Программа коррекционно-развивающего курса психокоррекционные занятия с обучающимися младшего школьного возраста в соответствии с АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

1

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка

-3

1.1.

Цели и задачи программы

-4

1.2.

Психологическая характеристика обучающихся с РАС

-5

1.3.

Принципы коррекционной работы

-8

1.4.

Описание места программы в учебном плане

-8

Содержание программы

-9

2.1.

Общая характеристика программы

-9

2.2.

Основные направления реализации коррекционно – развивающего

- 10

1.

2.

курса
Содержание коррекционно – развивающего курса

16

Календарно – тематическое планирование

24

Формы аттестации и оценочные материалы

- 31

3.1.

Планируемые результаты программы обучающимися с РАС

- 31

3.2.

Перечень диагностик отслеживания результатов освоения курса

- 34

Организационно – педагогические условия реализации

- 35

2.3

3.

4.

программы
4.1.

Перечень учебно – методической литературы

- 36

4.2.

Перечень литературы для учащихся

- 37

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагогапсихолога разработана на основе следующих нормативно - правовых
документов:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля
2020 г. N 304-ФЗ;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1023
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654);
- • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28);
- Устава МАОУ «Лицей №7»
В соответствии с требованием ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
обязательным курсом коррекционно-развивающей области является курс
«Психокоррекционные занятия». Содержание коррекционно-развивающегося
курса опирается на научно-методические разработки по проблеме коррекции
РАС (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Лебединская К.С., Никольская О.С.,
Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Карвасарская И.Б. и др.) и на АООП НОО
обучающихся с расстройствами аутистического спектра МАОУ «Лицей №7».
Таким образом, реализация рабочей программы предполагает введение
четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра
профилактических и коррекционных мероприятий.

3

Обязательными
условиями
психологического
сопровождения
обучающихся является согласованная работа всех специалистов школы с
родителями ребенка.
На сегодняшний день в России сделаны важные шаги по оптимизации
диагностики, коррекции, образования и сопровождению школьников с
аутизмом, но, наряду с тенденциями к изменению содержания процесса
образования и сопровождения детей с РАС, остро стоит проблема организации
специальных условий для обучения детей с расстройствами аутистического
спектра (РАС). Под специальными условиями для обучающихся с РАС
понимается специально организованное, научно и методически обоснованное
образовательно-развивающее пространство, включающее
необходимые
средства и приспособления, способствующее формированию навыков учебной
деятельности и успешной социализации и адаптации. Эти условия должны
учитывать особенности детей и способствовать их включению в
общеобразовательную среду и их социальной адаптации в целом.
В программе описываются направления, формы и методы работы,
направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся
с РАС, их социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной
ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям
обучающихся с РАС и обеспечивающей психологические условия для
успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в
условиях образовательного процесса, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- создание психолого–педагогических условий для реализации
рекомендаций ТПМПК, прописанных в заключении для ребенка с РАС;
- создание и реализация условий, способствующих адаптации учащихся с
РАС в школе и в освоении АООП НОО РАС;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися,
формирование представлений об окружающем мире и собственных
возможностях;
4

- гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
- освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с РАС
консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их
развитием, обучением и воспитанием.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского
возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и
социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и
трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся
средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным
нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении
его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о
широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС
накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического
развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз
социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень
нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно
различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная
умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра
обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как
нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным
аутизмом проявляют избирательную одарѐнность. В соответствии с
тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения)
психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся
целостными системными характеристиками поведения:
характером
избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями
произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами
социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого
развития.
5

Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе
доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют
выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой
инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и
социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися
обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия
и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют
им
и
теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с
людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную
незрелость, наивность.
При всех трудностях, их аутизм наименее глубок, он выступает уже
не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности
общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации
диалога и произвольного взаимодействия. Эти дети тоже тревожны, для них
характерно легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они
готовы испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться
при неудаче и возникновении препятствия. Отличие их в том, что они
более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них,
нуждаются в постоянной поддержке и ободрении.
Стремясь получить одобрение и защиту близких, дети становятся слишком
зависимы от них: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от
выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом
проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и
стереотипность.
Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится
строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого
человека. С его помощью он контролирует контакты со средой, и старается
обрести устойчивость в нестабильной ситуации. Вне освоенных и затверженных
правил поведения эти дети очень плохо организуют себя, легко
перевозбуждаются и становятся импульсивными. Понятно, что в этих
условиях ребенок особенно чувствителен к нарушению
контакта,
отрицательной оценке взрослого. Потеряв связь со своим эмоциональным
донором, переводчиком и упорядочивателем смыслов происходящего вокруг,
такой ребенок останавливается в развитии и может регрессировать к уровню,
характерному для детей второй группы.
6

