении. Схема предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово», «словосочетание».
Определение количества слов в предложении, их последовательность.
Звуки и буквы. Звуки речи, способы их образования. Различие понятий «звук», «буква». Гласные и согласные звуки.
Дифференциация гласных звуков. Звуковой анализ и синтез. Последовательное определение звуков в слове, их
количество. Развитие звукобуквенного анализа.
Деление слов на слоги. Понятие «слог», «слогослияние». Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова.
Определение количества слогов в слове. Правила переноса. Слоговой анализ и синтез.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Постановка знака
ударения в схемах звукового состава слова. Расширение словарного запаса.
Гласные 2 ряда. Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных первых и вторых рядов. Смягчение согласных
звуков с помощью гласных 2 ряда.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Различение согласных по твёрдости-мягкости. Гласные 2 ряда.
Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных первого и второго рядов. Смягчение согласных звуков с
помощью гласных 2 ряда.
Мягкий знак. Обозначение мягкости при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце и середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация звонких и глухих согласных. Определение звонких и глухих согласных в устной речи. Развитие
фонематического слуха, восприятия. Различение согласных звуков по звонкости-глухости, соответствующие им буквы
при чтении и на письме. Непарные звонкие и глухие согласные и буквы.
Темы коррекционной работы в 2 классе:
Речь и предложение. Устная и письменная речь. Закрепление представлений о предложении как о минимальной
единицы передачи законченной мысли. Выделение предложений из сплошного текста. Семантический анализ
предложений.
Предложение и слово. Предложение и словосочетание. Главные члены предложения. Распространение предложений.
Связь слов в предложении. Деформированный текст. Речевой анализ и синтез. Письмо предложений под диктовку.
Уточнение и расширение словарного запаса.
Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятия «слог», «слияние». Слогообразующая роль гласных звуков. Деление
слов на слоги. Слоговой анализ. Слоговой синтез.
Ударение. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Разница в
звучании гласных в ударном и безударном положении.
Безударные гласные. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Способы проверки безударных гласных в
корне слова. Две безударные гласные в корне слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Гласные 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация
твёрдых и мягких согласных.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в устной речи и соответствующих
им букв при чтении и на письме. Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Приставка. Лексическое значение приставок. Образование новых слов с помощью приставок. Роль приставки в
изменении значения слова. Правописание приставок. Расширение словарного запаса.
Предлог. Закрепление значения предлогов. Виды предлогов. Практическое овладение разными предлогами.
Правописание предлогов в предложении.
Дифференциация приставок и предлогов. Работа с деформированным предложением, текстом (вставить
пропущенные приставки, предлоги). Уточнение и расширение лексико-грамматического строя речи.
Темы коррекционной работы в 3-4 классе:
Речь и предложение. Устная и письменная речь. Закрепление представлений о предложении как о минимальной
единицы передачи законченной мысли. Выделение предложений из сплошного текста. Определение границы
предложений. Семантический анализ предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Письмо под
диктовку предложений и текстов, включающих изученные орфограммы.
Речевой анализ и синтез. Определение количества звуков в слове и их последовательность. Звуковой анализ и синтез.
Дифференциация гласных звуков. Образование и правильная артикуляция гласных звуков. Выделение гласных
звуков из слов. Гласные звуки и буквы, их сравнения, различия. Работа с деформированным словом, предложением,
текстом (пропущены гласные буквы).
Звукобуквенный анализ и синтез. Обобщение сведений по звукобуквенному составу русского языка.
Смыслоразличительная роль фонемы. Звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и
буквами.
Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятия «слог», «слияние». Слогообразующая роль гласных звуков. Деление
слов на слоги. Слоговой анализ. Слоговой синтез.
Твёрдые и мягкие согласные. Гласные 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация
твёрдых и мягких согласных.
Ударение. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Разница в
звучании гласных в ударном и безударном положении.
Безударные гласные. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Способы проверки безударных гласных в
корне слова. Две безударные гласные в корне слова.
