Рабочая программа НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) коррекционного курса психокоррекционные занятия

1

Содержание
Пояснительная Записка ................................................................................................................................ 3
Личностные Результаты ......................................................................................................................... 18
Метапредметные Результаты ................................................................................................................. 20
Предметные Результаты ......................................................................................................................... 20
Тематическое Планирование Коррекционного Курса «Психокоррекционные Занятия» .................... 21
Распределение Учебного Времени В Тематическом Планировании Является Примерным И Может
Варьироваться В Зависимости От Особенностей Контингента Конкретной Образовательной
Организации, Конкретного Класса. ........................................................................................................... 21
1 Класс (33ч.) ....................................................................................................................................... 21
2 Класс(34ч.) ........................................................................................................................................ 24

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная
рабочая программа по коррекционному курсу
«Психокоррекционные занятия» на уровне начального общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА) по
варианту 6.2. составлена на основе следующих нормативно - правовых
документов: Федерального закона Российской Федерации № 237-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598);
Приказа Минтруда России от 24.07.2015 N514 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог(психолог в сфере
образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодёжи»; Приказа
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. №115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями); Приказа Департамента образования и науки г.
Москвы от 15 августа 2022 г. N 666 "Об утверждении Стандарта деятельности
психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы";
Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья".
Цель реализации курса - коррекция и профилактика когнитивных и
личностных нарушений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Основными задачами коррекционного курса являются:
 психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности,
межличностных отношений;
 коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности и
эмоционально-личностной сферы;
 психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных
процессов;
 психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных
особенностей личности;
 формирование высших психических функций, произвольной регуляции
деятельности и поведения;
 формирование сферы жизненной компетенции;
 помощь в достижении личностных результатов освоения ФАОП НОО ОВЗ;
 психологическое консультирование участников образовательного процесса;
3

 психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Принципами реализации коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия» являются:
принцип единства диагностики и коррекции
До начала реализации рабочей программы необходимо провести
психологическое обследование обучающегося и проанализировать результаты
психологической диагностики с целью выявления особенностей психического
развития обучающихся с НОДА. В начале, в середине и в конце учебного года
следует проводить психологическую диагностику особенностей развития
обучающихся с НОДА.
При анализе результатов обследования и
планировании психокоррекционной работы следует учитывать тяжесть и
структуру нарушения, время поражения, медицинский прогноз, социальную
ситуацию развития
принцип учета индивидуальных особенностей развития, обучающегося с
НОДА с учетом разнообразия выявленных нарушений
При
реализации
данного
принципа
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
развития
обучающихся
с
НОДА.
Индивидуальный подход следует осуществлять при выборе направлений
психокоррекционной работы и определении содержания работы с семьей.
принцип вариативности
При реализации данного принципа необходимо использовать
возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и
технологий психокоррекционной работы. При этом следует сохранять
инвариантный минимум обучения обучающихся с НОДА с учетом
особенностей их психического развития.
принцип доступности
Данный принцип предполагает выбор средств, методов и
методических приемов, сбалансированных психофизических нагрузок,
соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся с НОДА и их
функциональному состоянию.
принцип коррекционной направленности образовательного процесса
Предполагает, что психокоррекционное воздействие, должно быть
направлено не только на коррекцию когнитивных и личностных нарушений,
но и на развитие познавательной деятельности и эмоциально-волевой сферы,
нормализацию системы социальных отношений.
принцип систематичности и последовательности
Данный
принцип
означает
не
только
систематичность
психокоррекционных занятий, но и организацию коррекционного процесса, в
котором освоение коррекционного курса идет в определенном порядке и
подчинено соответствующей системе.
принцип преемственности

4

Принцип реализует связь программы психокоррекционной работы с
программой начального общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с НОДА.
принцип сотрудничества с семьей
Данный принцип основан на признании семьи обучающегося с НОДА как
важного участника психокоррекционной работы, оказывающего существенное
влияние на процесс развития ребенка и успешность его обучения и интеграции
в общество.
Общая характеристика коррекционного курса
Федеральная рабочая программа по коррекционному курсу учитывает
психологические особенности развития обучающихся младшего школьного
возраста с НОДА. Для обучающихся с НОДА характерны специфические
отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и
определяется как временем, так и степенью, и локализацией мозгового
поражения. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют
ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия
воспитания и обучения.
Структура нарушений психического развития при НОДА имеет ряд
специфических особенностей. К ним относятся: неравномерный,
дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость,
истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний
и представлений об окружающем мире. Обучающиеся с НОДА не знают
многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще
всего имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте.
Это обусловлено ограничениями контактов со сверстниками и взрослыми
людьми в связи с двигательными нарушениями; затруднениями познания
окружающего мира, связанными с проявлениями двигательных и сенсорных
расстройств.
При НОДА отмечается нарушение координированной деятельности
различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечносуставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом,
ограничивают
объем
информации,
затрудняют
интеллектуальную
деятельность детей с двигательными нарушениями
Около 35% обучающихся с НОДА имеют аномалии зрения. У них
отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной
фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей
зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в
глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает
формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности
зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к
5

искаженному
восприятию
предметов
и
явлений
окружающей
действительности.
При НОДА имеет место недостаточность пространственноразличительной деятельности слухового анализатора. У 20-25% детей
наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме ДЦП. В
таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона
с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные
нарушения звукопроизношения. В таких случаях возникают трудности в
обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много
ошибок. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может
иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия.
Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям
(вздрагивают,
мигают
при
любом
неожиданном
звуке),
но
дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается
недостаточным.
У обучающихся с НОДА, особенно при ДЦП имеет место глубокая
задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное
и мышечно-суставное чувство). Они затрудняются определить положение и
направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми
глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и
узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих выражен астереогноз –
невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного
контроля.
Несформированность высших корковых функций является важным
звеном нарушений психического развития при НОДА. Чаще всего страдают
отдельные корковые функции, то есть характерна парциальность их
нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и
временных представлений. У обучающихся с НОДА выражены нарушения
схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется
представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Они с трудом определяют
их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой
стороны тела. Многие пространственные понятия («спереди», «сзади»,
«между», «вверху», «внизу») усваиваются с трудом.
Значительная часть обучающихся с НОДА с трудом воспринимают
пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ
предметов (не может сложить из частей целое – собрать разрезную картинку,
выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного
материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения,
выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех
видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных
движений).
У многих обучающихся отмечаются нарушения в формировании
мыслительной деятельности. Для них также характерна выраженность
психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических
6

процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды
деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность
восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество
обучающихся с НОДА отличаются низкой познавательной активностью,
проявляющейся
в
пониженном
интересе
к
заданиям,
плохой
сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости
психических процессов.
При НОДА отмечаются также и особенности личностного развития
Нарушения формирования личности при НОДА связаны с действием многих
факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на
осознание собственных ограничений, имеет место социальная депривация и
неправильное воспитание, чаще по типу гиперопеки. Наиболее часто
встречаются три типа личностных нарушений у обучающихся данной
категории:
личностная
незрелость,
астенические
проявления,
псевдоаутические проявления.
Основным признаком личностной незрелости у обучающихся с НОДА
является недостаточность волевой деятельности. В своих поступках они
руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей
минуты. Для них характерны нарушения целенаправленной деятельности. Они
эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и
подчиняться требованиям коллектива. Специфическим условием развития
этого типа отклонений является неправильное воспитание, ограничение
деятельности и общения.
Обучающиеся с НОДА с астеническими проявлениями отличаются
повышенной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной
возбудимостью, истощаемостью, часто заторможенностью в поведении,
которая проявляется в виде пугливости, страха перед всем новым,
неуверенности в своих силах. У данных обучающихся с двигательными
нарушениями часто возникают ситуационные конфликтные переживания в
связи с неудовлетворением их стремления к лидерству. Этому в значительной
степени способствует воспитание по типу гиперопеки, которая ведет к
подавлению естественной активности. Характерной для обучающихся с
НОДА является склонность к конфликтам с окружающими. Они требуют к
себе постоянного внимания, одобрения своих действий. В противном случае
возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются
слезами, отказом от еды, от устного общения с определенными лицами, в
уходах из дома или из школы. Значительно реже как результат протеста может
возникать суицидальное поведение, которое проявляется либо только в
мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки.
Псевдоаутистический тип развития личности чаще проявляется у
обучающихся с НОДА с тяжелыми двигательными нарушениями. Они склоны
к уединению, у них наблюдаются коммуникативные нарушения, а также уход
в мир собственных мечтаний и грез. Причиной этих нарушений чаще всего
7

является изнеживающее воспитание и реакция на физический дефект,
социальная депривация.
Для многих обучающихся с НОДА характерно наличие страхов. Страх
может возникнуть при простых тактильных раздражениях. У некоторых
обучающихся с НОДА отмечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты,
новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии
обучающегося с НОДА (учащается пульс, нарушается дыхание, повышается
мышечный тонус, появляется потливость, усиливаются насильственные
движения, может подняться температура, усилиться бледность кожных
покровов). Все эти нарушения ослабляют организм обучающегося с НОДА,
поэтому они растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по
физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.
Физическая ослабленность сочетается с повышенной психической
истощаемостью, в результате чего одни вялы, бездеятельны, пассивны, другие,
напротив, легко возбудимы, плаксивы.
К числу осложняющих расстройств относятся стойкие вегетативнососудистые и соматические нарушения: усиленная потливость, сосудистые
спазмы как реакция на малейшее охлаждение и болезненное раздражение
(бледность, похолодание конечностей и т. д.). Особое внимание следует
обратить на обучающихся с НОДА, у которых в анамнезе отмечается наличие
судорог, документальных клинических данных, свидетельствующих о наличие
судорожной готовности.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является частью внеурочной деятельности и
представлена индивидуальными и групповыми занятиями. Группы
комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений
психического развития. Наполняемость групп – 2-4 обучающихся с НОДА.
Курс
«Психокоррекционные
занятия»
относится
к
курсам
коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. В недельном
учебном плане указано количество часов (5 часов) на одного обучающегося с
НОДА реализуется 1 раз в неделю, длительность занятия 35 мин. в 1 и 1 доп.
классе, 40 мин. во 2-4 классах Сроки реализации рабочей программы: 5 лет.
Всего на реализацию курса отводится 168 часов.
Специфика коррекционного курса определяется следующими
взаимосвязанными направлениями коррекционной работы:
1.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации и особенностей развития обучающихся с
НОДА; диагностика и развитие двигательной, познавательной эмоциональноличностной и коммуникативной сфер; изучение взаимодействия с
окружающими.
В
задачи
психолого-педагогического
исследования
обучающихся с двигательными нарушениями входит оценка потенциальных
возможностей
развития
и
определения
основных
направлений
8

психокоррекционного воздействия. С этой целью изучается состояние
двигательных и сенсорных функций /зрительного и слухового восприятия/,
исследуются особенности пространственных и временных представлений,
мышления, эмоционально-волевой сферы и психической деятельности
обучающегося с НОДА. Оценка результатов психолого-педагогического
обследования проводится на основе качественного анализа особенностей
психической деятельности с определением структуры когнитивного
нарушения в сочетании с функциональными возможностями обучающегося
/двигательными, сенсорными, речевыми/. Методики для исследования
когнитивных процессов не всегда могут быть использованы в полном объеме
при обследовании обучающихся с двигательной и речедвигательной
патологией, а также тех, которые имеют существенные ограничения
манипулятивных функций.
После проведенного обследования составляется заключение. В нем
необходимо отразить особенности двигательной сферы, психической
деятельности, эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его
устойчивость, активность и самостоятельность, настойчивость в действиях,
ведущая направленность интересов, умение принимать и использовать
помощь взрослого при решении диагностических задач. Заключение
завершается перечнем направлений психокоррекционной работы.
2.Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных
процессов.
На основании анализа результатов диагностики особенностей развития
психолог
определяет
потребность
обучающегося
с
НОДА
в
психокоррекционной работе по совершенствованию когнитивных процессов,
разрабатывает и реализует психокоррекционную программу.
3. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей
по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном
взаимодействии обучающихся с НОДА.
Важным
направлением
деятельности
психолога
является
психологическое консультирование участников образовательного процесса –
учителей, тьюторов, родителей и др. Это консультирование осуществляется по
итогам диагностического этапа. Участникам образовательного процесса
предоставляются сведения об индивидуальных особенностях, обучающихся с
НОДА и даются рекомендации. Рекомендации направлены на учет
выявленных особенностей в образовательном процессе, профилактику и
коррекцию нарушений. Особую значимость эти рекомендации имеют для
учителей, которые часто не знают особенностей развития, обучающихся с
НОДА, не владеют приемами психокоррекционной работы. Консультативная
деятельность психолога разнообразна и осуществляется по запросу
участников образовательного процесса.
4. Информационно-просветительская работа с педагогами и
родителями.
9

Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом,
и его профессиональной подготовки. Это может работа с родительскими
клубами, систематические групповые занятия и индивидуальная работа с
членами семьи. Широко применяются поведенческие тренинги, групповые
дискуссии, игры, драматизации, арттерапия, элементы психотерапии,
родительские сочинения - все это и многое другое может быть использовано
для работы с семьей. Конкретные приемы психокоррекционной работы,
представлены в работах В.В. Ткачевой и И.Ю. Левченко.
5.Аналитическая деятельность, направленная на осмысление итогов
деятельности по психокоррекционной работы, планирование работы на
следующий год.
Реализация программы предполагает повторение тем разделов программы
в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал,
дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы
социального взаимодействия, то есть в его основу положен циклический
принцип.
Структура психокоррекционных занятий:
 Вводная часть (создание у обучающегося с НОДА положительного
эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой
деятельности). Для каждого занятия подобраны специальные упражнения,
стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на
данном занятии. В тех случаях, когда в основной части предполагается
выполнение заданий требующих активного включения манипулятивных
функций занятие может быть начата с физкультминутки направленной на
нормализацию мышечного тонуса в руках.
 Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего
эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
В основную часть обязательно должна быть интегрирована физкультминутка
(5-7минут упражнений, направленных на расслабление или стимуляцию
пораженных мышц, профилактику мышечного переутомления. Задания для
основной части следует подбирать, так, чтобы существенная часть из них
предполагала двигательную активность.
 Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов
и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
Занятия с родителями и педагогами могут иметь иную структуру.
При освоении программного материала необходимо проведение этапной
диагностики.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого
обучающегося с НОДА определяется с учетом его особых образовательных
10

потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА, ППк образовательной
организации. Содержание и срок реализации коррекционного курса зависят
также от структуры нарушения.
Особые образовательные потребности у обучающихся с НОДА задаются
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику
построения учебного процесса. Особыми образовательными потребностями
обучающихся с НОДА являются:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
 регламентация образовательной деятельности в соответствие с медицинскими
рекомендациями
и
соблюдением
ортопедического
и
лечебнопрофилактического режима;
 необходимость использования специальных методов, приемов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий,
специального
реабилитационного
оборудования),
обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
 индивидуализация обучения с учетом структуры и тяжести двигательного
нарушения и вариативности их проявлений;
 наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе коррекции
двигательных и иных нарушений;
 комплексный характер психокоррекционных воздействий, осуществляемых с
включением всех анализаторных систем, в том числе и двигательнокинестического анализатора;
 предоставление при необходимости услуг ассистента-помощника, тьютора;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
 обеспечение
специальными
приспособлениями
и
индивидуально
адаптированными учебным местом;
 потребность в максимальном расширении образовательного пространства:
посещение и участие мероприятиях, направленных на коррекцию комплекса
нарушений.
.
1 класс (33ч.)
Содержание коррекционного курса.
Раздел 1. Диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей
11

развития обучающихся с НОДА; диагностика моторного, сенсорного развития,
пространственных и временных представлений, особенности памяти,
мышления и других психических функций, эмоционально-личностной и
коммуникативной сфер. Основное пособие «Диагностика особенностей
развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Левченко И.Ю., Абкович А.Я. (2019). Первичная диагностика проводится в
начале учебного или при поступлении ребенка в образовательную
организацию в иные сроки. Промежуточная диагностика осуществляется в
соответствии с планом работы образовательной организации или по
необходимости. Итоговая диагностика в конце учебного года.
Раздел 2. Развитие эмоционально-личностной сферы.
Развитие самооценки и коммуникативных навыков. Формирование
позитивного отношения к своему «Я». Развитие способности к эмпатии
.Повышение уверенности в себе. Проигрывание ситуации, когда требуется
привлечение родителей. Развитие самостоятельности. Безопасное поведение.
Написание SMSсообщение в предложенных ситуациях. Формирование
навыков самоконтроля. Выбор фраз и определений для обозначения
возникшей проблемы. Проигрывание ситуации опасности. Создание ситуации
успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных
представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: понимать, что
можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов. Развитие самооценки и коммуникативных навыков.
Раздел 3. Коррекция и развитие высших психических функций.
Формирование
учебной
мотивации.
Активизация
сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности.
Коррекция и развитие произвольного внимания. Коррекция и развитие
памяти. Коррекция и развитие всех видов восприятия. Коррекция и развитие
мышления. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.
Раздел 4. Развитие произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.
Выполнение вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно
реципрокных движений. Проигрывание ситуации на развитие умения
договариваться о распределении функций в совместной деятельности.
Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание
ситуации на овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
Раздел 5. Развитие коммуникативной деятельности.

12

Проигрывание ситуаций различных видов социального взаимодействия.
Развитие способности к сопереживанию. Проигрывание ситуации на
овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор
задать вопрос, просьбу, пожелание, завершить разговор; умение выразить
благодарность, сочувствие. Проигрывание ситуации на развитие умения
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой. Выбор фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях. Формирование правил и
норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на дифференциацию и
осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых
ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.).
Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях.
Раздел.6 Психомоторика и развитие деятельности
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие
крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и
броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук
и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для
удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения
руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание
узелков,
бантиков).
Обводка, штриховка по трафарету.
2 класс (34ч.)
Содержание коррекционного курса.
Раздел 1Диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей
развития, обучающихся с НОДА; диагностика моторного, сенсорного
развития, пространственных и временных представлений, особенности
памяти, мышления и других психических функций, эмоционально-личностной
и коммуникативной сфер. Основное пособие «Диагностика особенностей
развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Левченко И.Ю., Абкович А.Я. (2019). Первичная диагностика проводится в
начале учебного или при поступлении ребенка в образовательную
организацию в иные сроки. Промежуточная диагностика осуществляется в
соответствии с планом работы образовательной организации или по
необходимости. Итоговая диагностика в конце учебного года.
Раздел 2. Развитие эмоционально-личностной сферы.
13

Развитие самооценки и коммуникативных навыков. Развитие
способности к эмпатии. Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях. Повышение уверенности в себе.
Проигрывание ситуации, когда требуется привлечение родителей. Развитие
самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие навыка безопасного
поведения: умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью. Формирование навыков самоконтроля. Выбор фраз и определений
для обозначения возникшей проблемы. Создание ситуации успешной
деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений
о насущно необходимом жизнеобеспечении: понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
Раздел 3. Коррекция и развитие высших психических функций.
Формирование
учебной
мотивации.
Активизация
сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Развитие
познавательной сферы. Коррекция и развитие произвольного внимания.
Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие всех видов восприятия.
Коррекция и развитие мышления. Развитие познавательной сферы. Развитие
пространственно-временных представлений. Дифференциация и осмысление
картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и окружающих; понимание значения
определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с
их значением.
Раздел 4. Развитие произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Развитие произвольной регуляции собственно психических функций
ребенка. Сочетание двигательных заданий и произвольного владения речью.
Проигрывание ситуации на умение адекватно оценивать свои речевые
возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности.
Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание
ситуации на развитие самостоятельности и независимости в школе.
Развитие 5. Развитие коммуникативной деятельности.
Проигрывание ситуации на овладение средствами межличностного
взаимодействия. Развитие способности к сопереживанию. Проигрывание
ситуации на овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство.
Проигрывание ситуации на готовность слушать собеседника и вести диалог.
14

