Рабочая программа коррекционного курса психокоррекционные занятия для слабослышащих обучающихся (вариант2.1.) 1-4 классы

1

Содержание
1. Пояснительная записка ................................................................................................3
2. Описание места коррекционного курса в учебном плане.........................................6
3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного ...........................7
4. Планируемые результаты. ............................................................................................9
5. Содержание коррекционного курса. .........................................................................10
6. Тематическое планирование ......................................................................................15
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.23
Информационно-компьютерная поддержка ................................................................23
Список рекомендуемой учебно-методической литературы ......................................23

2

1. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ) разработана Рабочая программа курса: «Психокоррекционные
занятия» для слабослышащих обучающихся (вариант 2.1). Она содержит
дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей
слабослышащих учащихся (вариант 2.1).
Рабочая программа разработана с учетом:
1. Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 618-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации"
2. -Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1598; 1599; Приказ Минобрнауки РФ от
18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО»,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
5. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья»
(зарегистрирован
Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
6. Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В.
Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2010 – 59 с.
(стандарты второго поколения).
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд.
– М.: Просвещение, 2009 г.).
8. Проект Примерной адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с
нарушением слуха.
Рабочая программа составлена на основе переработки программ «Основы
коммуникации», автор: Шипицына Л.М. (программа развития личности
3

ребёнка, навыков общения с взрослыми); программы «Уроки психологии» в
начальной школе, автор: Хухлаева О.В., авторской программы С.В. Крюкова,
Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
программы эмоционального развития детей дошкольного
и
младшего
школьного возраста (2002); авторской программы
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Е.В. Языкановой 1-4
классы (2015); авторской программы коррекционно-развивающих занятий
Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников». 1-4 классы (2013).
Основная цель программы – оказать помощь ребёнку с нарушенным
слухом в понимании себя (эмоциональный план общения), научении
взаимодействия его со сверстниками, учителями и родителями, нахождении
своего места в среде сверстников.
Цели программы:
1). Помочь ребёнку с нарушением слуха научиться понимать
эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать,
понимать свои эмоции, развивать рефлексивные способности (адаптация,
преодоление последствий эмоциональных нарушений).
2). Развивать у учащихся с нарушением слуха умение управлять своим
состоянием
(эмоциональным),
организовывать
взаимодействие
с
окружающими (социальная интеграция: развитие компетентности в
социуме).
3). Осознание
и
предупреждение
эмоциональных
нарушений
посредством поведенческих изменений.
Задачи программы (общие):
1). Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушенным слухом.
2). Развитие и совершенствование навыков саморегуляции поведения на
основе знаний развития эмоционально-волевой сферы.
3). Овладение способами адекватного взаимодействия с самим собой и
окружающим миром.
4). Снятие мышечных зажимов – обучение элементам релаксации.
Коррекционные задачи:
1). Целенаправленное
развитие
социально-нравственных,
коммуникативных качеств обучающихся, необходимых для успешной
адаптации в школе, при дальнейшем профессиональном обучении и в
трудовой деятельности.
2). Формирование устойчивой положительной мотивации на занятия.
3). Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, на
основе адекватных эмоциональных реакций, самостоятельности и
познавательной активности.
4). Развитие
до
необходимого
уровня
психофизиологических
функций.
Отличительные особенности программы:
1). Определение видов организации деятельности школьников,
направленной на достижение личностных результатов освоения
коррекционного курса.
4

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры
и воспитательные результаты.
3). Ценностные ориентиры деятельности предполагают уровневую оценку
в достижениях планируемых результатов.
4). Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки (педагогом-психологом при процедуре
проведения психодиагностики).
2).

