Пояснительная записка
к учебному плану
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №7» на 2025-2026 учебный год
для V –IX- х классов, реализующему ФГОС ООО.
Учебный план для обучающихся V –IX- х классов является частью основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ «Лицей №7»,
реализующих ФГОС ООО, является частью ООП, разработан на основе
Закона РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования";
приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. N 704"О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 №
467«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
постановления Главного
государственного санитарного врача
РФ
от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.01.2021 N 62296).
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам и является одним из основных механизмов, обеспечивающих
достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
1
В лицее №7 созданы условия для реализации ФГОС ООО (кадровые,
материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, психологопедагогические, информационно-методические).
Учебный план для V – IX - х классов, реализующий ФГОС ООО в 20252026 учебном году, рассмотрен на педагогическом совете (протокол № 12 от 29.
08. 2024).
Учебный план определяет объём учебной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение
содержания образования по учебным предметам. Учебные предметы в учебном
плане представлены на базовом и углубленном уровне
Особенности реализации обязательной части.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
русский язык и литература(русский язык, литература);
иностранные языки (иностранный язык 5-9 классы). Учебный план 5-9 классов не
предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык» в
рамках обязательной предметной области «Иностранный язык», так как родители в
заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет;
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история,
обществознание, география); в 9-м классе в соответствии с ФОП ООО в учебный
предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история», включен модуль «Введение в новейшую историю» объемом 17 часов.
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и
статистика, информатика);
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (труд(технология);
основы безопасности и защиты Родины (основы безопасности и защиты
Родины);
физическая культура (физическая культура).
При проведении занятий по иностранному языку (5—9 кл.), труду(технологии)
(5—9 кл.), информатике(7-9 кл.), химии(9В), введение в информатику (5-6 кл.),
робототехнике(5-6 кл.) осуществляется деление классов на группы.
Третий час физической культуры реализуется за счет часов внеурочной и
соревновательной деятельности, Программы дополнительного образования «Общая
физическая подготовка», посещения обучающимися спортивных секций.
Особенности реализации части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей(законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся
Время, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных
отношений, используются на:
2
1. Увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне
Предмет
Математика
Алгебра
Геометрия
История
России
Химия
Биология
5А 5Б 5В 6А 6Б 6В 6Г 7А 7Б 7В 8А 8Б 8В
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9а
9Б
9В
9Г
1
1
0,5 0,5 0,5 0,5
2
1
2
1
2. На введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Предмет
Языковые
нормы русской
речи
Комплексный
анализ текста
Математический
практикум
Введение в
информатику
Программирован
ие
Робототехника
Физика-химия
Физический
лабораторный
практикум
Химический
практикум
Азбука химии
Обществоведчес
кий практикум
Компьютерный
практикум
Черчение
Функциональная
грамотность
Практическая
география
Проектные
мастерские
5А
5Б
5В
6А
6Б
6
В
7
А
7
Б
7
В
1
8
А
8
Б
8
В
1
9
А
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
9В
1
9
Г
1
1
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5 0,5
1
1
1
9
Б
1
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
3
В V-х классах курс «Введение в информатику», 34 часа в год, направлен на
формирование и развитие знаний, умений и навыков работы с информацией в
современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной
безопасности личности обучающегося
и формирование УУД;
курс
«Робототехника», 17 часов в год; «Практическая география», «Физика-химия», 34
часа в год, направлены на формирование УУД;
В VI-х классах курс «Введение в информатику», 34 часа в год, «Робототехника»,
17 часов в год, «Математический практикум», «Языковые нормы русской речи»,
«Практическая география», 34 часа в год, направлены на формирование УУД;
В VII -х классах вводится пропедевтический курс химии «Азбука химии», 34 часа
в год, для определения группы детей, имеющих склонности и способности к
изучению на углубленном уровне учебного предмета; «Программирование», 34
часа в год, «Математический практикум», «Языковые нормы русской речи»,
«Физический лабораторный практикум» направлены на формирование УУД;
В VIII-х классах: курс «Математический практикум», «Языковые нормы русской
речи»,
«Обществоведческий практикум»,
«Компьютерный практикум»,
«Химический практикум» направлены на формирование УУД; «Черчение»
направлено на развитие пространственного мышления, графической грамотности;
В IX-х классах курсы: «Комплексный анализ текста», «Обществоведческий
практикум», «Компьютерный практикум», (предусмотрено деление на группы),
направлены на обеспечение выбора профильного направления на ступени среднего
общего образования, расширение возможности социализации, самоопределения,
качественной подготовки к ГИА. Проектные мастерские направлены на
приобретение опыта проектной деятельности: «Социально-историческая»,
«Спортивно-оздоровительная»,
«Театральная»,
«Биологическая»,
«Информационно-технологическая», «Психологическая», «Физическая».