Дифференциация предлогов и приставок. Работа с деформированным предложением, текстом (вставить пропущенные
приставки, предлоги). Уточнение и расширение лексико-грамматического строя речи.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в устной речи и соответствующих
им букв при чтении и на письме. Парные звонкие и глухие согласные звуки .
Календарно-тематическое планирование.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
№
1.
2.
3.
Тема занятий
Индивид.
Фронтал.
Арт. гимнастика
Знакомство с
для развития
логопедическим
подвижности губ,
кабинетом
языка
Артикул.гимнастик
Устная и
а и выработка
письменная речь
воздушной струи
Артикул.гимнастик
а для дефектных
звуков
Речь и
предложение.
Виды работ
Час. Грамм.понятия
1
1
Устная,
письменная
речь
2
Предложение,
слово,
сочетание слов
Игры на пространственновременную ориентировку,
пальчиковая гимнастика см.
Садовникова стр.81
Игры на развитие слухового
внимания, речевого слуха,
схемы тела см. Селиверстов
стр.25,31, Садовникова стр.81
Игры на развитие смысловой и
интонационной законченности
предложения см. Ефименкова
примечание
4.
Постановка
дефектных звуков
5.
Автоматизация
дефектных звуков в
слогах, словах
6.
Автоматизация
дефектных звуков в
словах
7.
Автоматизация
дефектных звуков в
словах
8.
Автоматизация
стр.23, 26, 28,30 «Закончи
рассказ, добавив одно
предложение», схема
предложения
Предложение и
2
Слово,
Игры на составление
слово
сложные слова,
предложений, на развитие
синонимы,
языкового анализа и синтеза,
антонимы
закрепление пространственновременных представлений,
графо-моторных навыков
Связь слов в
2
согласование
Упражнения на закрепление
предложении.
пространственно-временных
представлений, развитие графомоторных навыков
Звуки речи
1
Звуки речи,
Садовникова стр.102-110
гласные,
(профили), игры на узнавание
согласные
букв, на их различение,
звуки
дифференциацию звуков,
закрепление ориентировки на
плоскости
Гласные звуки, их
2
Гласные звуки,
Игры на развитие
дифференциация.
буквы
фонематического слуха
Звуковой анализ и
Селиверстов стр.36,
синтез.
Садовникова стр.102,110-112,
Ефименкова стр.89-92,
Гайдина Л.И. стр.5-8
Контрольная работа за 1 четверть по изученным темам.
Деление слов на
2
Слог, слияние Игры на развитие
9.
дефектных звуков в
предложении
Автоматизация
10. дефектных звуков в
предложении
Автоматизация
11. дефектных звуков в
предложении
Автоматизация
12. дефектных звуков в
предложении.
слоги.
фонематического восприятия
Садовникова стр.202-224,
Ефименкова стр.92-96, Лопухина
стр.350
Слоговой анализ и
синтез
3
Жи-ши,ча-ща,
чу-щу
Ударение.
2
Ударение,
ударный слог.
Однокоренные
слова.
2
Однокоренные Расширение словарного запаса
(родственные) Ефименкова сто.121-129
слова
13.
Автоматизация
Согласные звуки.
дефектных звуков в
предложении.
2
Согласные
звуки,буквы
14.
Автоматизация
Звуковой анализ и
дефектных звуков в синтез
предложении.
2
15.
Автоматизация
дефектных звуков в
предложении.
2
16.
Звукобуквенный
анализ и синтез
Гласные и
согласные
звуки и буквы
Развитие сукцессивных навыков
Игры на развитие
фонематического восприятия
Садовникова стр.112-115
Игры на развитие
фонематического восприятия
Ефименкова стр.139, Гайдина
стр.9-10
Контрольная работа за 2 четверть по теме звукослоговой анализ и синтез.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
18.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
19.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
17.
Твердые и мягкие
согласные
1
Твердые и
мягкие звуки.
Мазанова «Логопедия» см.
занятия по теме, Садовникова,
Гайдина
Гласные 2 ряда
2
Парные гласные
См. занятия по теме,
Садовникова стр.125-126,
Гайдина стр.17-18
Дифференциация
гласных а-я.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы я
20.