Выбор определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях
и с людьми разного социального статуса. Формирование правил и норм
поведения в группе. Проигрывание ситуации на дифференциацию и
осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых
ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.).
Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях.
6. Психомоторика и развитие деятельности
формирование различных видов деятельности: предметно-игровой,
продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная
деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы
(сенсорных
эталонов),
межсенсорного
взаимодействия.
Развитие
познавательных способностей.
3 класс(34ч.)
Содержание коррекционного курса.
Раздел 1Диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей
развития обучающихся с НОДА; диагностика моторного, сенсорного развития,
пространственных и временных представлений, особенности памяти,
мышления и других психических функций, эмоционально-личностной и
коммуникативной сфер. Основное пособие «Диагностика особенностей
развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Левченко И.Ю., Абкович А.Я. (2019). Первичная диагностика проводится в
начале учебного или при поступлении ребенка в образовательную
организацию в иные сроки. Промежуточная диагностика осуществляется в
соответствии с планом работы образовательной организации или по
необходимости. Итоговая диагностика в конце учебного года.
Раздел 2. Развитие эмоционально-личностной сферы.
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие
способности к эмпатии. Проигрывание ситуации на развитие адекватных
представлений о собственных возможностях и ограничениях. Повышение
уверенности в себе. Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение
взрослых. Развитие самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие
навыка безопасного поведения с точным описанием возникшей проблемы.
Формирование навыков самоконтроля. Проигрывание ситуации на развитие
умения принимать решения в области жизнеобеспечения. Создание ситуации
успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных
представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: осуществлении
вакцинации. Развитие самооценки и коммуникативных навыков.
15

Раздел 3. Коррекция и развитие высших психических функций.
Позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному
использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных
речевых конструкций. Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности. Развитие познавательной сферы. Формирование
учебной мотивации. Коррекция и развитие произвольного внимания
Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие всех видов восприятия.
Коррекция и развитие мышления. Развитие пространственно-временных
представлений. Проигрывание ситуации на развитие умения поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать
информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии
информативной функции речи. Проигрывание ситуации на развитие умения
излагать свое мнение и аргументировать его. Проигрывание ситуации на
развитие способности прогнозировать последствия своих поступков.
Раздел 4. Развитие произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Развитие эмоциональной регуляции деятельности самим ребенком.
Проигрывание ситуации на развитие умения устанавливать взаимосвязь
общественного порядка и уклада собственной жизни в семье, соответствовать
этому порядку. Формирование способности к планированию и контролю.
Проигрывание ситуации на развитие умения адекватно использовать
лексикон, отражающий бытовой опыт.
Раздел 5. Развитие коммуникативной деятельности.
Проигрывание ситуации на развитие умения адекватно использовать
принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы. Развитие
способности к сопереживанию. Проигрывание ситуации на развитие
представления о вариативности социальных отношений. Формирование
правил и норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на развитие
активности во взаимодействии с миром. Адекватное понимание социальных
ролей в значимых ситуациях. Подготовка и проведение праздника.
6. Психомоторика и развитие деятельности
4 класс(34ч.)
Содержание коррекционного курса.
Раздел 1. Диагностика.

16

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей
развития, обучающихся с НОДА; диагностика моторного, сенсорного
развития, пространственных и временных представлений, особенности
памяти, мышления и других психических функций, эмоционально-личностной
и коммуникативной сфер. Основное пособие «Диагностика особенностей
развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Левченко И.Ю., Абкович А.Я. (2019). Первичная диагностика проводится в
начале учебного или при поступлении ребенка в образовательную
организацию в иные сроки. Промежуточная диагностика осуществляется в
соответствии с планом работы образовательной организации или по
необходимости. Итоговая диагностика в конце учебного года.
Раздел 2. Развитие эмоционально-личностной сферы.
Коррекция и развитие самооценки и коммуникативных навыков.
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Проигрывание ситуации
на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях. Повышение уверенности в себе. Проигрывание ситуации на
развитие
умения
самостоятельно
решать
ситуации.
Развитие
самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие навыка безопасного
поведения с точным описанием возникшей проблемы. Формирование навыков
самоконтроля. Выбор фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы. Создание ситуации успешной деятельности. Проигрывание
ситуации на развитие адекватных представлений о насущно необходимом
жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы. Развитие
способности к эмпатии.
Раздел 3. Коррекция и развитие высших психических функций.
Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной
деятельности. Формирование учебной мотивации. Развитие познавательной
сферы. Коррекция и развитие произвольного внимания. Коррекция и развитие
памяти. Коррекция и развитие всех видов восприятия. Коррекция и развитие
мышления. Развитие пространственно-временных представлений.
Проигрывание ситуации на развитие умения устанавливать причинноследственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными
свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования. Проигрывание ситуации на развитие
умения использовать коммуникацию как средство достижения цели в
различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.
Проигрывание ситуации на осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем.
17

Раздел 4. Развитие произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью
контроля за выполнением правил партнерами. Развитие произвольной
регуляции межличностных отношений. Проигрывание ситуации на развитие
умения устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в школе, соответствовать этому порядку. Формирование
способности к планированию и контролю. Проигрывание ситуации на
развитие умения осуществлять речевое сопровождение своих действий,
бытовых ситуаций.
Раздел 5. Развитие коммуникативной деятельности.
Проигрывание ситуации на развитие умения передавать свои чувства в
процессе моделирования социальных; отношений. Развитие способности к
сопереживанию. Проигрывание ситуации на развитие представления о
вариативности социальных отношений. Формирование правил и норм
поведения в группе. Проигрывание ситуации на развитие понимания
собственной результативности. Адекватное понимание социальных ролей в
значимых ситуациях.
Раздел 6. Психомоторика и развитие деятельности
Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от
различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Планируемые (возможные) результаты освоения курса должны
уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей, обучающихся с НОДА.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной рабочей программы НОО обучающихся с НОДА
коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» в соответствии с
ФГОС НОО ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с НОДА,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
18

Личностные результаты освоения коррекционного курса соответствуют
ФГОС НОО ОВЗ, конкретизируются и дополняются с учетом особых
образовательных потребностей, обучающихся с НОДА:
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью:
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Учитывая
специфические
особенности
личностного
развития
обучающихся с НОДА, личностные результаты расширяются за счет
жизненных компетенций, формирование которых требует специального
обучения:
 сформированность навыков пространственной, временной и социальнобытовой ориентировки;
 сформированность реальных представлений о собственных возможностях и
ограничениях здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения и
создания специальных условий для пребывания в образовательной
организации, сообщать о своих нуждах и правах в образовательной
организации;
 сформированность социально-бытовых умений, необходимых в повседневной
жизни (самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места,
переодевание на урок физкультуры и т.д.), на сколько это возможно в каждом
индивидуальном случае развития, обучающегося с НОДА;
 сформированность коммуникативных умений в том числе обращаться с
просьбой к окружающим, особенно в ситуации, когда обучающийся с НОДА
лишен возможности себя самостоятельно обслуживать, поддержать разговор,
корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность, использовать разные
варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной ситуации.
 сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира
(соблюдение
правил
безопасности
жизнедеятельности,
уточнение,
расширение, упорядочивание представлений об окружающем природном и
социальном мире и др.);
 сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в
знакомом и незнакомом пространстве при необходимости с использованием
специального оборудования;
19

