АРП рисование вариант 8.3 (1-4 кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО

по рисованию
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)

Рабочая программа по предмету
Рисование
Пояснительная записка
Рисование как учебный предмет направлен на формирование у обучающихся с РАС
знаний об основах изобразительного искусства, оказывает большое значение на их
эстетическое развитие. Название учебного предмета «Рисование» является неслучайным,
поскольку именно рисунок является основой живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства. В программу по рисованию включены беседы с
обучающимися о содержании
произведений изобразительного искусства. Изобразительная деятельность обучающихся с
РАС обеспечивается восприятием ими окружающей реальной действительности, которая
становится для них источником необходимых впечатлений, представлений и знаний.
Изобразительная грамотность делает представления обучающихся более полными,
четкими, прочными и становится одним из необходимых условий всестороннего развития
их личности. Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет
важное значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по этому предмету
осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное,
умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.
Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления
недостатков развития умственно-отсталых детей. Коррекционная направленность занятий
- обязательное условие учебного процесса.
Цели изучения предмета::


оказание

существенного

воздействия

на

интеллектуальную,

эмоциональную и двигательную сферы;


оказание существенного воздействия на формирование личности ребенка;



овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства

(музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными
навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного
творчества;


освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства;

формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров,
концертов и др.;


развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от

разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений
в восприятии искусства;



формирование

эстетических

ориентировок

(красиво,

некрасиво)

в

практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации
праздника и обыденной жизни;


развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах

искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Задачи:


способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности

школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у
них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;


находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать

сходство и различие;


содействовать развитию у учащихся аналитико – синтетической

деятельности, умения сравнивать, обобщать;


ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать

последовательность выполнения рисунка;


исправлять

недостатки

моторики

и

совершенствовать

зрительно-

двигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся

графических

действий

с

применением

разнообразного

изобразительного материала;


дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,

формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;


знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,

декоративно-прикладного

и

народного

искусства,

воспитывать

активное

эмоционально-эстетическое отношение к ним;


развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к

изобразительной деятельности.
Место предмета в учебном плане 2 часа в неделю в 1-х дополнительных классах, 1 час в
неделю в 1-4 классах (267 часов).

Содержание учебного предмета

Подготовительный период обучения
Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе необходимые
для работы художественные материалы, инструменты и приспособления, аккуратно
убирать их после работы, сохранять прядок на рабочем столе в процессе рисования и др.
Обучение приемам работы с подвижной аппликацией с целью подготовки детей к
рисованию и развития умения целостного восприятия объекта:
- складывание целого изображения из его частей;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры и т.п.
Различение формы предметов и геометрических фигур при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб).
Формирование графических представлений формы предметов и геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал).
Ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины, верхнего,
нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное положение листа на
рабочем столе.
Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и кисточки,
формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; сохранения
направления движения.
Обучение приемам работы в рисовании.
Приемы рисования карандашом:
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных,

горизонтальных,

наклонных,

зигзагообразных

линий;

рисование

дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование
по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных
форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов,
обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных
средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков
предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.).
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр
(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами
листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта,
ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и
второстепенное композиции.

Применение выразительных средств композиции: контраст по величине (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), контраст по световой насыщенности
(темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Понятие «форма». Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст
форм. Простые и геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в рисунке
признаков сходства объекта с натурой (или образцом).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды орнаментов по форме
(в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию (геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический и т.д.). Принципы построения орнамента (в полосе,
квадрате, круге, треугольнике). Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой,
Гжельской росписи и др.
Приемы

передачи

формы

предметов:

рисование

по

опорным

точкам;

дорисовывание; обведение шаблонов; рисование по клеткам; самостоятельное рисование,
составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева, дома,
животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок
Понятие

«цвет».

Цвета

солнечного

спектра

(основные,

составные,

дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение
основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло зеленый, темно зеленый
и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Беседы об изобразительном искусстве:
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения. Работа художников, скульпторов, мастеров народных
промыслов, дизайнеров. Фотография и произведение изобразительного искусства:
сходство и различие.
Виды изобразительного искусства:
― Рисунок.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,

мелки. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение
деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
― Живопись.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,

зданий, предметов, выраженные средствами живописи, Цвет – основа языка живописи.
Образы природы и человека в живописи.
― Скульптура.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.

Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами
скульптуры.
― Художественное

конструирование.