Тем не менее, при всей зависимости от другого человека среди всех
аутичных детей только дети четвертой группы пытаются вступить в диалог с
обстоятельствами (действенный и речевой), хотя и имеют огромные трудности
в его организации. Психическое развитие таких детей идет с более
равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой
моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков
самообслуживания;
задержка
становления
речи,
ее
нечеткость,
неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно
появляющаяся, аграмматичная фраза; медлительность, неровность в
интеллектуальной деятельности, недостаточность и фрагментарность
представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии. В отличие от
детей третей группы, достижения здесь больше проявляются в невербальной
области, возможно в конструировании.
В сравнении с "блестящими", явно вербально интеллектуально
одаренными детьми третьей группы, они сначала производят неблагоприятное
впечатление:
кажутся
рассеянными,
растерянными,
интеллектуально
ограниченными. Педагогическое обследование часто обнаруживает у них
состояние пограничное между задержкой психического развития и
умственной отсталостью. Оценивая эти результаты, необходимо, однако,
учитывать, что дети четвертой группы в меньшей степени используют готовые
стереотипы - пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в
речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих прогрессивных
для их развития попытках общаться, подражать, обучаться они
и
проявляют свою неловкость. Трудности их велики, они истощаются в
произвольном взаимодействии, и в ситуации истощения и у них могут
проявиться моторные стереотипии. Стремление отвечать правильно, мешает
им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Эти дети также
наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей
картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста
происходящего. Однако при адекватном коррекционном подходе именно
они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз
психического развития и социальной адаптации. У этих детей мы также
встречаемся с парциальной одаренностью, которая имеет перспективы
плодотворной реализации.

7

В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся
этой группы могут осваивать варианты 8.1. или 8.2. образовательной
программы.
1.3. Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет
отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов
психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач,
направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов
организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом
изменений в их личности.
Принцип
вариативности
предполагает
создание
вариативных
программкоррекционной работы с обучающимся с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает
необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления
квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их
особых образовательных потребностей и возможностей психофизического
развития на основе использования всего многообразия методов, техник и
приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как
важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное
влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.4. Описание места программы в учебном плане
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего
периода начального образования. Программа курса имеет гибкую структуру,
при которой возможно конструирование содержания с учетом особенностей
конкретного обучающегося или группы обучающихся с РАС.

8

В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ
«Лицей №7» программа психологического сопровождения рассчитана на
проведение занятий с детьми с РАС 1-4 классов.
Объем программы составляет 62 часа в 1 классе (по 2 часа в неделю), 34
часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю) по 45 минут в индивидуальной форме,
и предусматривается переход на групповую.
Программа может быть использована как целиком, так и в качестве
отдельно взятых модулей для отработки тех навыков, которые наиболее
показаны обучающемуся.
Возраст детей: 6 – 11 лет.
2. Содержание программы
2.1. Общая характеристика программы
Данная
программа
представляет
собой
систему
психологопедагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление
недостатков в психическом развитии обучающихся с РАС (вариант 8.1; 8.2,
8.3).
«Психокоррекционные занятия» являются обязательным курсом
коррекционно-развивающей области учебного плана по варианту 8.1-8.3 АООП
НОО обучающихся с РАС.
На основе результатов стартовой психологической диагностики и в
соответствии с заключением ТПМПК педагог-психолог конструирует
программу психокоррекционных занятий, исходя из актуального уровня
развития и потенциальных возможностей обучающегося или группы
обучающихся с РАС.
В соответствии с особенностями развития ребенка, решением ТПМПКа
и ППк педагог-психолог определяет направления и средства коррекционноразвивающей работы, периодичность
и
продолжительность
цикла
специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом
разработка индивидуально-ориентированных программ психологической
помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с
индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в
целом. На основе предложенной программы при необходимости могут
конструироваться и индивидуальные программы психологических занятий для
9

конкретного ребенка.
2.2.

Основные направления реализации коррекционно-развивающего курса

Программа психолого-педагогической работы на уровне начального общего
образования обучающихся с РАС включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие ее основное содержание.
2.2.1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных
условий для овладения ими содержанием адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых
образовательных потребностей школьников:
— развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
— определение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания обучающегося;
— развития познавательной сферы, специфических трудностей в
овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в
освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и
корректировки коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического
инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников. Из
представленного ниже перечня для каждого ребенка выбирается необходимый
диагностический минимум или подбираются другие, оптимальные для
конкретного обучающегося.
№ п/п

Диагностируемые параметры

Рекомендуемые
диагностические методики

10

1.

Эмоционально-волевая сфера

«Лесенка»
«Волшебная страна чувств»
«Несуществующее животное»
Тест на тревожность

11

2.

3.