1. Общая характеристика коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения обучающимися
Специальные исследования, проведённые в России, указывают на
повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. К категории
таких детей относят детей с нарушенной слуховой функцией. Такие дети
имеют комплексные нарушения, в состав которых входят следующие
эмоциональные
нарушения,
мешающие
учащимся
адекватно
взаимодействовать:
- тревожность и страхи,
- агрессивность, неадекватное поведение, негативизм,
- неуверенность в себе,
- депрессивное настроение, уход от общения,
- повышенный уровень эмоционального реагирования,
- реакции эмоциональной блокады и общее обеднение чувств.
Школьная жизнь богата разными эмоциями, она требует от ребёнка
правильного их понимания и, соответствующего на них реагирования. Детям
с нарушенным слухом необходима квалифицированная психологическая
помощь в плане научения понимания своих и чужих эмоциональных
состояний. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы учиться
преодолевать возникшие и, возникающие эмоциональные нарушения,
которые переполняют ребёнка, или, напротив, скрыты и выступают как
причина других проблем, например, таких как – трудности в установлении
межличностных взаимодействий.
Эмоции в норме регулируют высшие психические процессы, внимание и
деятельность. Дети с нарушением работы слухового анализатора не умеют
управлять своими эмоциями. Эмоции у них примитивны, развиты слабо,
недостаточно дифференцированы, маловыразительны и однообразны.
По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут
угадывать смысл поведенческих реакций. Кроме того, проявляются
немотивированные колебания настроения - проявляются капризы,
плаксивость, смех без причины. Наблюдается возбудимость, нарушения
самооценки. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребёнок
научился осознавать свои переживания и эмоциональные состояния.
Степень эмоциональных нарушений у всех детей разная. Но в любом
случае это сказывается на поведении ребёнка и его умении регулировать его,
5

а в конечном итоге, затрудняет развитие форм самостоятельного
взаимодействия с окружающими в социуме.
В работе с детьми используются групповые формы работы. С учётом
специфики эмоциональных нарушений детей, подбираются упражнения для
проведения коррекционных занятий в игровой форме по принципу: от
простого к сложному. Игровая и тренингов формы взаимодействия
предпочтительнее, так как позволяют учащимся свободно и безопасно
демонстрировать свои чувства, эмоции, переживания, смоделировать
ситуации реального общения. Блоки (циклы) упражнений входят в
содержание программы психологической помощи «Мир моих эмоций».
Занятия проводятся в групповой форме. Работа начинается с базовых
эмоций. Упор делается на активные методы обучения детей с нарушенным
слухом, на подачу материала через моделирование жизненных ситуаций и
связь с жизнью, позволяющих актуализировать и обобщить, а также
получить новый жизненный опыт в рамках каждой темы.
Темы 1-4 классов перекликаются между собой, имеют схожесть в
названиях, но основываются на уже имеющихся знаниях о базовых эмоциях,
полученных ранее, и основанных на психологических новообразованиях
возраста. Данные знания нацелены на развитие межличностных
взаимодействий и познания в целом.
Основной характеристикой данного коррекционного курса является
коррекция эмоциональных нарушений и развитие ЭВС у детей с
нарушенным слухом посредством развития адекватных межличностных
взаимодействий.
2. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Рабочая программа коррекционного курса является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО Вариант 2.1. МАОУ Лицей №7.
Для детей, обучающихся в общеобразовательном классе: срок реализации
- 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов,
в 1 классе – 33 часа, во 2 классе- 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34
часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете (или в кабинете
психолога), 1 раз в неделю по 25-30 минут. Программа предусматривает
сочетание групповых и индивидуальных форм проведения занятий.
Структура занятия.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную
часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных
мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности,
на создание у учащихся определённого
положительного
эмоционального
фона, без которого
эффективное усвоение знаний невозможно.
6

«Разминка» вводной части занимает 10 минут, до 5 минут отводится на
психогимнастические упражнения, до 5 минут в течение которых дети в быстром
темпе отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать
интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы,
логические задачи, «горячий мяч, упражнения на развитие фонематического
слуха)
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие
познавательных процессов с помощью развивающих заданий, игр. Задача
заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в
самооценивании учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или
психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки
контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной
деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он
становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части
– до 5 минут.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии
происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления,
внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных
представлений), а не одного какого- то процесса.
3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса.
Не мало важным на этапе коррекционно-развивающего обучения –
является осознание позиции школьника через адекватное восприятие своего
эмоционального состояния, которые ученик учится использовать в
повседневной жизни. Учащиеся с НС (нарушение слуха), часто не могут
сдерживать свои эмоции и контролировать своё поведение. Происходит
активное усвоение учебной деятельности, формирование детского
коллектива. Внимание смещается с учебной деятельности на отношения с
учителями, родителями и сверстниками. Акцент делается на адекватное
восприятие своего эмоционального мира (умения управлять своими
эмоциями) и мира эмоций своих одноклассников. Помочь этому может
моделирование ситуаций и проигрывание различных сюжетов из личного
опыта с правильными вариантами эмоционального реагирования на них.
В период посещения коррекционного курса необходимо сформировать
у учащихся ценностные ориентиры, правильное взаимодействие через
понимание своего эмоционального мира и исправить уже имеющиеся
эмоциональные нарушения.
Ценностными ориентирами курса является:

ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, эмоциональных состояний, разума, понимание
сущности бытия и мироздания;

ценность человека
как разумного существа, стремящегося
к познанию

мира и самосовершенствованию;
7

ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе.
В процессе занятий необходимо содействовать эмоциональному
развитию, помочь осознавать своё эмоциональное состояние. Предлагаемая
программа коррекционного курса уделяет серьёзное внимание способам
формирования учебной установки в близких и доступных детям формах
(игра). В результате, к концу обучения коррекционного курса дети сами
привыкают адекватно анализировать свои небольшие проблемы, связанные с
эмоциями.
Коррекция эмоциональных нарушений становится первой ступенью,
ведущей к адекватным межличностным взаимоотношениям и рефлексии.


8

4. Планируемые результаты.
К окончанию 1 го класса, коррекционного курса учащийся должен:
1.
Различать эмоциональные проявления людей при групповом
взаимодействии, обобщать их.
2.
Различать связь поведения и эмоционального состояния человека.
3.
Правильно реагировать на собственные ошибки и успехи.
4.
Налаживать эмоциональный контакт с другими людьми.
5.
На эмоциональном уровне соблюдать правила игр и дисциплину (с
опорой на эмоции), правильно взаимодействовать с партерами в игре, с
одноклассниками (во внеурочной и свободной деятельности).
К окончанию 2-го класса учащиеся должны:
1.
Сдерживать свои эмоциональные состояния (на основе чего – могут
быть терпимее и вежливее в процессе взаимодействия).
2.
Подводить итог занятия, опираясь на своё эмоциональное состояние.
3.
Систематизировать знания эмоций человека в области саморазвития.
4.
Воспроизводить различные
эмоциональные
состояния
адекватно социальной ситуации и управлять ими.
5.
Эмоционально адекватно планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей.
6.
Эмоционально договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.
7.
Адекватно формулировать своё мнение.
8.
Находить комфортное место (социометрический статус) в классном
коллективе.
9.
Адекватно оценивать свои возможности в совместной деятельности
(самооценка).
К окончанию 3-4 класса учащиеся должны:
1.
Выражать себя в различных доступных и более привлекательных видах
творческой и игровой деятельности.
2.
Ценностно относиться к эмоциональному миру другого человека,
к своему эмоциональному здоровью и внутреннему эмоциональному
комфорту.
3.
Использовать полученные знания об эмоциональном
мире
человека
для преодоления эмоциональных нарушений.
4.
Приобретать информацию, необходимую для установления
дружественной атмосферы в классе.
5.
Адекватно, без лишних эмоций решать межличностные конфликты.
Предметными и метапредметными результатами изучения
коррекционного курса:
«Психокоррекционные занятия» для слабослышащих обучающихся (вариант
2.1) является формирование следующих универсальных учебных действий
9

(УУД).
Познавательные УУД
Учащиеся должны знать / уметь:
 логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
 сравнивать предметы, понятия;
 выделять существенные признаки и закономерности предметов;
 обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
 определять отношения между понятиями или связи между явлениями и
понятиями;
 концентрировать, переключать своё внимание;
 копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ; решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать;
 находить несколько способов решения задач;
В следствие увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.















Регулятивные УУД
Учащиеся должны знать / уметь:
планировать и регулировать свою деятельность;
уметь действовать по инструкции;
самостоятельно выполнять задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки.
Коммуникативные УУД
Учащиеся должны знать / уметь:
слушать и понимать речь других, передавать информацию;
четко и ясно излагать свои мысли, давать определения
понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
уметь работать в группе и учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);
развить навыки сотрудничества, доверительного отношения друг к другу.
Личностные УУД
иметь сформированную внутреннюю позицию учащегося;
иметь сформированную адекватную мотивацию учебной деятельности;
уметь различать эмоциональные состояния и регулировать свои эмоции;
иметь адекватную тревожность (учебную, самооценочную, межличностную)
Все универсальные
учебные действия
формируются
посредством развития жизненных компетенций.
5. Содержание коррекционного курса.
10