 сформированность дифференцированных и осмысленных, согласно возрасту,
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях
(знание правил и норм общественного поведения, использование их, умение
оценивать свое социальное окружение, умение использовать принятые в
обществе социальные ритуалы и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных, регулятивных и двигательных УУД,
которые обеспечивают успешность реализации коррекционного курса, а также
становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате
освоения содержания коррекционного курса, обучающиеся с НОДА
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными
знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся с
двигательными нарушениями применять знания как в типовых, так и в новых,
нестандартных учебных и социальных ситуациях.
Планируемые метапредметные результаты освоения коррекционного курса:
 умение адекватно оценивать свои силы, выбрать взрослого и обращаться к
нему за помощью, описывать возникшую проблему; выделять ситуации, когда
требуется привлечение родителей или других взрослых, принимать решения в
области жизнеобеспечения;
 владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с
НОДА;
 владение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность,
сочувствие;
умение
поддерживать
продуктивное
взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее с учетом когнитивных и речевых возможностей,
обучающихся с НОДА;
 дифференциация и осмысление адекватно возрасту и двигательным
возможностям, обучающимся с НОДА своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в
разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения данного курса не предусмотрены, т.к.
он носит коррекционную направленность, главной целью освоения курса
20

«Психокоррекционные занятия» в совокупности с остальными курсами
коррекционной области является успешное овладение ФАОП НОО ОВЗ.
Результаты по программе индивидуальны для каждого обучающегося с
НОДА и зависят от выраженности нарушений психофизического развития и
сочетанности нарушений. Материал носит вариативный характер и
подбирается психологом самостоятельно в зависимости от особенностей
двигательного, когнитивного и личностного развития, обучающегося с НОДА.
Положительным результатом можно считать снижение объема необходимой
помощи, формирование психологической готовности к усвоению учебных
предметов, расширение сферы жизненных компетенций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Распределение учебного времени в тематическом планировании
является примерным и может варьироваться в зависимости от
особенностей контингента конкретной образовательной организации,
конкретного класса.

Тематические модули
1. Диагностика (4ч.)

1 КЛАСС (33ч.)
Основное содержание
Психолого-педагогическая
диагностика,
направленная
на
изучение уровня психологической
адаптации к учебному процессу и
особенностей
развития,
обучающихся с НОДА; диагностика
моторного, сенсорного развития,
пространственных и временных
представлений,
особенности
памяти, мышления и других
психических
функций,
эмоционально-личностной
и
коммуникативной сфер. Основное
пособие
«Диагностика
особенностей
развития
обучающихся
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
«Левченко И.Ю., Абкович А.Я.
(2019). Первичная диагностика
проводится в начале учебного или
при
поступлении
ребенка
в
21

образовательную организацию в
иные
сроки.
Промежуточная
диагностика осуществляется в
соответствии с планом работы
образовательной организации или
по необходимости.
Развитие
самооценки
и
2. Развитие эмоциональнокоммуникативных
навыков.
личностной сферы (6ч.)
Формирование
позитивного
отношения к своему «Я». Развитие
способности к эмпатии. Повышение
уверенности в себе. Проигрывание
ситуации,
когда
требуется
привлечение родителей. Развитие
самостоятельности.
Безопасное
поведение.
Написание
SMSсообщение
в
предложенных
ситуациях. Формирование навыков
самоконтроля. Выбор фраз и
определений
для
обозначения
возникшей
проблемы.
Проигрывание ситуации опасности.
Создание
ситуации
успешной
деятельности.
Проигрывание
ситуации на развитие адекватных
представлений
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении:
понимать, что можно и чего нельзя:
в еде, физической нагрузке, в
приеме медицинских препаратов.
Развитие
самооценки
и
коммуникативных навыков.
Формирование
учебной
3. Коррекция и развитие
высших психических функций мотивации. Активизация сенсорноперцептивной,
мнемической
и
(8ч.)
мыслительной деятельности.
Коррекция
и
развитие
произвольного
внимания.
Коррекция и развитие памяти.
Коррекция и развитие всех видов
восприятия. Коррекция и развитие
мышления. Развитие и коррекция
пространственно-временных
22

представлений.
Развитие произвольной регуляции
деятельности
и
поведения.
Выполнение вначале элементов
реципрокных движений, а позднее
собственно
реципрокных
движений. Проигрывание ситуации
на развитие умения договариваться
о распределении функций в
совместной
деятельности.
Формирование
способности
к
планированию
и
контролю.
Проигрывание
ситуации
на
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни
Проигрывание
ситуаций
5. Развитие коммуникативной
различных
видов
социального
деятельности (7ч.)
взаимодействия.
Развитие
способности к сопереживанию.
Проигрывание
ситуации
на
овладение
навыками
коммуникации: умение начать и
поддержать разговор задать вопрос,
просьбу, пожелание, завершить
разговор;
умение
выразить
благодарность,
сочувствие.
Проигрывание
ситуации
на
развитие умения ориентироваться в
целях,
задачах,
средствах
и
условиях
коммуникации
в
соответствии с коммуникативной
установкой.
Выбор
фраз
и
определений для взаимодействия в
разных социальных ситуациях.
Формирование правил и норм
поведения в группе. Проигрывание
ситуации на дифференциацию и
осмысление адекватно возрасту
своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных
ролей: знание правил поведения в
4. Развитие произвольной
регуляции деятельности и
поведения
(6ч.)

23

разных социальных ситуациях с
людьми
разного
статуса
(с
близкими в семье, учителями и
учениками в школе, незнакомыми
людьми в транспорте и т.д.).
Адекватное понимание социальных
ролей в значимых ситуациях.
Психомоторика
деятельности

и

Диагностика (2ч.)

развитие

Развитие крупной и мелкой
моторики,
графомоторных
навыков.
Развитие
крупной
моторики. Целенаправленность
выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в
цель, ходьба по «дорожке
следов»).
Согласованность
действий и движений разных
частей тела (повороты и броски,
наклоны и повороты). Развитие и
координация движений кисти рук
и
пальцев.
Пальчиковая
гимнастика.
Специальные
упражнения
для
удержания
письменных
принадлежностей.
Развитие координации движения
руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание
узелков,
бантиков). Обводка, штриховка
по трафарету.
Аппликация.
Сгибание
бумаги.
Тактильно-двигательное
восприятие. Определение на
ощупь плоскостных фигур и
предметов, их величины. Работа с
пластилином (раскатывание).
Игры с крупной
мозаикой.

2 КЛАСС(34ч.)
Тематические модули

Основное содержание

24

1Диагностика (4ч.)

Психолого-педагогическая
диагностика,
направленная
на
изучение уровня психологической
адаптации к учебному процессу и
особенностей развития, обучающихся
с НОДА; диагностика моторного,
сенсорного
развития,
пространственных
и
временных
представлений, особенности памяти,
мышления и других психических
функций, эмоционально-личностной
и коммуникативной сфер. Основное
пособие «Диагностика особенностей
развития
обучающихся
с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата «Левченко И.Ю., Абкович
А.Я. (2019). Первичная диагностика
проводится в начале учебного или
при
поступлении
ребенка
в
образовательную организацию в иные
сроки. Промежуточная диагностика
осуществляется в соответствии с
планом
работы
образовательной
организации или по необходимости.
Итоговая диагностика в конце
учебного года.
.