В V-х- VIII-х классах курс функциональная грамотность направлен на развитие
1) базовых навыков (способности обучающихся применять знания и умения для
решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных). К этой
группе относятся навыки чтения и письма, математическая грамотность,
естественно-научная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность,
культурная и гражданская грамотность; 2) компетенций (способности
обучающихся решать нетипичные задачи в ситуациях, которые отличаются от
учебных). В эту группу входят компетенции, позволяющие обучающимся решать
более сложные задачи: критическое мышление, креативность, умение общаться,
умение работать в команде; 3) личностных качеств (способности обучающихся
справляться с изменениями окружающей среды в ситуациях, которые отличаются
от учебных). К таким качествам отнесены любознательность, инициативность,
настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и
культурная грамотность.
Выполнение заданий, направленных на формирование и оценивание
функциональной грамотности, ориентирует на актуальность и потенциальную
возможность использования приобретаемых знаний и умений, т. е. способствует
4
формированию у обучающихся готовности к их применению в дальнейшей
практической деятельности.
— В V-х классах курс «Математическая грамотность» направлен на
формирование способности человека определять и понимать роль математики в
мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину;
— В VI-х классах курс «Читательская грамотность» направлен на
формирование способности человека к пониманию письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных
целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
— В VII-х классах
«Естественно-научная грамотность» в области
естествознания направлен на формирование способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
— В VIII-х классах финансовая грамотность направлена на формирование
способности приобретения знания и понимания финансовых понятий и
финансовых рисков, а также навыков, мотивации и уверенности, необходимых для
принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в ОО регламентируется
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется календарным учебным графиком ОО на 2025-2026 учебный год.
Формы проведения и учебные предметы, выносимые на промежуточную
аттестацию, представлены в таблице.
Класс
Предметы, по
которым
осуществляется
промежуточная
аттестация
Формы проведения аттестации
5-й, 6-й
Русский язык
ВПР
7-й, 8-й
Русский язык
ВПР
5-й, 6-й, 7-й, 8-й,
Литература
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
Литература
Контрольная работа
5-й, 6-й, 8-й,
Иностранный язык
ВПР по случайному выбору/ Контрольная
работа
5
9-й
Иностранный язык
Тестирование
5-й, 6-й
Математика
ВПР
7-й, 8-й
Алгебра, Геометрия, ВПР
Вероятность и
статистика
5-й, 6-й, 9-й
Информатика
Контрольная работа
7-й, 8-й
Информатика
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
История
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
История
Контрольная работа
8-й
Обществознание
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
Обществознание
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
География
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
География
Контрольная работа
5-й , 6-й 7-й, 8-й,
Биология
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
Биология
Контрольная работа
7-й, 8-й,
Физика
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
Физика
Контрольная работа
8-й
Химия
ВПР по случайному выбору/ Контрольная работа
9-й
Химия
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й
Музыка
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
Изобразительное
искусство
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
Труд (технология)
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Физическая
культура
Контрольная работа
8-й, 9-й
Контрольная работа
Основы
безопасности и
защиты Родины
В V – IX-х классах шестидневная учебная неделя. Количество учебных занятий
за 5 лет составляет в 5-9-х классах не более 5848 часов Продолжительность
учебного года 34 недели, продолжительность урока – 40 минут.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам не должен
превышать для 5-х классов – 2 часа, для 6-8-х классов -3,5 часа, 9-х классов-3,5
часа.
Продолжительность каникул по окончанию 1 четверти - 9 календарных дней, 2
четверти-9 календарных дней, 3 четверти-9 календарных дней, по окончании
учебного года-не менее 8 недель.
6
7