Работа по коррекции эмоциональной - волевой сферы у детей с НС
начинается с вводного (установочного) занятия, которое помогает наладить
контакт между ребёнком и педагогом – психологом. Затем начинается работа
с приятными (положительными) эмоциями. Упражнения, игры и этюды
построены на принципе антитезы: страдание- удовольствие. При изучении
этих эмоций мы включаем в свои обсуждения личные проблемы учеников,
при обсуждении которых поощряется сопереживание и помощь учеников
друг другу.
Далее идёт работа с эмоциями, которые возникают при взаимодействии
с другими людьми. Другой человек может быть источником различных
эмоций. Во взаимодействиях друг с другом люди удовлетворяют большую
часть своих эмоциональных потребностей.
Большое внимание уделяется рефлексии полученного опыта, который у
детей крайне обеден по причине дефекта слухового анализатора. Элементы
теории обязательно включены в практические занятия.
Рабочая программа коррекционного курса: «Психокоррекционные
занятия» для слабослышащих обучающихся (вариант 2.1) состоит из
диагностического и коррекционного блоков.
Диагностический блок включает в себя начальную (в начале года),
промежуточную (в середине года) и итоговую диагностику (в конце года)
индивидуальных показателей:
1. познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);
2. эмоционально-волевой сферы (оценка настроения, энергии, выявление
уровня тревожности);
3. мотивационной сферы (выявление уровня школьной мотивации).
Коррекционный блок включает в себя следующие разделы:
1. Развитие произвольного внимания и поведения.
Данный раздел направлен на развитие у учащихся способности
переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
2. Развитие мнемических способностей.
Данный раздел направлен на развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. В занятиях используются тренировочные упражнения по
развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти,
качества воспроизведения материала.
3. Развитие мыслительных процессов, вербально-логического мышления.
Данный раздел направлен на формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
11

существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
4. Развитие воображения и пространственного восприятия.
Данный раздел направлен на развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие
умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического
слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и
явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
5. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительномоторной координации.
Данный раздел направлен на развитие не только мелкой моторики, но и
выработку у учащихся навыков точной и четкой координации в системе
«глаз-рука», которые нередко оказываются недостаточно сформированными
к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто
приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и
списывать или срисовывать задание. Поэтому важны согласованные действия
глаз и рук, когда пальцы как будто слышат ту информацию, которую дает им
глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче
рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей
раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров в
соответствии с образцами, срисовывание различных изображений, обведение,
дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно- моторную
координацию, формируют умение точно воспроизводить графические
образцы. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации
влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые
способности, внимание, мышление, координацию в пространстве,
наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и
воображение.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Данный раздел направлен на снижение у учащихся тревожности (учебной,
самооценоной, межличностной), формирование сдержанности, поддержание
бодрого, жизнерадостное настроения ученика, его заинтересованности и
доброжелательности к окружающим. Учащимся необходимо научиться
различать и регулировать эмоциональные состояния и поведение. Основным
источником эмоций является учебная и игровая деятельность.
Интенсивно формируются высшие чувства (Сухомлинский В. О.) Особую
роль играют интеллектуальные эмоции, тесно связанные с учебной деятельностью:
удивление, сомнение, переживания нового, радость.
Нравственные чувства проявляются в форме симпатии, дружбы,
товарищества, долга, гуманности Сравнение переживаний своих с
переживаниями окружающих способствует развитию осознанности своих
эмоций. Ученик ожидает от окружающих уважения, признания и понимания,
12

резко негативно реагирует на унижение его достоинства.
При нарушениях эмоциональной сферы ребенок может проявлять грубость,
упрямство, вспыльчивость, драчливость и другие формы эмоциональной
неуравновешенности Чаще всего причинами этого является различие между
завышенным уровнем притязаний и реальными возможностями его
реализации.
Волевые качества младших школьников является основой их
систематического обучения и одновременно развиваются благодаря ему воля
младшего
школьника
отмечается
достаточно
высоким
уровнем
произвольности, которая позволяет ему осознавать и выполнять
обязательные задания, подчинить им свою активность, управлять
познавательными процессами, выполнять сложные инструкции и требования
взрослых. У школьников появляется особое волевое действие - поступок,
ориентированный на интересы окружающих людей.
Растет требовательность к себе и другим, расширяется сфера осознания
обязанностей, понимание необходимости их выполнения.
Проявления воли младшего школьника в значительной мере зависят от
ситуации, требуют внешней поддержки со стороны взрослого. Поэтому в
начальной школе необходимо создать атмосферу четких требований и правил
поведения, спокойно- положительный социально-психологический климат. В
этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как
целеустремленность,
организованность,
сдержанность,
дисциплинированность, настойчивости.
7. Развитие мотивационной сферы.
Данный раздел направлен на формирование у учащихся положительного
отношения к обучению и развитие внутренней мотивации, сопряженной с
познавательными интересами и направленностью на достижение успеха.
Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные
мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения
начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной
деятельности.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится
доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация
достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание,
получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом
получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых),
все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных
действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя
формированию саморегуляции. Мотивация достижения успеха, наряду с
познавательными интересами, - наиболее ценный мотив,
8. Развитие речи и коммуникативной сферы.
Данный раздел направлен на развитие устойчивой речи, умение описывать
то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и
активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки,
13

небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям. Развитие навыков сотрудничества,
доверительного отношения друг к другу. Обучения эффективным способам
общения.
Структура занятий: количество участников в группе ограниченно не больше 6
человек.
Комплектование коррекционной группы – по рекомендациям ПМПК
обучение по АОП (вариант 2.1).

14

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Формы работы: самостоятельная работа (по темам, углубляющая
знания и умения по темам), фронтальная работа, работа в кругу,
микрогруппах.
Примы и техники, применяемые на занятиях:
Игра.
Элементы арт-терапии.
Разбор иллюстраций и наглядных пособий.
Элементы музыкальной терапии (с использованием различной музыки, в
том числе и релаксационной).
Ролевые игры (ролевая терапия: моделирование ситуаций).
Ароматерапия.
Цветотерапия.
Психогимнастика.
Зрительная гимнастика.
Релаксационные игры и упражнения на расслабление различных групп мышц.

6. Тематическое планирование
№ Название раздела
Вводное занятие

1
2
3
4
класс класс класс класс
1
1
1
1

1. Диагностический блок
2
2
2
2
1.1 Первичная,
промежуточная,
итоговая
диагностика внимания,
памяти.
1.2 Первичная,
2
2
2
2
промежуточная,
итоговая диагностика
мышления,
речи.
2
2
2
2
1.3 Первичная,
промежуточная,
итоговая диагностика
мотивации,
эмоционально-волевой
сферы.
2.Коррекционный блок
4
4
4
2.1 Развитие произвольного 4
внимания и поведения
2.2 Развитие мнемических
4
4
4
4
способностей
15

Формируем
ые УУД
Коммуникативные,
Регулятивные УУД
Познавательные УУД

Познавательны
е,
Коммуникативн
ые УУД
Личностные УУД

Познавательные,
Регулятивные УУД
Познавательные,
Регулятивные УУД

2.3 Развитие
мыслительных
процессов, вербальнологического мышления

3

3

3

3

2.4 Развитие воображения
и
пространственного
восприятия
2.5 Развитие
мелкой
моторики
рук,
графического навыка и
зрительно-моторной
координации
2.6 Развитие
эмоциональн
оволевой сферы
2.7 Развитие
мотивационно
й
сферы.
2.8 Развитие
речи
и
коммуникативной
сферы
Итого

3

3

3

3

4

4

4

4

Познавательны
е, Регулятивные
УУД

2

2

2

2

Личностные УУД

2

3

3

3

Личностные УУД

4

4

4

4

Коммуникативные,
Личностные,
Регулятивные УУД

33

34

34

34

Познавательны
е,
Регулятивные,
Коммуникативн
ые
УУД
Познавательны
е, Регулятивные
УУД

1 класс
Тема
1. Вводное занятие.
2. Первичная диагностика внимания, памяти. Формирование
обще
интеллектуальных умений.
3. Первичная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной
координации.
4. Первичная диагностика мотивации, эмоционально-волевой
сферы.
5. Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
6. Развитие внимания, наблюдательности, навыков устного
счёта.
7. Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль.
8. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
9. Тренировка объема, концентрации внимания, умения
действовать по
инструкции.
16

Месяц
проведения
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти.
Обучение способам эффективного запоминания
Развитие умения классифицировать предметы и слова.
Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
Развитие понятийного мышления (умение обобщать и
находить
противоположности).
Развитие способности к классификации, абстрагированию.
Развитие умения устанавливать связи между понятиями,
причинноследственные отношения
Анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Развитие зрительного восприятия и пространственных
представлений.
Промежуточная диагностика внимания, памяти.
Формирование обще
интеллектуальных умений.
Промежуточная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной координации.
Промежуточная диагностика мотивации, эмоциональноволевой
сферы.
Развитие внимания, ассоциативной памяти
Развитие творческого воображения
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
координации
Ориентировка на листе бумаги и навыки самоконтроля.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Формирование положительной школьной мотивации.
Развитие речи
Развитие навыков сотрудничества, доверительного
отношения друг к
другу.
Итоговая диагностика внимания, памяти. Формирование
обще интеллектуальных умений.
Итоговая диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной
координации.
Итоговая диагностика мотивации, эмоционально-волевой
сферы.
Обучение эффективным способам общения.