«Эмоциональные лица» и пр.
Социальная ситуация развития
Графическая беседа
(проблемы, связанные с
Социометрия
адаптацией ребенка к классному Проективная беседа «Мой круг
коллективу, взаимоотношениями общения»
с учителем, в семье)
CMAS (модиф. А.М. Прихожан)
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический
рисунок
семьи»
Ведущая деятельность
Наблюдение уровня
(сформированность
сформированности
учебной
компонентов
деятельности по схеме
структуры учебной
Проективная проба «Рисунок
деятельности,
школы», «Домики»
предпосылки формирования
Методика «Составь расписание»
учебной
Методика
Н.Г.
Лускановой
деятельности, произвольность
«Определение
мотивации
поведения
младшего школьника»
и познавательных процессов)

2.2.2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию
обучающихся,
коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими
содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением
ЦПМПКа и консилиума образовательного учреждения, педагог-психолог
определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы,
периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее
важной
задачей
является
при
этом
разработка
индивидуальноориентированных программ психологической помощи или использование
уже
имеющихся
разработок
в
соответствии
с
индивидуальнопсихологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога
с детьми РАС, находящимися в условиях образовательной интеграции,
являются:
12

 развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков;
 формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для детей с РАС типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и
взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами
эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и
негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и
формирующегося
характера;
развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка
к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной
самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция
коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование
полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и
взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей
включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах
выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных
форм поведения людей эмоционально значимых ситуациях; в проверке и
оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных
знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия
с детьми театрализованной деятельностью с применением методик
игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать
смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения.
13

Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра,
радости,
сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со
сверстниками в классе.
Работа педагога-психолога с детьми с РАС по формированию
уверенности в себе и снижению тревожности ведется в
таких
направлениях, как:
- формирование у них оптимистического склада мышления и
мироощущения,
- положительной установки на предстоящую деятельность,
- умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных
впечатлений, - укрепление уважения к себе, веры в свои способности и
возможности.
Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс
его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно
сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В
связи с этим в работе педагога-психолога выделяются следующие наиболее
важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и
избеганию
конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с
внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть
и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека - мир
желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой
внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем
больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и
принят другими людьми».
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет
особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением – один
из существенных моментов, определяющих психологическую готовность
ребенка к обучению в школе.

14

Характерная для детей с РАС дошкольного и младшего школьного
возраста
недостаточная
сформированность
осознанной
саморегуляции
деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного
развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих
трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа педагога-психолога по формированию осознанной саморегуляции
познавательной деятельности у детей с РАС ведется в нескольких направлениях,
связанных с формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности
осознанной
саморегуляции
познавательной
деятельности,
определена
конкретная область психолого-педагогического
воздействия,
а
также
разработаны направления и содержание групповых индивидуальных
коррекционно-развивающих
занятий
в
рамках
психологического
сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием
вводной
части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах,
настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное
эмоциональное состояние и личную заинтересованность в
выполнении
каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет
рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог
занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными –
удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких
эмоций, отрицательными –неудовлетворенность проделанной работой). В
практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий:
«Солнышко настроения», «Термометр чувств» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что
первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций:
формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной
деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в
виде сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это
15

способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалистребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в коррекционновоспитательном
процессе,
что
способствует
более
эффективной
результативности программы.
2.2.3 Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и
родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с РАС.
Педагог- психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с
возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием
их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия,
способствующие повышению профессиональной компетенции учителей,
включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов
являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и
личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с
ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут
быть
разнообразными:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития
ребенка с РАС и его особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их
готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее
продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно
проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с
родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества.
Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам
всестороннего обследования ребенка. Педагог-психолог в доступной форме
рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его
положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему
16

необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как
заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать
трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться
помочь своим детям, поддержать их.
На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители
привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых
консультациях
проводится
совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка,
вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в
частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с
одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на
тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
2.3. Содержание коррекционно – развивающего курса
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей обучающихся с РАС.
В программе коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в
рамках преподавания курса «Психологическая азбука» (авторская программа
Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х.), и направлена на обеспечение
полноценного и гармоничного развития личности обучающегося, а также
поддержание и укрепление психологического здоровья. Основным содержанием
программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения
познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность. Данная
программа была взята за основу и адаптирована для индивидуальных занятий с
обучающимся с РАС, а также предусмотрена возможность в дальнейшем
переход на групповую форму обучения.
1-й год обучения
В программу «Психологическая азбука» первого года обучения входит
десять разделов:

17

1 раздел. Я школьник и 2 раздел. Профилактика школьной дезадаптации.
Материал этих разделов отбирается с целью помочь первоклассникам
быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить
процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию
школьника, которая, предоставляя им новые права, накладывает вполне
определенные обязанности.
Многие учащиеся испытывают серьезные психологические трудности при
вхождении в новый коллектив сверстников; особенно это характерно для
школьников, не посещавших детский сад. Используя игровые психологические
методики и психотехнические упражнения, психолог создает в классе атмосферу
доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую ослабить
внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В тоже время
психолог объясняет учащимся, как можно «выплеснуть» избыток энергии без
вреда для окружающих и как научиться полноценно отдыхать и восстанавливать
силы после учебной деятельности – достаточно сложного и тяжелого умственного
труда.
3 раздел. Я и мои эмоции. Основная цель раздела – научить распознавать ребенка
собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
Гармоничное развитие эмоциональной сферы школьника является залогом
полноценного психического развития. Если он научиться распознавать
собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет очень
серьезным шагом на пути к овладению им своими переживаниями, к выработке
навыков произвольности действий и психической саморегуляции. Первоклассники
впервые делают попытки разобраться в ведущих мотивах своего поведения, в
механизмах возникновения потребностей и эмоции.
В работе с учащимися психолог должен заняться тренировкой нужных форм
поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, обучением
способам «высвобождения» негативных эмоций без вреда для окружающих (через
рисование своих чувств, физические действия, дыхательные упражнения). Вместе
с тем психологу нужно напоминать себе о том, что стремление только к
единственному – «мирному» - способу выражения эмоций при полном
исключении всех других способов не всегда является оправданным. В жизни
встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой
оказывается эмоциональная агрессия. Ведь наше поведение должно быть гибким,
соответствующим обстоятельствам, предугадать все нюансы просто невозможно.
18