самооценки
и
2. Развитие эмоционально- Развитие
коммуникативных навыков. Развитие
личностной сферы (6ч.)
способности
к
эмпатии.
Формирование
позитивного
отношения
к
своему
«Я».
Проигрывание ситуации на развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях
и
ограничениях.
Повышение
уверенности в себе. Проигрывание
ситуации,
когда
требуется
привлечение родителей. Развитие
самостоятельности.
Проигрывание
ситуации
на
развитие
навыка
безопасного
поведения:
умение
25

адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью.
Формирование
навыков
самоконтроля.
Выбор
фраз
и
определений
для
обозначения
возникшей
проблемы.
Создание
ситуации успешной деятельности.
Проигрывание ситуации на развитие
адекватных представлений о насущно
необходимом
жизнеобеспечении:
понимать, что можно и чего нельзя: в
еде, физической нагрузке, в приеме
медицинских препаратов.
Формирование
учебной
3. Коррекция и развитие
высших психических функций мотивации. Активизация сенсорноперцептивной,
мнемической
и
(9ч.)
мыслительной деятельности. Развитие
познавательной сферы. Коррекция и
развитие произвольного внимания.
Коррекция и развитие памяти.
Коррекция и развитие всех видов
восприятия. Коррекция и развитие
мышления. Развитие познавательной
сферы. Развитие пространственновременных
представлений.
Дифференциация
и
осмысление
картины мира: адекватность бытового
поведения ребенка с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и
окружающих; понимание значения
определений,
обозначающих
опасность и умение действовать в
соответствии с их значением.
4. Развитие
произвольной регуляции
деятельности и поведения
(6ч.)

Развитие
произвольной
регуляции собственно психических
функций
ребенка.
Сочетание
двигательных
заданий
и
произвольного
владения
речью.
Проигрывание ситуации на умение
адекватно оценивать свои речевые
возможности и ограничения при
участии в общей коллективной
26

деятельности.
Формирование
способности к планированию и
контролю. Проигрывание ситуации на
развитие
самостоятельности
и
независимости в школе.
Проигрывание ситуации на
овладение
средствами
межличностного
взаимодействия.
Развитие
способности
к
сопереживанию.
Проигрывание
ситуации на овладение навыками
коммуникации: умение начать и
поддержать разговор, задать вопрос,
выразить свои намерения, просьбу,
пожелание,
завершить
разговор;
умение корректно выразить отказ и
недовольство.
Проигрывание
ситуации на готовность слушать
собеседника и вести диалог.
Выбор
определений
для
взаимодействия в разных социальных
ситуациях и с людьми разного
социального статуса. Формирование
правил и норм поведения в группе.
Проигрывание
ситуации
на
дифференциацию
и
осмысление
адекватно
возрасту
своего
социального окружения, принятых
ценностей и социальных ролей:
знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми
разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе,
незнакомыми людьми в транспорте и
т.д.).
Адекватное
понимание
социальных ролей в значимых
ситуациях
Развитие точности движений
Психомоторика и развитие
(метание в цель мяча,
деятельности
стрел, «Кольцеброс»).
Обучение
целенаправленным
действиям
по двухзвенной инструкции
5.
коммуникативной
деятельности (7ч.)

Развитие

27

педагога (2 шага вперед
– поворот направо, т.д.).
Пальчиковая
гимнастика
с
речевым
сопровождением.
Упражнения на синхронность
работы обеих рук (работа со шнуром,
нанизывание бус).
Штриховка
в
разных
направлениях и рисование по
трафарету.
Графический
диктант
(по
показу).
Вырезание
ножницами
из
бумаги по шаблону
прямоугольных,
квадратных,
треугольных форм.
Определение
на
ощупь
предметов с разными
свойствами (мягкие, жесткие,
холодные, теплые).
Определение на ощупь формы
предметов.
Дидактическая игра «Чудесный
мешочек».
Движения и позы верхних и
нижних конечностей (упражнения по
инструкции педагога). Движения и
позы
головы
(по
инструкции
педагога);
вербализация
собственных
ощущений.
Движения и позы всего тела.
Дидактическая игра
«Зеркало». Имитация движений
и поз (повадки зверей, природных
явлений).
Формирование
эталонов
объемных геометрических
фигур (шар, куб).
Группировка предметов по
форме (объемные и
плоскостные).
Группировка предметов по
28

форме и величине по инструкции
педагога. Составление рядов по
величине из 3-4 предметов по
заданному признаку.
Группировка предметов по
форме и цвету по
инструкции педагога.
Различение цветов и оттенков.
Дидактическая игра
«Что бывает такого цвета».
Выделение и различение частей
знакомых предмето в (стул – спинка,
ножки, сиденье; шкаф – дверцы,
стенки, т.д.).
Составление целого из частей
(3-4 детали)
на
разрезном
наглядном
материале.
Развитие зрительной памяти.
Дидактическая игра
«Что
изменилось»
(4-5
предметов).
Нахождение
отличий
на
наглядном материале
(сравнение двух картинок).
Различение
«наложенных»
изображений предметов
(2-3 изображения).
Развитие
осязания
(температурные ощущения).
Приборы
измерения
температуры (градусник).
Развитие
обоняния
(контрастные ароматы: резкий –
мягкий;
пищевые
запахи),
обозначение словом ощущений.
Восприятие чувства тяжести от
разных предметов (вата, гвозди,
брусок, т.д.); словесное обозначение
барических ощущений.
Дифференцировка
звуков
шумовых
и
музыкальных
инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, ложки,
29

6. Диагностика (2ч.)

Тематические
модули
1Диагностика
ч.)

гармошки, бубен).
Характеристика
звуков
по
громкости и длительности (шумы, музыкальные и
речевые звуки).
Различение
мелодии
по
характеру (веселая,
грустная).
Прослушивание
музыкальных произведений.
Ориентировка на листе бумаги
(выделение
всех
углов).
Расположение
плоскостных
и
объемных
предметов в вертикальном поле
листа.
Расположение плоскостных и
объемных
предметов
в
горизонтальном
поле
листа;
словесное
обозначение
пространственных отношений между
предметами.
Дидактическая игра «Определи
положение предмета»; вербализация
пространственных
отношений с использованием
предлогов. Времена года. Работа с
графической моделью
«Времена
года».
Порядок
месяцев в году.
Итоговая диагностика

3 КЛАСС (34ч)
Основное содержание
(4

Психолого-педагогическая
диагностика,
направленная
на
изучение
уровня
психологической адаптации к учебному процессу
и особенностей развития, обучающихся с НОДА;
диагностика моторного, сенсорного развития,
пространственных и временных представлений,
особенности памяти, мышления и других
30

психических функций, эмоционально-личностной
и коммуникативной сфер. Основное пособие
«Диагностика
особенностей
развития
обучающихся
с
нарушениями
опорнодвигательного
аппарата
«Левченко
И.Ю.,
Абкович А.Я. (2019). Первичная диагностика
проводится в начале учебного или при
поступлении
ребенка
в
образовательную
организацию в иные сроки. Промежуточная
диагностика осуществляется в соответствии с
планом работы образовательной организации или
по необходимости. Итоговая диагностика в конце
учебного года.