31
.
32
.
33 Итоговое занятие.
.

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май

2 класс
Тема
1. Вводное занятие.
2. Первичная диагностика внимания, памяти. Формирование
обще
интеллектуальных умений.
17

Месяц
проведения
Сентябрь
Сентябрь

3. Первичная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной
координации.
4. Первичная диагностика мотивации, эмоционально-волевой
сферы.
5. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
6. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
7. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
8. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
9. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
10. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
11. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
12. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
13. Формирование общеинтеллектуальных умений
14. Формирование общеинтеллектуальных умений
15. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
16. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
17. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
18. Развитие зрительного восприятия и пространственных
представлений.
19. Промежуточная диагностика внимания, памяти.
Формирование обще
интеллектуальных умений.
20. Промежуточная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной координации.
21. Промежуточная диагностика мотивации, эмоциональноволевой
сферы.
22. Развитие творческого воображения
23. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
координации
24. Ориентировка на листе бумаги и навыки самоконтроля.
25. Развитие эмоционально-волевой сферы
26. Формирование положительной школьной мотивации.
Развитие речи
27. Развитие навыков сотрудничества, доверительного
отношения друг к
другу.
18

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель

28 Развитие навыков сотрудничества, доверительного
. отношения друг к
другу.
29 Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
. пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
30 Итоговая диагностика внимания, памяти. Формирование
. обще
интеллектуальных умений.
31 Итоговая диагностика мышления, речи. Развитие
. сенсомоторной
координации.
32 Итоговая диагностика мотивации, эмоционально-волевой
. сферы.
33 Обучение эффективным способам общения.
.
34 Итоговое занятие.
.
3 класс
Тема
1. Вводное занятие.
2. Первичная диагностика внимания, памяти. Формирование
обще
интеллектуальных умений.
3. Первичная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной
координации.
4. Первичная диагностика мотивации, эмоционально-волевой
сферы.
5. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
6. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
7. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
8. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
9. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
10. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
11. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
12. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
13. Формирование общеинтеллектуальных умений
14. Формирование общеинтеллектуальных умений
15. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
19

Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

Месяц
проведени
я
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь

координации
16. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
17. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
18. Развитие зрительного восприятия и пространственных
представлений.
19. Промежуточная диагностика внимания, памяти.
Формирование обще
интеллектуальных умений.
20. Промежуточная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной координации.
21. Промежуточная диагностика мотивации, эмоциональноволевой
сферы.
22. Развитие творческого воображения
23 Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
. координации
24 Ориентировка на листе бумаги и навыки самоконтроля.
.
25 Развитие эмоционально-волевой сферы
.
26 Формирование положительной школьной мотивации.
. Развитие речи
27 Развитие навыков сотрудничества, доверительного
. отношения друг к
другу.
28 Развитие навыков сотрудничества, доверительного
. отношения друг к
другу.
29 Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
. пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
30 Итоговая диагностика внимания, памяти. Формирование
. обще
интеллектуальных умений.
31 Итоговая диагностика мышления, речи. Развитие
. сенсомоторной
координации.
32 Итоговая диагностика мотивации, эмоционально-волевой
. сферы.
33 Обучение эффективным способам общения.
.
34 Итоговое занятие.
.
4 класс
Тема
1. Вводное занятие.
20

Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

Месяц
проведения
Сентябрь

2. Первичная диагностика внимания, памяти. Формирование
обще
интеллектуальных умений.
3. Первичная диагностика мышления, речи. Развитие
сенсомоторной
координации.
4. Первичная диагностика мотивации, эмоционально-волевой
сферы.
5. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
6. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
7. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
8. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
9. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
10. Развитие внимания, памяти, логического мышления,
межполушарного
взаимодействия
11. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
12. Эмоции. Развитие эмоциональной сферы.
13. Формирование общеинтеллектуальных умений
14. Формирование общеинтеллектуальных умений
15. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
16. Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
17. Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти,
межполушарного взаимодействия
18. Развитие зрительного восприятия и пространственных
представлений.
19. Промежуточная диагностика внимания, памяти.
Формирование обще
интеллектуальных умений.
20 Промежуточная диагностика мышления, речи. Развитие
. сенсомоторной координации.
21 Промежуточная диагностика мотивации, эмоционально. волевой
сферы.
22 Развитие творческого воображения
.
23 Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
. координации
24 Ориентировка на листе бумаги и навыки самоконтроля.
.
25 Развитие эмоционально-волевой сферы
.
26 Формирование положительной школьной мотивации.
21