4 раздел. Введение в мир психологии.
Этот раздел раскрывает перед младшими школьниками сначала в сказочной
метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений
просторы Королевства Внутреннего Мира – психологического мира каждого
человека. Обучающим требуется особо разъяснить специфику психического,
поскольку многие из них путают внутренний мир личности с совокупностью
внутренних органов человека.
Подготовить первоклассника к первоначальным самонаблюдениям и
«открытиям» самого себя помогают задания, которые обращают внимание на
собственных внутренний мир, деятельность и поступки. Через обучение способам
и приемам самоанализа школьник приходит к осуществлению попыток ответить
на важнейшие философские вопросы «Кто я? Какой, я?». Эти ответы носят пока
наивный и ограниченный характер, но на этом этапе достаточно того, чтобы он
мог назвать пять-шесть своих самых больших достоинств и три-четыре
недостаточно развитых качества, а также мог сравнить себя с другими по степени
сформированности той или иной характеристики.
Очень важно, чтобы психолог следил за сохранением у каждого участника
позитивного самоотношения и не допускал невротизирующего воздействия
самооценивания. Изучение собственного внутреннего мира и получение
элементарных психологических знаний сопровождается чтением
«психологических» сказок и работой с книгой.
5 раздел. Психика и познание мира. Цель — создание условий для развития
познавательных интересов. Развитие произвольного внимания и тренировка
свойств внимания.
Как правило, большинство первоклассников достаточно сильно
мотивированы к учению. К сожалению, зачастую эта мотивация быстро угасает.
Одной из задач программы «Психологическая азбука», реализуемых в этом
разделе, является создание условий для развития познавательных интересов.
Основой такой работы становится знакомство учащихся с тем. Как мы познаем
окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем
действительность, что такое познавательные психологические процессы
Поскольку одной из важных задач начального периода обучения является
формирование произвольности действий ребенка, в этом разделе значительную
часть занимают работа по развитию произвольного внимания и тренировка
свойств внимания.
19

6 раздел. Темперамент и характер. Этот раздел способствует изучению
обучающимися своих индивидуальных психологических особенностей.
Для того чтобы в последующем периоде обучения младший школьник мог
правильно ставить и конструктивно решать задачи саморазвития, он, осознавая
свою уникальность, должен уметь соотносить себя с имеющимися в психологии
типологиями и строить свою территорию развития с опорой на знаниях о своих
индивидуальных психологических особенностях. Важно помочь учащемуся
формировать удовлетворенность собой, свом поведением, что является одним из
механизмов сознательной регуляции и развития поведенческой сферы
самосознания.
7 раздел. Я и мои желания. Цель - развитие мотивационной сферы личности,
обучение умениям понимать и анализировать мотивы собственной деятельности
8 раздел. Кладовая памяти. Цель — осознание значимости развития всех сторон
человеческой психики.
9 раздел. Мультяшные приключения.
10 раздел. Заключительный.
Второй год обучения
Раздел 1. Введение в мир психологии
Основной задачей этого раздела является погружение второклассников в
атмосферу занятий по программе «Психологическая азбука» через погружение
пройденного материала. Первое занятие целиком посвящено работе с летними
впечатлениями. Воспоминания о лете не являются самоцелью, а лишь служат
средством для обращения школьников к собственному внутреннему миру, к
своему Я. Психолог должен организовать проведение занятий таким образом,
чтобы каждое последующее упражнение все больше обращало внимание
учащихся на самих себя, и в то же время заставляло присматриваться к другим,
учиться понимать их.
Завершение работы по первому разделу программы является прологом к
переходу на более высокий уровень изучения психологического материала.
Второклассники должны быть уже готовы воспринимать не только информацию
от психолога, но и анализировать свои собственные мысли и переживания.