Автоматизация
Дифференциация
дефектных звуков в гласных о-ё.
самостоятельной Обозначение
речи.
мягкости с
помощью буквы ё
21.
Автоматизация
Дифференциация
дефектных звуков в гласных у-ю.
самостоятельной Обозначение
речи.
мягкости с
помощью буквы
ю.
22.
Автоматизация
Дифференциация
дефектных звуков в гласных э-е.
самостоятельной Обозначение
речи.
мягкости с
1
Садовникова стр.128
Ефименкова стр.132
1
Ефименкова стр.133-134
Яворская стр.18
1
Ефименкова стр.135
Яворская стр.19
1
Яворская стр.21
помощью буквы е
23.
24.
25.
26.
27.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Дифференциация
гласных ы-и.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы
и.
Автоматизация
Дифференциация
дефектных звуков в твердых и мягких
самостоятельной согласных.
речи.
Автоматизация
Мягкий знак.
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
Обобщающий
дефектных звуков в урок по теме
самостоятельной «Твердые и
речи.
мягкие
согласные».
Автоматизация
Тестовая работа
дефектных звуков в по теме «Твердые
самостоятельной
и мягкие
речи.
согласные».
1
Гайдина стр.21-24
Садовникова стр.129-130
1
Дорофеева Г.В. стр. 5-6, стр.3337
2
Гайдина стр.25-32
1
Ефименкова стр.103-106
1
Тест по теме
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
29.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
30.
28.
Развитие
фонематических
процессов.
2
Ефименкова стр.106-110
Развитие навыков
звуко-слогового
анализа и синтеза.
2
Ефименкова стр.110-112
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Твердые и мягкие согласные».
Автоматизация
Звонкие и глухие
дефектных звуков в
согласные.
самостоятельной
речи.
32.
Автоматизация
Дифференциация
дефектных звуков в парных согласных
самостоятельной с-з.
речи.
33.
Дифференциация
парных согласных
п-б.
3
Гайдина стр.48
Садовникова стр.143
1
Ефименкова стр.139-148
1
Ефименкова стр.149-157
Дифференциация
парных согласных
в-ф.
1
Ефименкова стр.168-172
31.
34.
35.
Дифференциация
парных согласных
г-к.
1
Ефименкова стр.172-180
36.
Дифференциация
парных согласных
д-т.
1
Ефименкова стр.172-180
37.
Дифференциация
парных согласных
ж-ш.
1
Ефименкова стр.181-190
38.
Дифференциация
2
Ефименкова стр.195
непарных звонких
и глухих
согласных.
Контрольная работа за год по изученным темам.
39.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи.
№
1.
2.
Тема занятий
Индивид.
Фронтал.
Арт. гимнастика
Знакомство с
для развития
логопедическим
подвижности губ,
кабинетом.
языка
Арт. гимнастика и
Устная и
Виды работ
Час. Грамм.понятия
1
1
Устная,
Игры на пространственновременную ориентировку,
пальчиковая гимнастика см.
Садовникова стр.81
Игры на развитие слухового
примечание
выработка
воздушной струи.
письменная речь
Арт. гимнастика и
выработка
воздушной струи.
Речь и
предложение.
1
Артикул.гимнастик
Связь слов в
а для дефектных
предложении.
звуков
Арт. гимнастика
Предложение и
для дефектных
слово. Словозвуков
предмет.
1
6.
Арт. гимнастика
для дефектных
звуков
Предложение и
слово. Словодействие.
1
7.
Арт. гимнастика
для дефектных
звуков
Предложение и
слово. Словопризнак
1
8.
Постановка
дефектных звуков
Постановка
Узнавание
неречевых звуков
Звуки речи.
1
Слова,
обозначающие
одушевленные и
неодушевленные
предметы
Слова,
обозначающие
действие
предмета
Слова,
обозначающие
признак
предмета
Звук, шумы
1
Звуки речи,
3.
4.
5.
9.