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель

. Развитие речи
27 Развитие навыков сотрудничества, доверительного
. отношения друг к
другу.
28 Развитие навыков сотрудничества, доверительного
. отношения друг к
другу.
29 Формирование общеинтеллектуальных умений. Развитие
. пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
30 Итоговая диагностика внимания, памяти. Формирование
. обще
интеллектуальных умений.
31 Итоговая диагностика мышления, речи. Развитие
. сенсомоторной
координации.
32 Итоговая диагностика мотивации, эмоционально-волевой
. сферы.
33 Обучение эффективным способам общения.
.
34 Итоговое занятие.
.

22

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

7. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-лабораторное оборудование: компьютер, колонки, магнитная
доска. Дидактический материал: цветные карандаши, мяч, головоломка
«Танграм» (картон),
«Страна эмоций», набор сюжетных картинок.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением,
вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие
росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: тетрадь в клетку, простой
карандаш, набор цветных карандашей, ручку.
Информационно-компьютерная поддержка
Электронное приложение материала «Учись учиться», «Академия развития.
Большая книга логических игр и головоломок», «Задания со спичками»,
«Ребусы», «Физминутка».
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 1 класс
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

М.: Росмэн, 2002
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005
Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «МозаикаСинтез», 2001
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся
2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.:
Вентана – Граф, 2007
Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2.
ИП Бурдина С.В. г. Киров
Тетрадь для рисования. Развитие творческих= способностей. Часть 1, 2. /
Гаврина С.Е.,

23

Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В – КОГУП «Кировская
областная типография», 2005
8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6-7лет) / Методическое пособие, 1
класс. Курс «РПС».- 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе.
ООО
«Издательство Астрель», 2007
10. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. ГРАФЕМИКА. – Екатеринбург: Издво «ЛИТУР», 2006
Дополнительная литература:
1. Академия развития. Большая книга логических игр и головоломок.-М.:
Астрель, 2005
.- 315с.
2. Асмолов А.Г. [ и др.]; Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для
учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
152 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев
Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго
поколения).
4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004.
5. Демидова М.Ю. [ и др.]; Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. –
(Стандарты второго поколения).
6. Журавлева И.В. Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей
семьи. Лучшие модели. - М.: АСТ, 2011. – 192 с.
7. Задания
со
спичками.
[Электронный
ресурс]
URL:
http://allforchildren.ru/match
8. Криволапова Н.А., Цибаева И.Ю. Учимся учиться [Текст]: программа
развития познавательных способностей учащихся младших классов. –
Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования,
2005. – 34с.
9. Криволапова. Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.:
Просвещение, 2012. – 223с.
10. Котова Е. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития
детей. - М.: Сфера, 2008. – 80с.
11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы
учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. - 130с.
12. Мальцева И.В. "Рисуем двумя руками"- "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007
24

13. Мальцева И.В. "Прописи-прятки"- серия, ИД "Карапуз", 2006
14. Мальцева И.В. "Упражнения для пальчиков" - раскраски с вариациями,

ИД "Карапуз", 2002
15. Мальцева И.В. "Гигантские раскраски" - серия прописей-раскрасок (4
книги), ИД "Карапуз", 2007
16. Мальцева И.В. "Прописи-штриховки" - серия "Времена года" (8 книг), ИД
"Карапуз", 2005
17. Мальцева И.В. "Прописи для правшей и левшей" - серия книг, ИД
"Карапуз", 2005
18. Мальцева И.В. "Бродилка" - игровые логические задания, ИД "Карапуз",
2001
19. Ребусы. [Электронный ресурс] URL: http://allforchildren.ru/rebus/index.php
20. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и
психофизиологическое
сопровождение обучения. — М.: ТЦ
Сфера, 2003. — 288 с.
21. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков.
[Электронный ресурс] URL:
http://psy.1september.ru/article.php?id=200201306

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».