20

Раздел 2. Я и мои желания
Изучение мотивации и развитие мотивационной сферы личности, обучение
умениями понимать и анализировать мотивы собственной деятельности – вот
основные задачи третьего раздела программы.
Материал указанного раздела тесным образом связан с материалом раздела
«Я и мои эмоции», изучавшим в первом классе, и фактически является его
продолжением. Много внимания необходимо уделить психологу волевым
процессам, умениям регулировать свое поведение и осуществлять самоконтроль.
Иными словами, следует позаботиться о том, чтобы каждое проведенное
упражнение способствовало развитию произвольности психических процессов.
Раздел 3. Кладовая памяти
Система занятий этого раздела и их наполнение развивающими
упражнениями подчинены определенной логике: от первичной диагностики
свойств памяти и тренировки узнавания – к осознанию многообразия видов и
свойств памяти и развитию осмысленной произвольной памяти. Кроме того, в
этом разделе учащиеся знакомятся с некоторыми правилами развития и
тренировки памяти, основанными на знании ее важнейших закономерностей.
Эффективность изучения данной темы возрастет, если закрепление правил
запоминания будет отрабатываться на материале других предметов.
Сотрудничество учителя и психолога будет этому способствовать.
Раздел 4. Лабиринты мышления
Задачей данного раздела программы выступает не только повышение уровня
мышления, но и создание условий для приобретения мышлением нового качества
– абстрактного характера.
Задания содержат большое количество разнообразных упражнений,
развивающих мышление, которые направлены на отработку умений выделять
признаки предметов и узнавать предметы по заданным признакам. Указанные
умения имеют первостепенное значении для развития всех мыслительных
операций – анализа, синтеза. Сравнения, классификации, обобщении. Так же
много заданий, направленных на развитие способностей к нахождению
закономерностей, умений строить логические связи и обнаруживать неочевидные
отношения между предметами.

21

Психологом предлагаются советы по развитию психических процессов,
разъясняется важность норм правильного мышления и необходимость их
применения во многих жизненных ситуациях.
Раздел 5. Как стать талантливым?
Цель данного раздела программы направлена на развитие творческих
способностей, прежде всего воображения. Психолог должен создать на занятиях
творческую атмосферу, позволяющую младшим школьникам раскрепостить свое
мышление и не бояться совершить ошибку или выглядеть смешным. Для этого
нужно активно поощрять все инициативы учащихся, доброжелательно принимать
любые мнения и позиции.
В этом разделе школьники знакомятся с понятиями «задатки» и
«способности». Очень важно помочь каждому разглядеть в себе способности к
какой-либо деятельности, мотивировать их на развитие своих способностей,
подчеркивая значимость творческого подхода в любой области жизни и
деятельности.
Третий год обучения
Раздел 1. Введение в психологию общения
Начинается работа по созданию ситуации общения и обучения. Психологу
необходимо уделить особое внимание стимулированию мотивации учения
третьеклассников, показу возможности учиться, интересно и полезно общаясь.
Занятия посвящены анализу качеств, необходимых для эффективного общения, и
оценки школьниками развития этих качеств у себя. Следует уделить особое
внимание работе над вопросами к Мастеру Общения. В конце года записки с
вопросами окажутся задействованы.
Раздел 2. Психология отношений: ТЫ-Я-ОН/ОНА=МЫ
Основными задачами этого раздела является знакомство с основными
понятиями практической психологии отношений и отработка навыков
эффективного общения в разнообразных (в том числе конфликтных ситуациях).
Это является началом по подготовке школьников к конфликтным ситуациями в
предподростковый период. Здесь много упражнений самооценочного и
взаимооценочного характера, что отражает основную часть работы – развитие
осознания ребенком себя в системе отношений. Много внимания уделяется
обучению способам эмоциональной саморегуляции в разнообразных трудных
ситуациях общения. Помимо простых дыхательных техник, школьники
22

знакомятся с упражнениями-визуализациями, основанными на системе
аутотренинга, которые они могут применять систематически.
В этом разделе используется ряд игр, построенных на принципе игральтернатив, которые используют психологи для развития умений понимать друг
друга. Эти игры обладают, кроме того, еще мощным дидактическим потенциалом,
что позволяет рассматривать их как полигон для испытания нравственных
установок и способности к прорыву на более высокий уровень самосознания.
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы
Рассказывая о сущности дружбы, психологу нужно продемонстрировать
школьникам, что мир состоит из противоположностей и только их единство,
взаимодополнительность позволяет существовать многообразию вещей, явлений,
людей. Много внимания уделяется факторам, способным негативно сказаться на
дружеских отношениях. Следует уделить достаточно времени проработке такой
важной проблемы, как сходство и различие между людьми. Обсуждение этой
темы способствует формированию гуманистических ценностей, более глубокому
осознанию собственной уникальности и самоценности других людей.
Раздел 4. Поддержка в общении
На занятиях этого раздела, проводятся многообразные упражнения,
способствующие поддержке в общении. Начиная со второго занятия,
рекомендуется в начале урока включать музыкальную заставку. Важно научить
школьников заниматься не лестью и угодничеством, а искренне замечать в других
людях привлекательные черты и качества.
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание
В этом разделе применяются разнообразные упражнения, ориентированные
на развитие у школьников навыков коллективного творчества и сотрудничества,
эмпатии, умения понимать эмоции и чувства других людей.
Четвертый год обучения
Раздел 1. Приглашение в страну общения
Основной задачей этого раздела является обучение четвероклассников
пониманию себя и умению «быть в мире с собой», через состояния собственного
«Я». Развитие умения анализировать данные самонаблюдения. Развитие