1
письменная речь внимания, речевого слуха,
схема тела см. Селиверстов
стр.25,31, Садовникова стр.81.
Предложение, Игры на развитие смысловой и
слово, сочетание интонационной законченности
слов
предложения см. Ефименкова
стр.23,26, 28, 30 «Закончи
рассказ, добавив одно слово»,
схема предложения.
словосочетание Садовникова стр.225
Закрепление пространственновременных представлений,
графомоторных навыков.
Игры на составление
предложений , расширение
словарного запаса.
Закрепление пространственновременных представлений,
графомоторных навыков,
расширение словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха.
Игры на узнавание букв,
дефектных звуков
10. Автоматизация
Гласные звуки, их
дефектных звуков в дифференциация.
слогах.
гласные и
согласные звуки
1
Гласные звуки,
буквы.
дифференциацию звуков,
Садовникова стр.102-110,
закрепление ориентировки на
плоскости.
Игры на развитие
фонематического восприятия,
слуха, Селиверстов стр.36,
Гайдина стр.5-8
Садовникова стр.102,110112,Ефименкова стр.89-92,
11. Автоматизация
Звуковой анализ и
1
Гласные звуки,
дефектных звуков в
синтез.
буквы.
словах.
12.
Контрольная работа за 1 четверть по изученным темам
13. Автоматизация
Деление слов на
2
Слог, слияние,
Игры на развитие
дефектных звуков в слоги.
деление слов на фонематического восприятия
словах.
слоги
Садовникова стр.202-224
14. Автоматизация
Слоговой анализ.
2
Жи-ши, ча-ща, Ефименкова стр. 92-96
дефектных звуков в
чу-щу
словах.
15. Автоматизация
Слоговой синтез
2
Лопухина стр.350
дефектных звуков в
словах.
16. Автоматизация
Ударение.
2
Ударение ,
Развитие сукцессивных
дефектных звуков в
ударный слог
навыков, Садовникова стр.205
предложении
17. Автоматизация
Ударный слог,
2
Садовникова стр.208-209
дефектных звуков в слоговой анализ и
предложении
синтез.
18. Автоматизация
Однокоренные
2
Расширение словарного запаса
дефектных звуков в
слова.
предложении
19. Автоматизация
Различие
дефектных звуков в родственных и
предложении
однокоренных
слов.
20. Автоматизация
Корень слова.
дефектных звуков в
предложении
21. Автоматизация
Согласные звуки,
дефектных звуков в буквы.
предложении
22. Автоматизация
дефектных звуков в
предложении
23. Автоматизация
дефектных звуков в
предложении
24.
25. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
26. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
1
Корень слова
1
2
Звуковой анализ и
синтез
2
Звукобуквенный
анализ и синтез
2
Согласные
звуки, буквы
Звук, буква
Расширение словарного запаса,
развитие навыков образования
слов.
Ефименкова стр.121-129
Ефименкова стр. 116
Игры на развитие
фонематического восприятия
Садовникова стр.112-115,
Ефименкова стр.139, Гайдина
стр.9-10
Гайдина стр.5-8
Садовникова стр. 111-115
Контрольная работа за 2 четверть по теме «Звукослоговой анализ и синтез»
Твердые и мягкие
1
Твердые, мягкие
Мазанова «Логопедия» см.
согласные
согласные
занятия по теме, Садовникова,
Гайдина
Гласные 2 ряда
1
См. занятия по теме,
Садовникова стр.125-126,
Гайдина стр.17-18
речи.
27. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
28. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
29. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
30. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
31. Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
32. Автоматизация
дефектных звуков в
Дифференциация
гласных а-я.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы я
Дифференциация
гласных о-ё.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы ё.
Дифференциация
гласных у-ю.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы ю.
Дифференциация
гласных э-е.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы е.
Дифференциация
гласных ы-и.
Обозначение
мягкости с
помощью буквы и.
Дифференциация
мягких и твердых
1
Садовникова стр.128
Ефименкова стр.132
1
Ефименкова стр.133-134
Яворская стр.18
1
Ефименкова стр.135
Яворская стр.19
1
Яворская стр.21
1
Гайдина стр.21-24
Садовникова стр.129-130
1
Дорофеева Г.В. стр. 5-6, стр.3337
33.
