Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Введены в действие приказом № 184 от 29.08.2020 Принято Педагогическим советом Протокол № 9 от 28.08.2020 года Экземпляр 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор _____ Т.А. Смирнова ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) (далее Положение) разработано на основании: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 ―Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования‖ 1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде образовательной организации(далее - ОО) детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. 1.3. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательной организации. 1.4. Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.( п. 16 статьи 2 № 273-ФЗ) Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (п. 27 статьи 2 № 273-ФЗ) Адаптированная основная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (п. 28 статьи 2 № 273-ФЗ). 2. Организация инклюзивного образования 2.1.1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) образовательной организации, реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в таком классе не может превышать 2 человека. 2.1.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется территориальной психолого-медико-педагогической комиссией. 2.1.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка(п.3, раздела 2 Порядка). 2.1.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в ОО являются: - создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); - повышение квалификации педагогических работников; - создание психолого-медико-педагогического консилиума для организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2.1.5. Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс осуществляется приказом директора с согласия родителей (законных представителей), на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с указанием программы обучения. 2.2. Организация инклюзивного образования 2.2.1. В ОО инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано: - по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; - адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; - по индивидуальной образовательной программе. 2.2.2.Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вид реализуемых образовательных программ определяются в соответствии с рекомендациями ТПМПК. 2.2.3. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. 2.2.4. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам должно учитывать программу коррекционной работы, направленнную на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования. 2.2.5. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом школы. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой специалиста(психолога, социального педагога) образовательной организации. 2.2.6. В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом первичного нарушения и особых образовательных потребностей. 2.2.7. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. 2.2.8. Режим работы ОО при оказании услуг инклюзивного образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно. 2.2.9. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается диагностический период. 2.3. Критерии организации инклюзивного образования 2.3.1 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий; 2.3.2. готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся не имеющих нарушений в развитии); 2.3.3. соответствие образовательной среды образовательной организации потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (статья 5№ 273-ФЗ) 3. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с Положением о промежуточной аттестации. 3.2. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных образовательных программ в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению ПМПк, обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику в ТПМПК для получения рекомендаций. 3.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. 3.4. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в соответствии с федеральным законодательством. 3.5. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. 4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования 4.1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется ПМПк 4.2. Специалисты ПМПк: - осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ; - проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками образовательной организации, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации; - разрабатывают совместно с учителями индивидуальные образовательные маршруты; - отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ТПМПК; - организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии; - осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии; - согласуют со специалистами ТПМПК оценку результатов обучения. 4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель при наличии: дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, тьютор. 4.4. На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с ОВЗ выделяется в 1-4 классах – 1 час, а в 5-9 классах – 2 часа в неделю. 4.5. Коррекционно-педагогические занятия проводятся в форме индивидуальных или групповых коррекционных занятий. 4.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к). 4.7. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание образовательной организации ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ТПМПК. V. Права и обязанности обучающихся. Обучающийся с ОВЗ имеет право на: 5.1. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 5.2. обучение по индивидуальному учебному плану; 5.3. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 5.4. свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 5.5. каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; 5.6. перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня; 5.7. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной базой ОО; 5.8. развитие своих творческих способностей и интересов; Обучающийся с ОВЗ обязан: 5.9. добросовестно осваивать образовательную программу; 5.10. выполнять индивидуальный учебный план; 5.11. осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям; 5.12. выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 5.13. соблюдать требования устава ОО и локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 5.14. уважать честь и достоинство работников ОО, осуществляющей образовательную деятельность; 5.15. заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; VI. Права и обязанности родителей (законных представителей). Родители (законные представители) имеют право: 6.1. получать в ОО консультации по вопросам обучения и воспитания обучающегося; 6.2. знакомиться с результатами обучения в установленном в ОО порядке; 6.3. присутствовать на занятиях по согласованию с администрацией ОО в установленном порядке; 6.4. осуществлять иные права, регламентированные действующим законодательством Российской Федерации. Родители (законные представители) обязаны: 6.5. осуществлять контроль за выполнением обучающимся домашнего задания, задаваемого в соответствии с учебным планом; 6.6. предоставлять своевременно документы установленного образца, подтверждающие уважительность причины отсутствия обучающегося на занятиях; 6.7. по просьбе ОО приходить для бесед при наличии претензий ОО к поведению обучающегося или его отношению к получению образовательных услуг; 6.8. выполнять требования законодательства Российской Федерации в отношении прав и обязанностей родителей, Устава ОО; 6.9. возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу ОО, в том числе мебели, оборудованию, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; 6.10. осуществлять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации. VII. Права и обязанности образовательной организации. ОО имеет право: 7.1. устанавливать порядок и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося в рамках локального акта; 7.2. определять объем учебной нагрузки обучающихся в соответствии с состоянием его здоровья и возможностью освоения предметов учебного плана; 7.3. осуществлять иные права, регламентированные действующим законодательством Российской Федерации. ОО обязана: 7.4. знакомить Законного представителя с уставными документами и локальными нормативными актами ОО, в том числе непосредственно связанными с организацией обучения детей с ОВЗ; 7.5. предоставлять обучающемуся в бесплатное пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебнометодические материалы; 7.6. обеспечивать обучающегося специалистами из числа педагогических работников; 7.7. оказывать обучающемуся психолого-педагогическую, медикосоциальную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; 7.8. осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося; 7.9. выдавать обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, документ об образовании; 7.10. осуществлять психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающегося; 7.11. контролировать регулярность проведения учебных занятий, их соответствие расписанию уроков; 7.12. предоставлять возможность участия обучающимся в школьных, городских, областных конкурсах и иных открытых мероприятиях; 7.13.осуществлять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации. 8. Ведение документации В ОО ведется следующая документация: 8.1. заключение ТПМПК; 8.2. адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ; 8.3. адаптированные рабочие программы по предметам для обучающихся с ОВЗ в соответствии с примерными программами; 8.4. заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями ТПМПК; 8.5. приказ ОО об организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, с указанием аудиторной учебной нагрузки на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (по рекомендации ТМПК), организация психологопедагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников ОО; 8.6. индивидуальный учебный план; 8.7. план воспитательной работы ОО, включающий мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся, учителей и родителей гуманного отношения к инвалидам; 8.8.расписание уроков (занятий); 8.9. документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; 8.10. психолого-педагогическая карта обучающегося с ОВЗ; 8.11. тетради обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, посещающих коррекционные занятия; 8.12. результаты мониторинговых исследований, опросов, анкетирования по вопросам инклюзивного образования;