23

представлений школьников о себе в будущем, умения анализировать цели и планы
по степени значимости для себя, осознавать степе их реалистичности.
Раздел 2. Инструменты общения
Вся работа, осуществляемая психологом в рамках этого раздела,
направлена к одной цели – развитию умения быть убедительным. Много внимания
следует уделить созданию условий для развития метафорического мышления, а
также обобщению материала пройденных занятий. Важно мотивировать младших
школьников на овладение речевыми умениями с точки зрения будущей
перспективы учебной деятельности. Эти умения развивались на различных
занятиях, теперь целью является их ситезирование.
Многие упражнения этого раздела направлены на формирование
внимательности к состоянию другого человека, понимание мимических средств и
выражений эмоций. Кроме того призваны развивать у учащихся чуткость по
отношению к партнеру, а также развивать связную речь, обращенную к другому
человеку.
Раздел 3. Осторожно, общение!
Основное содержание данных занятий – это коллективно творческая
деятельность, так как все занятии этого раздела направлены на групповую
сплоченность коллектива, развитию навыков совместной деятельности,
сотрудничества, доброжелательного отношения. Коллективный самоанализ
особенностей общения позволяет далее перейти к модели поведения в процессе
общения. Рефлексивный самоанализ углубляет понимание школьников о своих
особенностях общения. Отводится специальное занятие на диагностику
особенностей межличностных отношений в семье. В дальнейшем материал может
быть передан классному руководителю, так как является полезной информацией
для организации внешкольной работы с обучающимися.
Раздел 4. Твоя будущая профессия
В данном разделе появляется возможность сориентироваться в
многообразном мире профессий. Для того, чтобы в последующем периоде в
выборе профессиональной деятельности школьник мог правильно ставить и
конструктивно решать задачи самостоятельно, зависит от его личных качеств,
которые он сумеет воспитать и развить в себе.

24

Раздел 5. Подводим итоги
Завершающий раздел подводит итоги всему материалу, изученному за
четыре года. Здесь активно применяются разнообразные упражнения с
элементами тренинга, ориентированные на развитие у четвероклассников навыков
коллективного творчества. Важно подчеркнуть, что за это время вы старались
научиться наблюдать за собой: видеть свои достоинства. Сильные стороны
характера, распознавать свои природные способности,
анализировать
возможности для их использования. Но и понимать, что не менее важно знать свои
недостатки, честно признавать ошибки и научиться исправлять их. Чтобы делать
это сознательно и целенаправленно, нужно понимать, для чего тебе пригодятся в
жизни твои способности и качества.
Содержание курса реализуется через такие формы организации занятий и
виды деятельности как: игровые, тренинговые элементы, подвижные упражнения,
релаксационные занятия, письменные и устные задания.
2.4. Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№
темы
1
2
3
4
5
6
7

8

Содержание
1 РАЗДЕЛ. Я школьник
Знакомство. Введение в доброжелательную атмосферу
атмосферу
Знакомство продолжается. Создание условий для
самораскрытия и мотивирование на взаимопонимание
Графическая беседа
Расскажи мне о своей школе.
Я теперь школьник. Правила школьной жизни и
занятий
Что значит быть школьником?
Знакомство с Пси-Магом. Создание мотивации на
познание самого себя.
2 РАЗДЕЛ. Профилактика школьной дезадаптации
Вербализация содержания школьной тревожности

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
25

9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Разрядка школьной тревожности
Как избавиться от страхов
3 РАЗДЕЛ. Я и мои эмоции
Что такое эмоции?
Какие бывают эмоции?
Чувствовед
Конкурс чувствоведов. Что я знаю о своих эмоциях.
Волшебная страна чувств
4 РАЗДЕЛ. Введение в мир психологии
Королевство внутреннего
мира.
(Поддержание
мотивации на познание себя и одноклассников,
создание представления о специфике психической
реальности).
Сказка о волшебных зеркалах.
(Укрепление интереса к самопознанию, знакомство с
основными
составляющими
Я-образа, развитие
самоанализа и рефлексии)
Что я знаю о себе?
Что я знаю о себе и о других?
Я – это кто?
5 РАЗДЕЛ. Психика и познание мира
Мои ощущения
Мое восприятие мира
Мое внимание
Как быть внимательным?
Развиваем свое внимание
Я умею быть внимательным
6 РАЗДЕЛ. Темперамент и характер
Что такое темперамент? Типы темперамента
Типы темперамента
Разные люди – разные типы темперамента
Разные люди – разные характеры. Какой характер у
других?
Какой у меня характер?
Какой характер у других?

2
2
1
1
1

1

2

1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
26

Мой характер: оценим недостатки
Королевство Внутреннего мира
7 РАЗДЕЛ. Я и мои желания
Мои желания. Знакомство с понятиями «желания» и
«потребности», развитие рефлексии
Сказка о борьбе мотивов
Мои мотивы
Какие мотивы у других?
8 РАЗДЕЛ. Кладовая памяти

1
3

1

41

Загадка Психоочистителя – 1. Осознание своих
когнитивных возможностей.
Загадка Психоочистителя – 2. Способность адекватно
судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Что такое память?

42

Виды памяти

1

43

Какая у меня память?

1

44

Эмоциональная память

1

45

Как лучше запоминать?

2

46

Я умею запоминать!

1

47

Что я знаю о памяти?