34.
35.
36.
37.
38.
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
39.
40. Автоматизация
согласных звуков в
тексте.
Мягкий знак.
2
Мягкий знак
Гайдина стр.25-32
Разделительный
мягкий знак.
1
Ефименкова стр.103
Обобщающий урок
по теме «Твердые и
мягкие согласные».
1
Ефименкова стр.103-106
Тестовая работа по
теме
1
Тест по теме
Развитие
фонематических
процессов.
2
Ефименкова стр.106-110
Развитие навыков
звукослогового
анализа и синтеза.
2
Ефименкова стр.110-112
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Твердые и мягкие согласные».
Звонкие и глухие
1
Звонкие, глухие
Гайдина стр.48
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
дефектных звуков в
самостоятельной
речи.
Автоматизация
согласные.
согласные звуки.
Садовникова стр.143
Дифференциация
парных согласных
с-з.
2
Ефименкова стр.139-148
Дифференциация
парных согласных
б-п
2
Ефименкова стр.149-157
Дифференциация
парных согласных
в-ф
1
Ефименкова стр.168-172
Дифференциация
парных согласных
г-к
1
Ефименкова стр.172-180
Дифференциация
парных согласных
д-т
2
Ефименкова стр.172-180
Дифференциация
парных согласных
ш-ж
1
Ефименкова стр.181-190
Дифференциация
1
Ефименкова стр.195
дефектных звуков в непарных звонких
самостоятельной
и глухих
речи.
согласных.
48.
Контрольная работа за год «Звонкие и глухие согласные. Звуковой анализ и синтез».
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 2 классов с нарушением письменной речи.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема занятия
Количество Содержание коррекционной работы
часов
Знакомство с логопедическим кабинетом.
1
Развитие пространственноТребования к занятиям.
временных представлений.
Устная и письменная речь.
1
Схема предложения, речевой анализ,
синтез.
Речь и предложение.
1
Речевой анализ и синтез.
Речевой анализ и синтез.
2
Предложение и слово.
1
Количество слов в предложении, их
последовательность,
распространение предложения.
Связь слов в предложении.
2
Предложение и словосочетание,
деформированный текст.
Уточнение и расширение словарного запаса
2
Садовникова стр.189-191
(синонимы, антонимы, омонимы).
1
Слуховой диктант.
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Речевой анализ и синтез».
Деление слов на слоги.
2
Слоговой анализ, слияние, слог
Слоговой анализ.
2
Садовникова стр.197-202
Слоговой синтез.
2
Садовникова стр.203-204
Слоговой анализ и синтез.
3
Слоговой анализ,синтез
примечание
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Ударение, ударный слог.
Родственные слова.
2
Ударение, ударный слог в слове
3
Корень слова, однокоренные слова
Слуховой диктант за 2 четверть.
Контрольная работа за 2 четверть по теме «Слоговой анализ и синтез».
Безударные гласные.
3
Упражнения с омофонами
Подбор слов для безударных гласных.
3
Садовникова стр.210
Две безударные гласные в корне слова.
2
Ефименкова стр. 126
Твердые и мягкие согласные.
1
Мазанова «Логопедия» см. занятия
по теме, Садовникова, Гайдина
Гласные 2 ряда.
1
Ефименкова стр. 129
Мягкий знак.
1
Гайдина стр.25-32
Разделительный мягкий знак.
1
Ефименкова стр.103
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.149-157
согласные п-б.
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.168-172
согласные в-ф.
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.172-180
согласные г-к.
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.172-180
согласные д-т.
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.181-190
согласные ж-ш.
Звонкие и глухие согласные. Парные
1
Ефименкова стр.139-148
согласные з-с.
Слуховой диктант по теме «Безударные гласные».
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Звонкие и глухие согласные» (тесты).
Приставка.
2
Лексическое значение приставок
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Предлоги. Виды предлогов.