2. Развитие
эмоциональноличностной сферы
(6ч.)

Формирование позитивного отношения к
своему «Я». Развитие способности к эмпатии.
Проигрывание ситуации на развитие адекватных
представлений о собственных возможностях и
ограничениях. Повышение уверенности в себе.
Умение выделять ситуации, когда требуется
привлечение
взрослых.
Развитие
самостоятельности. Проигрывание ситуации на
развитие навыка безопасного поведения с точным
описанием возникшей проблемы. Формирование
навыков самоконтроля. Проигрывание ситуации
на развитие умения принимать решения в области
жизнеобеспечения. Создание ситуации успешной
деятельности. Проигрывание ситуации на
развитие адекватных представлений о насущно
необходимом жизнеобеспечении: осуществлении
вакцинации.
Развитие
самооценки
и
коммуникативных навыков.

Позитивное отношение и устойчивая
3. Коррекция и
к
активному
использованию
развитие высших мотивация
разнообразного арсенала средств коммуникации,
психических
вариативных речевых конструкций. Активизация
функций (10 ч.)
сенсорно-перцептивной,
мнемической
и
31

4. Развитие
произвольной
регуляции
деятельности и
поведения
(6ч.)

мыслительной
деятельности.
Развитие
познавательной сферы. Формирование учебной
мотивации. Коррекция и развитие произвольного
внимания Коррекция и развитие памяти.
Коррекция и развитие всех видов восприятия.
Коррекция и развитие мышления. Развитие
пространственно-временных
представлений.
Проигрывание ситуации на развитие умения
поддерживать продуктивное взаимодействие в
процессе коммуникации; умение получать
информацию от собеседника и уточнять ее;
прогресс в развитии информативной функции
речи. Проигрывание ситуации на развитие умения
излагать свое мнение и аргументировать его.
Проигрывание ситуации на развитие способности
прогнозировать последствия своих поступков.
Развитие
эмоциональной
регуляции
деятельности самим ребенком. Проигрывание
ситуации на развитие умения устанавливать
взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье, соответствовать
этому порядку. Формирование способности к
планированию и контролю. Проигрывание
ситуации на развитие умения адекватно
использовать лексикон, отражающий бытовой
опыт.

Проигрывание ситуации на развитие умения
5.
Развитие
коммуникативной адекватно использовать принятые в окружении
деятельности (6ч.) обучающегося социальные ритуалы. Развитие
способности к сопереживанию. Проигрывание
ситуации
на
развитие
представления
о
вариативности
социальных
отношений.
Формирование правил и норм поведения в группе.
Проигрывание ситуации на развитие
активности во взаимодействии с миром.
Адекватное понимание социальных ролей в
значимых ситуациях.
Упражнения на развитие меткости.
6.Психомоторика
Обучение целенаправленным действиям по
и
развитие
двух – трехзвенной инструкции педагога (два
деятельности
шага
вперед – поворот направо – один шаг назад,
т.д.).
32

Развитие согласованности движений на
разные
группы мышц (по инструкции педагога)
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением.
Совершенствование
точности
мелких
движений
рук (завязывание, развязывание, шнуровка,
застегивание).
Обводка
контуров
предметных
изображений,
штриховка в разных направлениях.
Определение
предметов
на
ощупь;
выделение
разных свойств и качеств (мягкие и
жесткие; крупные и мелкие предметы).
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая,
шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая
игра «Что бывает … (пушистое)».
Формирование ощущений от статических и
динамических поз различных частей тела
(глаза, рот, пальцы); вербализация собственных
ощущений.
Выразительность движений (имитация
повадок
животных,
инсценирование
школьных
событий).
Сравнение и обозначение, словом, формы
предметов (3-4 предмета).
Понятие «овал». Упражнения в сравнении
круга и
овала.
Комбинирование
разных
форм
из
геометрического
конструктора по инструкции.
Группировка предметов по самостоятельно
выделенному признаку. Дидактическая игра
«Часть и целое».
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.
Узнавание предмета по его отдельным
частям.
Дорисовывание
незаконченных
изображений
знакомых предметов.
Составление
предмета
или
целой
33

конструкции из
мелких деталей (пазлы, конструктор).
Нахождение отличительных и общих
признаков на наглядном материале (сравнение 2-х
картинок). Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая игра «Что изменилось».
Дидактическая игра «Повтори узор»
(«Сделай
также»).
Сравнение трех предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами.
Упражнения для профилактики и коррекции
зрения.
Развитие осязания (теплее – холоднее);
словесное
обозначение.
Определение
контрастных
температур предметов (грелка, чайник).
Определение различных свойств веществ
(твердость,
сыпучесть,
вязкость,
растворимость). Развитие дифференцированных
ощущений чувства тяжести (тяжелее легче).
Взвешивание
на ладони, определение веса «на глаз».
Определение
направление
звука
в
пространстве
(справа – слева – спереди – сзади).
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».
Выполнение действий по звуковому
сигналу (поворот головы на определенный
градус).
Дидактическая игра «Прерванная песня».
Различение
мелодий
по
темпу;
прослушивание музыкальных отрывков. Развитие
чувства ритма.
Дидактическая игра «Мы – барабанщики».
Развитие
пространственного
праксиса;
словесный отчет о выполнении задания.
Дидактическая игра
«Куда пойдешь, то и найдешь».
Моделирование
пространственного
расположения мебели в комнате. Дидактическая
игра «Обставим
комнату».
Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные
34

6.
(2ч.)

части. Ориентировка на листе бумаги разного
размера, прикрепленном к доске (вертикальное
расположение листа).
Определение времени по часам.
Длительность временных интервалов
(1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).
Объемность времени (сутки, неделя, месяц,
год).
Времена года, их закономерная смена.
Дидактическая игра «Когда это бывает».
Итоговая диагностика
Диагностика

Тематические модули
1.Диагностика
(4 ч).

2. Развитие эмоциональноличностной сферы

4 КЛАСС (34)
Основное содержание
Психолого-педагогическая
диагностика,
направленная
на
изучение уровня психологической
адаптации к учебному процессу и
особенностей развития, обучающихся
с НОДА; диагностика моторного,
сенсорного
развития,
пространственных
и
временных
представлений, особенности памяти,
мышления и других психических
функций, эмоционально-личностной и
коммуникативной сфер. Основное
пособие «Диагностика особенностей
развития
обучающихся
с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата «Левченко И.Ю., Абкович
А.Я. (2019). Первичная диагностика
проводится в начале учебного или при
поступлении
ребенка
в
образовательную организацию в иные
сроки. Промежуточная диагностика
осуществляется в соответствии с
планом
работы
образовательной
организации или по необходимости.
Итоговая диагностика в конце
учебного года.
Коррекция
самооценки
и
35

и
развитие
коммуникативных

(6ч.)