1

33
34
35
36
37
38
39
40

1
1
1
1

2
1

9 РАЗДЕЛ. Мультяшные приключения
С использованием мультипликационного фильма
«Варежка» Расширение представлений об эмоциях
«Приключения Хомы» Развитие внимания, регуляция
процессов возбуждения и торможения.
«Ореховый прутик» Развитие познавательной сферы

1

51

«Он попался» Развитие позитивного отношения к
жизни
10 РАЗДЕЛ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1

52

Коллаж «Мой путь» в школе за год.

1

48
49
50

1
1

27

53

«Багаж». Что я возьму собой

1

54

Заключительное занятие

1

Всего

62
Второй год обучения

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Содержание
1 Раздел. Введение в мир психологии
Мои впечатления о лете
Какой Я?
Какой Я?
Психология – знакомая Незнакомка
2 Раздел. Я и мои желания
Мои желания
Сказка о борьбе мотивов
Мои мотивы
Какие мотивы у других?
3 Раздел. Кладовая памяти

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Загадка Психоочистителя
Загадка Психоочистителя
Что такое память?
Виды памяти
Какая у меня память?
Эмоциональная память
Как лучше запоминать?
Я умею запоминать!
Я умею запоминать!
Что я знаю о памяти?
4 Раздел. Лабиринты мышления

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19

Сказка о профессоре Мышлении

1

20

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1
28

21
22
23
24
25
26
27
28

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых
Учимся думать вместе!
Учимся обобщать и находить закономерности
Учимся находить противоположности
Учимся думать логично
Учимся думать логично
Учимся думать творчески
Что я знаю о мышлении?
5 Раздел. Как стать талантливым

1
1
1
1
1
1
1
1

29

Фантазируем с Фантузией

1

30
31
32
33
34

Что такое способности?
Я знаю, что Я...
Я знаю, что Я...
Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ
Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ
Всего

1
1
1
1
1
34

Третий год обучения
№
п/п

Содержание

Кол-во
часов

1
2
3
4
5

1 Раздел. Введение в психологию общения
Новая встреча с психологией
Начало путешествия в Страну Общения
Что взять с собой в путешествие?
Что я знаю о себе?
Что я знаю о себе?
2 Раздел. Психология отношений: ТЫ-Я-ОН/ОНА=МЫ

1
1
1
1
5

6
7
8
9
10

Как почему начинаются ссоры?
Сказка о конфликте и контакте
Качества, важные для общения
Какие мы в общении?
Я – общительный или замкнутый?

1
1
1
1
1
29

11
12
13
14

Королевство разорванных связей
Свои и чужие
Девчонки + мальчишки =…
Друзья и недруги
3 Раздел. Сокровища и тайны дружбы

1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23

Дружба – это…
Мы – дружная команда
Правила доброго общения
Дружная страна
Как мы все похожи!
Какие мы все разные!
Сказка о Другой Точке Зрения
Скажи мне , кто твой друг…
Скажи мне , кто твой друг…
4 Раздел. Поддержка в общении

1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

Комплемент – это…

1

25
26
27

Что другие ценят во мне, и что я ценю в себе?
Давайте говорить друг другу комплименты!
Давайте говорить друг другу комплименты!
5 Раздел. Сочувствие и сопереживание

1
1
1

28

Как мы переживаем эмоции?

1

29
30
З1
32
33
34

Мы умеем выражать свои эмоции
Как мы понимаем эмоции других?
Мы умеем сопереживать!
Мы умеем сопереживать!
Королевство Внутреннего Мира
Королевство Внутреннего Мира
Всего

1
1
1
1
1
1
34

Четвертый год обучения
№

Содержание

Кол-во
30

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

часов
1 Раздел. Приглашение в страну общения
Психология – знакомая Незнакомка
Я – это интересно
Что мы знаем об общени
Общение – дело общее
Общение – дело общее
2 Раздел. Инструменты общения
Как хорошо уметь…
Как хорошо уметь слушать
Как важно задавать вопросы
Практикум активного слушания
Поговорим без слов
Практикум неречевого общения
Практикум неречевого общения
Речь
Берегите, пожалуйста, речь
А умеете ли вы спорить?
Путешествие продолжается
Путешествие продолжается
3 Раздел. Осторожно, общение!

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25

В море знаний
«Коротко да ясно, оттого и прекрасно»
Имя мое…
Моя семья
В пещере эмоциональных взрывов
Научно практическое исследование конфликта
Выиграть – проиграть
Сказка о понимании
4 Раздел. Твоя будущая профессия

1
1
1
1
1
1
1
1

26

Классификация профессий

1

27
28

«Праздность – мать всех пороков»
Вредные привычки

1
1
31

29

Сочинение на тему «Моя мечта»
5 Раздел. Подводим итоги

1

30

Легко ли быть взрослым?

1

31

Легко ли быть взрослым?