Дифференциация приставок и предлогов.
Работа с деформированным текстом.
Образование глаголов с помощью
приставок.
Словарные слова.
2
2
2
2
Значение предлогов.
Садовникова стр.254
Яворская стр. 16
Развитие функции словообразования
1
Парамонова стр.364
Слуховой диктант за год.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 3-4 классов с нарушением письменной речи.
№п/п
Тема занятия
1.
2.
3.
Речь и предложение.
Речевой анализ и синтез.
Грамматическое оформление
предложений.
Распространение предложений.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Количество
часов
1
3
1
1
Содержание коррекционной работы
Ефименкова стр.19-30
Ефименкова стр. 30
Связь слов в предложении,
словосочетание
Главные, второстепенные члены
предложения
Садовникова стр.110
Садовникова стр.112
примечание
Гласные звуки и буквы, их различение.
1
Согласные звуки и буквы, определение
1
места звука, его соседей.
Различение понятий гласный и
2
Садовникова стр.115
согласный звуки, звуковой анализ и
синтез.
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Речевой и звуковой анализ и синтез»
Слуховой диктант.
Деление слов на слоги, слоговой анализ
3
Садовникова стр.197
и синтез.
11.
12.
Слоговой анализ и синтез.
Парные гласные.
3
1
13.
Твердые и мягкие согласные.
1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Садовникова стр.202
Садовникова стр.125-126, Гайдина
стр.17-18
Мазанова «Логопедия» см. занятия по
теме, Садовникова, Гайдина
Яворская стр.16-17
Яворская стр.17-18
Яворская стр.19-20
Яворская стр.20-21
Яворская стр.22
Гайдина стр.25-32
Дифференциация гласных а-я.
1
Дифференциация гласных о-ё.
1
Дифференциация гласных у-ю.
1
Дифференциация гласных э-е.
1
Дифференциация гласных ы-и.
1
Обозначение мягкости согласных
2
буквой ь (мягкий знак).
Слуховой диктант за 2 четверть по теме «Мягкие и твердые согласные».
Ударение , ударный слог
1
Садовникова стр.205
Понятие об однокоренных словах.
1
Ефименкова стр.116
Состав слова. Как растут слова?
2
Ефименкова стр.118
Безударные гласные в корне слова.
3
Садовникова стр.209
Виды упражнений на правописание
3
Коноваленко «Сборник упражнений»,
безударных гласных.
Полуянова «Безударные гласные»
Уточнение и расширение словарного
2
Садовникова стр.189-191
запаса.
Приставки.
2
Садовникова стр.217
Предлоги.
2
Садовникова стр.246
Дифференциация приставок и
2
Садовникова стр.254
предлогов.
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Приставки и предлоги» (тесты).
Слуховой диктант по теме «Безударные гласные».
Глухие и звонкие согласные.
2
Гайдина стр.48
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Различение парных согласных с-з в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Различение парных согласных б-п в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Различение парных согласных д-т в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Различение парных согласных г-к в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Различение парных согласных в-ф в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Различение парных согласных ш-ж в
словах, словосочетаниях,
предложениях.
Дифференциация непарных звонких,
глухих согласных.
Различение оптически схожих букв б-д,
п-т.
Различение оптически схожих букв л-м,
х-ж.
1
Садовникова стр.143
Ефименкова стр.139-148
1
Ефименкова стр.149-157
1
Ефименкова стр.172-180
1
Ефименкова стр.158-165
1
Ефименкова стр.168-172
1
Ефименкова стр.181-190
1
Ефименкова стр.195
1
Садовникова стр. 134
1
Мазанова «Оптическая дисграфия»
Контрольный диктант за год.
Основные пособия:
Волкова Л.С. «Логопедия»;
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»;
Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»;
Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»;
Мальм М.В., СусловаО.В. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 2,3 класс;
Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников»
Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи»
Дополнительные методические пособия:
Жукова Н.С. «Уроки логопеда»;
Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»;
Городилова В.И. «Чтение и письмо»,
Журналы «Дефектология», «Логопед», «Конфетка».