Положение об оказании логопедической помощи

- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1 Логопедическая помощь оказывается ОО независимо от ее
организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ.
2.2 При оказании логопедической помощи в ОО ведется следующая
документация:











рабочая программа коррекционно-логопедической работы;
годовой план работы учителя-логопеда;
расписание занятий и график работы;
журнал учёта посещаемости логопедических занятий;
индивидуальные речевые карты обучающихся;
индивидуальные карты развития ребёнка (электронные карты
сопровождения);
рабочие тетради обучающихся;
отчётная документация по результатам логопедической работы;
журнал консультаций учителей, родителей

Срок хранения документации – 3 года с момента завершения оказания
логопедической помощи. Документация хранится в соответствии с
законодательством о защите персональных данных.
2.3 Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом ОО, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных
обучающихся;
2)
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,

испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом школы, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения
1 и 2 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Фронтальное
обследование с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся начальной школы,
обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения
устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих
признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации
внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 3 к
Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной
и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании приказа директора школы.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной
и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы школы и на основании установленного режима работы специалистов.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их
здоровья
и
отвечающих
санитарно-гигиеническим
требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
школы, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования
3.1 Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования определяются с учетом локальных
нормативных актов школы.
3.2 Обучающиеся могут получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
3.3 Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и
требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и
составляет (в форме групповых, подгрупповых и (или) индивидуальных
занятий) 2-3 логопедических занятия в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю
для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых,
подгрупповых и индивидуальных занятий) 1-2 логопедических занятия в
неделю;
3) для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых, подгрупповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной школы.
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 классах – групповое, подгрупповое занятие - 35 мин, индивидуальное –
15- 20 мин,

во 2 – 5 классах – групповое, подгрупповое занятие - 40 мин, индивидуальное
- 20 мин.
3.5 Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
1) для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
общего образования, не более 6 - 8 человек;
2) для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более
6 - 8 человек;
3) для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной школы.
3.6 Продолжительность коррекционно-развивающего обучения
определяется структурой и выраженностью речевого дефекта.

детей

3.7 Учебный материал должен отвечать учебно-коррекционным задачам и
соответствовать возрасту обучающихся.
3.8 Темы групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий, а также
посещаемость занятий фиксируются в журнале учёта посещаемости
логопедических занятий, который является финансовым документом.
3.9 Ответственность за посещение логопедических занятий обучающимися
несут учитель-логопед, родители (законные представители), классный
руководитель, директор школы.
4. Материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий
4.1 Для логопедического помещения выделяется кабинет в ОО, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие раковины, правильной
освещённости, условий для соблюдения воздушного режима), который
должен быть эстетически оформлен.
4.2 При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону

учителя-логопеда,
зону
сенсомоторную зону.

коррекционно-развивающих

занятий

и

4.3 В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
4.4 Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать,
настенным зеркалом, индивидуальными зеркалами, доской, учебными
плакатами,
пособиями,
дидактическими
играми,
индивидуальным
раздаточным и дидактическим материалами, передвижной детской мебелью
для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
4.5 При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
5. Заключительные положения
5.1 Настоящее положение о логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается приказом директора школы.
5.2 Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
5.3 Положение принимается на неопределённый срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1
настоящего Положения.
5.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Приложение № 1
Директору МАОУ «Лицея№7»
___________________________
___________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 2

Директору МАОУ «Лицея№7»
___________________________
___________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в классе;
2. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в
состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение
на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:

1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного
образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом
обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на
критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при
этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы
и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности
к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей,
пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых
родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления (для подростков, а также обучающихся с
девиантным (общественно-опасным) поведением):
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно
наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители,
исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых
учителей);

- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию
на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный
лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося
(сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных
сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том
числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована
недостаточно, сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого
слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей
ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих
тетрадей, результаты контрольных работ и другое).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».