1

32
33
34

Сочинение «Когда я буду в 5-м классе»
У меня все получиться!
У меня все получиться!
Всего
3. Формы

аттестации

о

1
1
1
34
оценочные

материалы

3.1.Планируемые результаты освоения программы обучающимися с РАС
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы
отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций,
необходимых
для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с РАС в
различных средах: развитие адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения
затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляющееся:

32

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственностьв этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи
в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников
дома и в школе;
овладение навыками коммуникации и
социального взаимодействия, проявляющееся:

принятыми

ритуалами

- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения
цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи,
используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
33

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающегомира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения
так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других
людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении
делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:

34

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со
знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с РАС в
соответствии
с
его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными потребностями.
Результаты освоения обучающимися с РАС программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки
документов, хранящейся у школьного педагога-психолога.
Формы контроля:
 Диагностика.
 Наблюдение и ведение индивидуальной карты.
3.2. Перечень диагностик отслеживания результатов освоения курса
Существует
большое
количество
методик
и
диагностического
инструментария для отслеживания результатов освоения курса школьниками. Из
представленного ниже перечня для каждого ребенка выбирается необходимый
диагностический минимум или подбираются другие, оптимальные для
конкретного обучающегося. Мониторинг динамики развития обучающихся
35

проводится в начале освоения программы и после освоения каждого года
обучения следующими методиками:
№ п/п

Диагностируемые параметры

1.

Эмоционально-волевая сфера

2.

Социальная ситуация развития
(проблемы, связанные с
адаптацией ребенка к классному
коллективу, взаимоотношениями
с учителем, в семье)

3.

Ведущая деятельность
(сформированность
компонентов
структуры учебной
деятельности,
предпосылки формирования
учебной
деятельности, произвольность
поведения
и познавательных процессов)

Рекомендуемые
диагностические методики
«Лесенка»
«Волшебная страна чувств»
«Несуществующее животное»
Тест на тревожность
«Эмоциональные лица» и пр.
Графическая беседа
Социометрия
Проективная беседа «Мой круг
общения»
CMAS (модиф. А.М. Прихожан)
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический
рисунок
семьи»
Наблюдение уровня
сформированности
учебной
деятельности по схеме
Проективная проба «Рисунок
школы», «Домики»
Методика «Составь расписание»
Методика
Н.Г.
Лускановой
«Определение
мотивации
младшего школьника»

4. Организационно – педагогические условия реализации программы
Педагогические средства
 Специально организованная среда
 Специально организованные занятия.
 Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, с игрушками)
36

 Работа с книгой.
 Диагностика и контроль.
 Рисуночные методы












Формы работы.
Индивидуальная
Беседы и дискуссии
Работа с сказкой
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психигимностические этюды и элементы.
Работа с книгой
Работа в тетрадях, на специальных бланках.
Работа в группе по типу тренинговых занятий.
Социальные истории

Структура учебных занятий
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа:
подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания,
подготовка к восприятию материала, настрой на занятие), основной (изложение
учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих
упражнений), подведение итогов и выводы.
4.1. Перечень учебно – методической литературы
1.

2.

3.

Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука.
Программа развивающих занятий в первый год обучения. 2-е изд. – М.:
Генезис, 2013.
Асмолов, А.Г. Как пректировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действий к мысли [Текст]: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов. - М., 2008.
Вачков, И.В. Основы группового тренинга [Текст] : пособие для учителя
/ И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 2005.

37

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.

11.

12.

13.

14.

Вачков, И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку :
пособие для психологов учителя / И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 2003.
– 106 с.
Вачков, И.В. Психологическая азбука. Начальная школа. Методическое
пособие / И.В.Вачков. – Москва: Ось-89, 1999.-166с.
Григорьева, Т.С. Основы конструктивного общения: методическое
пособие / Т.С. Григорьева. – Новосибирск, 1997. – 169 с.
Исаева, С.В. Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое
пособие / С.В. Исаева. – Москва: Сфера, 2006. – 45 с.
Пилипко, Н.С. Приглашение в мир общения: психологический
практикум / Н.С.Пилипко . – ч.1.-2. – Москва: УЦ Перспектива, 2000. –
102с.
Самоукина, Р.М. Игры в школе и дома: РМ.Самоуткина. –М., 1995. –
144 с.
Фопель,
К.С.Как
научить
детей
сотрудничать
[Текст]:
психологические игры и упражнения / К.С. Фопель. – Москва:
Академия, 1998. – 160 с.
Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции
дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета
«Школьный психолог» №18/2003
Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности
учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный
психолог», 2006
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день:
Логика
для
младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия развития, 1998
Тихомирова
Л.Ф.
Развитие
интеллектуальных
способностей
школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия развития, 2006

4.2. Перечень литературы для учащихся
1. Вачков, И.В. Рабочая тетрадь для занятий по «Психологической
азбуке»: И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 1989.
2. Вачков, И.В. Приключения во внутреннем мире »: И.В. Вачков. –
Москва: Ось-89, 1989.
38

3. Монина, Г.И. Как я справляюсь со своим гневом [Плакаты]:
Г.И.
Монина. - М.: Речь, 2005.
4. Монина, Г.И. Как я преодолеваю трудности [Плакаты]: Г.И. Монина.М.: Речь, 2005.
5. Пилипко, Н.С. Приглашение в мир общения: Н. С.Пилипко. – ч.1.-2. –
М. : УЦ «Перспектива», 2000.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».