навыков. Формирование позитивного
отношения
к
своему
«Я».
Проигрывание ситуации на развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях
и
ограничениях.
Повышение
уверенности в себе. Проигрывание
ситуации
на
развитие
умения
самостоятельно решать ситуации.
Развитие
самостоятельности.
Проигрывание ситуации на развитие
навыка безопасного поведения с
точным
описанием
возникшей
проблемы. Формирование навыков
самоконтроля.
Выбор
фраз
и
определений
для
обозначения
возникшей
проблемы.
Создание
ситуации успешной деятельности.
Проигрывание ситуации на
развитие адекватных представлений о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы. Развитие
способности к эмпатии.

Активизация
сенсорно3. Коррекция и развитие
мнемической
и
высших психических функций перцептивной,
мыслительной
деятельности.
(10 ч.)
Формирование учебной мотивации.
Развитие
познавательной
сферы.
Коррекция и развитие произвольного
внимания. Коррекция и развитие
памяти. Коррекция и развитие всех
видов восприятия. Коррекция и
развитие
мышления.
Развитие
пространственно-временных
представлений.
Проигрывание ситуации на
развитие
умения
устанавливать
причинно-следственные связи между
условиями жизни, внешними и
функциональными
свойствами
в
животном и растительном мире на
основе наблюдений и практического
36

экспериментирования. Проигрывание
ситуации
на
развитие
умения
использовать коммуникацию
как
средство
достижения
цели
в
различных ситуациях; прогресс в
развитии коммуникативной функции
речи. Проигрывание ситуации на
осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира,
своего места в нем.
4.Развитие
регуляции
поведения
(6 ч.)

Переход к когнитивным играм с
произвольной
деятельности и удержанием правил и возможностью
контроля за выполнением правил
партнерами. Развитие произвольной
регуляции
межличностных
отношений. Проигрывание ситуации
на развитие умения устанавливать
взаимосвязь общественного порядка и
уклада собственной жизни в школе,
соответствовать
этому
порядку.
Формирование
способности
к
планированию
и
контролю.
Проигрывание ситуации на развитие
умения
осуществлять
речевое
сопровождение
своих
действий,
бытовых ситуаций.
Развитие

Проигрывание ситуации на
развитие умения передавать свои
чувства в процессе моделирования
социальных, отношений. Развитие
способности
к
сопереживанию.
Проигрывание ситуации на развитие
представления
о
вариативности
социальных
отношений.
Формирование
правил
и
норм
поведения в группе. Проигрывание
ситуации на развитие понимания
собственной
результативности.
Адекватное понимание социальных
ролей в значимых ситуациях.

6.Психомоторика и развитие

Выполнение целенаправленных

5.
коммуникативной
деятельности (6ч.)

37

деятельности

действий по трехзвенной инструкции
педагога (поворот направо – два шага
вперед – один шаг назад);
словесный отчет о выполнении.
Соотношение
движений
с
поданным звуковым сигналом (один
хлопок - бег, два хлопка –
бег назад, т.д.).
Графический
диктант
с
усложненными
заданиями.
Вычерчивание геометрических
фигур
(окружность,
квадрат,
треугольник).
Дорисовывание симметричной
половины
изображения.
Тонкая
дифференцировка
предметов на ощупь по разным
качествам и свойствам (выпуклый,
вогнутый,
колючий,
деревянный, горячий).
Игры с мелкой мозаикой. Игра
«Волшебный
мешочек»
(с
мелкими
предметами).
Сочетание движений и поз
различных частей тела (по инструкции
педагога); вербализация поз и
действий.
Воображаемые действия (вдеть
нитку в иголку, подбросить мяч,
наколоть дров, прополоскать белье).
Упражнения на расслабление и снятие
мышечных зажимов.
Группировка
предметов
по
самостоятельно
выделенным двум признакам;
обозначение, словом.
Составление
рядов
по
самостоятельно
выделенным
признакам из 5-6 предметов
Использование простых мерок
38

для измерения и
сопоставления
отдельных
параметров предметов (по длине,
ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение
цветов
(оттенки).
Определение
постоянных цветов. Дидактическая
игра «Назови цвет».
Конструирование
сложных
форм предметов
(«Технический
конструктор»,
мелкие паззлы).
Узнавание предметов по одному
элементу. Узнавание предметов по
словесному описанию.
Дидактическая игра «Узнай по
описанию».
Нахождение отличных и общих
признаков на наглядном материале
(сравнение 2-3
предметов/сюжетных/картинок).
Нахождение
«нелепиц»
на
картинках.
Дидактическая
игра
«Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая
игра «Нарисуй по памяти».
Профилактика зрения. Гимнастика для
глаз.
Развитие дифференцированных
осязательных ощущений (сухое –
влажное – мокрое, т.д.); их
словесное обозначение.
Температура. Градусники для
измерения
температуры
тела,
воды,
воздуха.
Упражнения в измерении веса
предметов на весах.
Определение противоположных
качеств предметов (чистый – грязный,
темный – светлый, вредный –
полезный).
39

Определение противоположных
действий,
совершаемых с предметами
(открыть – закрыть, расстегнуть –
застегнуть, одеть – раздеть).
Дифференцировка звуков по
длительности, громкости и по высоте
тона
(неречевых,
речевых,
музыкальных). Дидактическая игра
«Определи
самый громкий (высокий) звук».
Определение на слух звучания
различных
музыкальных
инструментов.
Дидактическая игра
«Угадай, что звучит».
Формирование чувства ритма.
Игровые упражнения. Дидактическая
игра «Угадай по
голосу».
Определение
расположения
предметов в ближнем и дальнем
пространстве.
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве;
вербализация пространственных
отношений.
Моделирование
пространственных
ситуаций
по
инструкции педагога (расстановка
мебели в
кукольной комнате).
Ориентировка на листе бумаги
разного
формата
(тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному
расположенного
(горизонтально,
вертикально, под
углом).
Определение времени по часам.
Длительность
временных
интервалов.
Дидактическая игра «Береги
минутку».
Работа с календарем и моделью
40

6. Диагностика (2ч.)

календарного
года.
Дидактическая
игра
«Когда это бывает».
Последовательность основных
жизненных
событий. Возраст людей.
Итоговая диагностика

ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует
требованиям, предъявляемым к кабинету педагога-психолога.
Для проведения психокоррекционной работы и реализации межпредметных
связей требуется специально организованная предметно-пространственная
развивающая среда:
 раздаточный стимульный материал для диагностики (тестовые задания,
материалы для проведения обучающего эксперимента, диагностические
тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок и предметов для
экспериментального обследования и др.);
 функционально ориентированные пособия для развития сенсомоторных
функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей,
раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной
величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое
лото, сенсорные модули и др.);
 материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки,
элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы
формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки
для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для
ароматерапии, песочницы и др.);
 иллюстративный наглядный материал, направленный на понимание ситуаций
межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
 аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия,
инструментальная музыка, детские песни и т.д.
 электронные устройства и цифровые программы для обследования и
коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями
манипулятивных функций.
Все пособия должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и
быть адаптированными в соответствии с манипулятивными возможностями
обучающихся с НОДА. В кабинете должна быть специальная мебель
обеспечивающая комфортное положение ребенка во время проведения
обследования и психокоррекционных занятий.
41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».