Разнообразие

материалов

для

художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон).
Возможности

использования

навыков

художественного

конструирования

и

моделирования в жизни человека.
― Народное

и декоративно-прикладное искусство. Истоки этого искусства и его

роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы).
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные

образы

в

народной

культуре

и

декоративно-прикладном искусстве.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий.
― Беседы

на темы: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт,

сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Художники создали произведения живописи и графики: И.Билибин, В.Васнецов,
Ю.Васнецов, В.Канашевич, А.Куинджи, А Саврасов, В.Сутеев, И.Остроухова, А.Пластов,
В Поленов, И Левитан, К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Скульпторы создали произведения скульптуры:
В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Какие материалы используют художники-декораторы. Произведения мастеров расписных
промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1) развитие элементарных эстетических чувств;
2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, скульптуры, дизайна и других видах);
3) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства и оценочными суждениями при выполнении собственных работ "аккуратно",
"неаккуратно".
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе,
держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- рационально организовать свою изобразительную деятельность;
- планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной
формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в
соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета,
получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы
и действия.
Достаточный уровень:
- знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
- знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании;
-

знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

«изобразительная

поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем,
«пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм», «динамика» и др.;

- знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника,
рабочей тетради;
-

следовать

при

выполнении

работы

инструкциям

учителя

или

инструкциям,

представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами.
- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
- уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Тематическое планирование
1-ые дополнительные классы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел
Диагностика
Вводный урок. «Весёлые краски»
Красивые листочки». Рисование способом техники
печатания
«Дождик». Рисование прямых линий ватными
палочками
Ветерок, подуй слегка!». Рисование хаотичных линий
кисточкой
«Красный помидор» Рисование овощей с помощью
трафарета и красок
«Зелёный огурец». Рисование овощей с помощью
шаблона
«Компот из яблок». Прием трафаретной печати (печать
половинкой яблока) на готовом шаблоне (банка)
«Яблочки на дереве» прием точечного рисования

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

пальчиком (яблок) на готовом шаблоне (дерева).
10
Картинки на песке. Отпечатки ладошек на влажном
песке
11
«Гриб в лесу». Прием рисования трафаретная печать
(печать тампоном
12
«Гриб мухомор». Нанесение на готовый шаблон гриба
точек. Прием рисования пальцем.
13-14 Падают, падают листья…». Коллективная композиция.
15
Рисование пальчиками. «Листочки танцуют».
16
«Покорми коровку травкой». Прием кистевого письма:
примакивание кистью.
17
«Ходит Васька -серенький». Передавать движения
животных пальчиком на бумаге.
18
«Рельсы-рельсы, шпалы – шпалы». Рисование коротких
штрихов
19
«Гуси, гуси». Рисование ритма мазков пальцев
20
«Зайчик маленький сидит». Рисование кистью
21
«Вот ежик – ни головы, ни ножек!». Линейное
рисование пальцами
22
"Ниточки для ежихи-портнихи". Рисование прямых
линий карандашом
23
«Снегирь». Прием трафаретной печати по готовому
шаблону (смятой бумагой).
24
«Дерево в снегу». Печать тампоном с краской на
готовом шаблоне дерева
25
«Ветка с ёлочными игрушками». Прием рисования
кистью разнохарактерных линий и линий замкнутого
круга.
26
Рисование гирлянды – длинная и короткая
(повторяющиеся или чередующиеся элементы
геометрических фигур).
27
«Белый снежок порхает, кружится» рисование ватными
палочками
28
«Из трубы идет дымок». Рисование разнохарактерных,
спиралеобразных линий.
29
«Красивый столик». Рисование прямых линий
карандашами
30
«Зажжем на елке огоньки». Развиваем умение ритмично
наносить мазки отпечатком пальчиков.
31
"Цветные клубочки". Рисование клубочков круговыми
движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от
бумаги
32
«Новогодний салют». Рисование по мокрому листу.
Ставить кляксы.
33
«Снеговик». Рисование красками линий замкнутого
круга
34
Обводка по шаблону человечка: части тела.

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Рисование узора по заранее расставленным точкам по
образцу.
«Расческа». Рисование карандашом прямых
горизонтальных и вертикальных линии.
Мыльные пузыри – большие и маленькие (круговые
движения, слитные замкнутые линии).
Сумка доктора Айболита». Линейное рисование
крестика пальцем.
«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами»
«Украсим платочек». Рисование пальчиковыми
красками
«Шапка и шарфик» Работа с кистью по шаблону
«Сосульки капают». Рисование прямых линий
«Обувь». Рисование по шаблону, штриховка внутри
контура
Рисование по шаблону, штриховка внутри контура
«Тарелочки»
Техника печатания печатками из картофеля
«Чайник». Рисование кистью по шаблону.
«Полотенца». Рисование прямых линий кистью
«Цветы маме». Прием рисования пальчиками.
Рисование несложных по форме предметов состоящих из
нескольких частей. «Бусы для мамы»
Салфеточка (узор в квадрате; квадрат готовая форма)
«Машина едет по дороге». Рисование прямых линий
пальчиковыми красками
«Колеса у машины». Закрашивание части рисунка, не
выходя за пределы контура
Кубики большие и маленькие. Штриховки
«Сосульки капают». Рисование красками
«Ручейки бегут, журчат!» Рисование волнистых линий
гуашевыми красками
«Весна. На деревьях почки». Прием рисования
пальчиками.
«Тучи вверху, лужи внизу». Рисование по мокрому
листу
«Одуванчики – цветы, словно солнышко, желты».
Рисование пальчиками.
«Травка зеленеет». Рисование в технике печатанья
ладошкой.
«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком помыло».
Рисование прямых линий красками
«Разноцветные шарики». Рисование предметов круглой
формы красками
«Светофор» Рисование кругов по шаблону.9щт
«Праздничный салют». Прием кистевого письма.
«Бабочка» Прием рисования руками (ладонью).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66

«Вот какие ножки у сороконожки!». Рисование прямых
линий карандашом
Диагностика

1
1

1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел
Диагностика
Рисование по замыслу учащегося.
Рисование высокого забора, столбов
Рисование туристической палатки. Идёт косой дождь.
Рисование разноцветных клубков ниток.
Рисование воздушных шариков.
Рисование узора в полосе.
Рисование по шаблону геометрических фигур.
Рисование квадрата по опорным точкам. Деление его на
четыре равные части.
Декоративное рисование салфетки прямоугольной формы.
Рисование орнамента по образцу.
Геометрический орнамент в квадрате.
Рисование круга по шаблону
Рисование снеговика.
Рисование веточки ели в полосе.
Рисование ветки ели с игрушками.
Рисование узора в полосе из снежинок.
Рисование бус.
Рисование шапки и шарфа.
Рисование светофора.
Рисование открытки к 8 марта.
Рисование игрушки-кораблика.
Узор в полосе для закладки.
Рисование узора в круге.
Рисование узора в полосе из растительных форм.
Рисование с натуры башенки из строительных материалов.
Рисование ученического портфеля и принадлежностей.
Рисование тарелки и чашки.
Рисование грибов (белый, мухомор, подосиновик).
Рисование на тему «Весна».
Рисование рыбок в аквариуме среди водорослей.
Рисование первых весенних цветов.
Рисование на свободную тему по замыслу учащегося.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№

Раздел

Кол-во

п/п
1 Беседа «Лето в картинах живописцев». Рассматривание
иллюстраций. Цвета лета. Рисование по образцу с выбором.
2 Ветка с вишнями. Разметка изображения на бумаге,
рисование по разметке. Раскрашивание гуашью
3 Грибы. Разметка изображения на бумаге, рисование по
разметке. Раскрашивание гуашью
4 Корзина с грибами. Раскрашивание гуашью
5 Берёза в разное время года. Раскрашивание гуашью
6 Дуб в разное время года. Раскрашивание гуашью
7 Рисование сосны. Раскрашивание гуашью
8 Рисование ели. Раскрашивание гуашью
9 Белые уточки на воде. Рисование на фоне.
10 Правила работы с акварельными красками. Смешивание.
Получение тона.
11 Рисуем листья. Рисование несложных листьев.
12 Рисуем листья с помощью трафарета. Получение составных
цветов смешиванием.
13 Фрукты на столе. Раскрашивание акварелью
14 Овощи на столе. Рисование на фоне, раскрашивание
акварелью
15 Рисование человечка по точкам. Дорисовывание черт лица.
16 Рисование человека в одежде
17 Снеговик во дворе. Рисунок по описанию
18 Весёлый Петрушка на новогоднем празднике.
Раскрашивание акварельными красками
19 Весёлый хоровод вокруг ёлки. Рисование по образцу
20 Любимые домашние животные. Собака. Поэтапное
рисование
21 Любимые домашние животные. Кошка. Поэтапное
рисование
22 Зверушки и другие игрушки. Рисование с натуры
23 Дымковская игрушка. (Беседа)
24 Дымковская игрушка. (Рисование)
25 Птицы в природе. Рисование птички
26 Скворцы прилетели. Рисование по сюжету
27 Рисование предметов разной формы. Рисование посуды
различной формы, стоящей на столе
28 Красивые цветы. Рисование по образцу
29 Рисование с натуры весенних цветов. (Мать-и-мачеха)
30 Ваза с цветами. Поэтапное рисование
31 Комнатные растения. Рисование кактуса в горшке
акварельными красками.
32 Открытка к празднику 1 мая. Рисование по образцу.
33 Открытка к празднику 9 мая. Рисование по образцу.
34 В парке весной. Рисование по описанию.

часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№
Раздел
Кол-во
п/п
часов
1 Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень»,
1
В. Поленов «Золотая осень»).
2 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета
1
(яблоко, груша, огурец, морковь)
3 Рисование узора в полосе из веток с листочками
1
4 Рисование с натуры осенних листьев
1
5 Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»
1
6 Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме
1
листьями (н-р, ветка вишневого дерева)
7 Рисование с натуры морских сигнальных флажков
1
8 Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
1
9 Рисование шахматного узора в квадрате
1
10 Рисование с натуры игрушечного домика
1
11 Рисование геометрического орнамента в квадрате
1
12 Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем
1
13 Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа
1
14 Узор для гжельской тарелки
1
15 Рисование на тему «Нарядная ёлка»
1
16 Рисование с натуры будильника круглой формы.
1
17 Рисование с натуры теннисной ракетки.
1
18 Рисование с натуры молотка.
1
19 Декоративное рисование – оформление поздравительной
1
открытки «23 февраля»
20 Декоративное рисование — оформление поздравительной
1
открытки к 8 Марта
21 Рисование по образцу орнамента из квадратов
1
22 Рисование с натуры игрушки-вертолета
1
23 Рисование с натуры постройки из элементов строительного
1
материала
24 Рисование узора из растительных форм в полосе
1
25 Рисование с натуры двухцветного мяча
1
26 Рисование на свободную тему
1
27 Беседа по картинам о весне И. Левитан «Март», А.Саврасов
1
«Грачи прилетели»
28 Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики»
1
29 Рисование с натуры весенней веточки
1
30 Рисование на тему «Деревья весной»
1
31 Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки
1
квадратной формы)
32 Рисование с натуры куста земляники с цветами
1
33 Рисование с натуры цветов
1
34 Рисование весенних цветов.
1
4 класс

№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

Тема

Кол-во
часов
Рисование на тему «Как я провёл лето
1
Рисование с натуры листа клёна.
1
Рисование с натуры ветки рябины.
1
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6
1
на листе бумаги
Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену
1
старшим»(А, Пахомов «Василий Васильевич», С. Чуйков
«На границе»)
Рисование на тему «Сказочная избушка» ( украшение
1
узором наличников и ставен)
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
1
(хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву)
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий
1
народного промысла (посуда)
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»(по выбору
1
детей)
Рисование с натуры игрушки-автобуса.
1
Рисование на тему «Виды транспорта»
1
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя
1
тематика)
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
Рисование с натуры новогодней ёлки
1
Декоративное рисование панно «Снежинки»
1
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело»
1
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
1
материала.
Рисование с натуры кормушки для птиц
1
Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты
1
Оформление поздравительных открыток к 23 февраля.
1
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
1
(вышивка, кружево, керамика)
Декоративное рисование листка календаря к празднику 8
1
Марта.
Оформление поздравительных открыток к 8 марта..
1
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание
1
иллюстраций картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень»,
К.Юон «Мартовское солнце»
Рисование на тему «Весенний день»
1
Декоративное рисование в круге узора из лепестков.
1
Рисование на тему «Наши спутники в космосе».
1
Рисование с натуры бабочки.
1
Рисование и оформление открыток для ветеранов к Дню
1

31

32
33
34

Победы.
Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на
одном листе) столярных или слесарных инструментов
(молоток, рубанок, гаечный ключ).
Рисование с натуры предметов симметричной формы
(настольная лампа)
Рисование узора для крышки коробки, квадратной формы»
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

1
1
1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
 Рау

М.Ю.

Изобразительное

общеобразоват.организаций,

искусство.

реализующих

1

адапт.основные

класс:

учеб.

Для

общеобразовательные

программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях
 Рау

М.Ю.

Изобразительное

общеобразоват.организаций,

искусство.

реализующих

2

адапт.основные

класс:

учеб.

Для

общеобразовательные

программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях
 Рау

М.Ю.

Изобразительное

общеобразоват.организаций,

искусство.

реализующих

3

адапт.основные

класс:

учеб.

Для

общеобразовательные

программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях
 Рау

М.Ю.

Изобразительное

общеобразоват.организаций,

искусство.

реализующих

4

адапт.основные

класс:

учеб.

Для

общеобразовательные

программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях
Электронные образовательные ресурсы
Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».