Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» Утверждено: Директор МАОУ «Лицей№7» Пилипушка С.В._______________ Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с РАС (начальное общее образование) Автор программы: Краснова Надежда Михайловна, учительлогопед высшей квалификационной категории Класс 1 дополнительный Пояснительная записка Данная программа составлена на основе: 1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции); 2. Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, «Об утверждении федеральных адаптированных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»; 3.Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598; 4. Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; «Инструктивно-методического письма о работе учителялогопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.В.Бессоновой; 5. «Примерной рабочей программы коррекционно-логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО)» О.В. Мукашевой, Л.Л. Тычиной, Г.М. Вартапетовой. Новосибирск, НИПКиПРО, 2013г. Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с РАС, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма, формирование мотивации к учебной деятельности. Цель коррекционного курса: преодоление нарушений устной речи, преодоление и профилактика нарушений чтения и письма, развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, повышение мотивации к школьному обучению. Задачи курса: - формирование фонематических процессов; - развитие лексико-грамматического компонента речевой системы; - развитие и совершенствование связной речи; -коррекция и профилактика чтения и письма; - совершенствование психологических предпосылок к обучению; - развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях; -развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду. Программа реализуется для обучающихся 1 дополнительного класса с РАС (вариант 8.3). Обучающиеся с РАС (легкая умственная отсталость, интеллектуальные нарушения) испытывают стойкие трудности в усвоении программы начального общего обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У обучающихся может быть общее недоразвитие речи 4,3 уровня, фонетико-фонематическое недоразвитием речи. Характеристика дефекта: у обучающихся нарушена связная речь, звукопроизношение, слоговая структура, лексическая сторона, грамматика, затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, нарушены общая и мелкая моторика, психические функции. Несформированы фонематические процессы, затруднена дифференциация оппозиционных звуков, неустойчивое внимание, снижена работоспособность, способность к запоминанию, слабо развиты коммуникативные умения. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: принцип приоритетности интересов обучающихся определяет отношение специалиста, который призван оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий; принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ на всем протяжении обучения с учетом изменения их личности; принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов; принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в общество. Направления коррекционной работы: – диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; – коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); – консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; – информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Программа курса разрабатывается на основе требований к личностным и предметным результатам. Метапредметные результаты не предусматриваются. Личностные и предметные результаты коррекционнологопедической работы. Личностные результаты: 1.развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; 2. развитие мотивации к обучению; 3.развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в школьной жизни; 5. владение элементарными навыками коммуникации; 6.развитие положительных свойств и качеств личности; 7. готовность вхождение обучающегося в социальную среду. Предметные результаты: 1.овладение обучающимся посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средство коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности; 2.сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника; 3. сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося); 4. овладение орфографическими знаниями и умениями, по-возможности, элементарными каллиграфическими умениями; 5. интерес к чтению доступных текстов; 6. осознанное и правильное чтение, владение элементарными приёмами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, вопросы по содержанию текста, в том числе, связанные с отношением к событиям, поступкам героев. Содержание программы коррекционного курса Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 1 дополнительного класса. Темы коррекционной работы: Слово-предмет. Расширение словарного запаса. Накопление слов, обозначающих предметы, явления природы и жизни людей. Грамматические вопросы: кто? Что? Слово-действие. Уточнение и накопление слов, обозначающих действия. Грамматические вопросы: что делает? Что сделал? Что сделает? Слово- признак. Признаки и их названия. Условное обозначение имён прилагательных. Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. Грамматические вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Слово и предложение. Устная и письменная речь. Смысловая и интонационная законченность предложения. Связь слов в предложении. Схема предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово», «словосочетание». Определение количества слов в предложении, их последовательность. Распространение предложений. Работа с деформированным предложением. Звуки речи. Звуки речи, способы их образования. Различие понятий «звук», «буква». Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков. Развитие фонематического слуха, восприятия. Гласные и согласные звуки. Узнавание и дифференциация гласных и согласных звуков. Умение выделять и слышать заданный звук в слове. Знакомство с терминами «гласный и согласный звук». Звукобуквенный анализ. Последовательное выделение звуков в односложных и двусложных словах без стечения согласных. Схема слова. Определение количества звуков в слове. Закрепление понятия «звук», «буква». Слог. Деление слов на слоги. Понятие «слог», «слогослияние». Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Определение количества слогов в слове. Элементы слогового синтеза односложных слов. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного гласного звука, слога в слове. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слова. Расширение словарного запаса. Гласные 2 ряда. Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных первых и вторых рядов. Смягчение согласных звуков с помощью гласных 2 ряда. Мягкий знак. Развитие фонематического слуха. Смягчение согласного звука с помощью мягкого знака. Изменение значения слов, влияние мягкого знака. Твёрдые и мягкие согласные. Определение на слух твёрдого и мягкого согласного. Обозначение этих звуков цветом. Артикуляция звуков. Подбор слов к схемам. Звонкие и глухие согласные. Развитие фонематического слуха. Определение звука в начале слова. Подбор картинок на заданный звук. Развитие фонематических процессов. Календарно-тематическое планирование. 1,2 недели сентября – обследование устной речи обучающегося, составление программы коррекционного курса. 3,4 недели мая – обследование реального уровня устной речи, оценка динамики и результативности коррекционной работы с обучающимся. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с РАС 1 дополнительный класс №п/п Тема занятия 1. Слово-предмет. 2. Слово-действие. Количество часов/ сроки 4/сентябрь 3,4 недели 4/ октябрь 1,2 недели Содержание коррекционной работы Накопление слов, обозначающих предметы, явления природы и жизни людей. Грамматические вопросы: кто? что? Уточнение и накопление слов, обозначающих действия. Грамматические примечание 3. Слово-признак. 4/ октябрь 3,4 недели 4. Слово и предложение. 6/ ноябрь 2,3,4 недели 5. Звуки речи. 2/ декабрь 1 неделя 6. Гласные и 2/ декабрь согласные звуки. 2 неделя вопросы: что делает? Что сделал? Что сделает? Признаки и их названия. Условное обозначение имён прилагательных. Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. Грамматические вопросы: какой? какая? какое? какие? Игры на развитие смысловой и интонационной законченности предложения см. Ефименкова стр.23,26, 28, 30 схема предложения. Количество слов в предложении, их последовательность, распространение предложения. Деформированные предложения. Связь слов в предложении. Развитие фонематического слуха, восприятия. Игры на узнавание букв, дифференциацию звуков, Садовникова стр.102-110. Узнавание и дифференциация гласных и согласных звуков. Умение выделять и слышать заданный звук в слове. Знакомство с 7. Звукобуквенный анализ. 6/ декабрь 3.4 недели январь 2,3 недели 8. Слог. Деление слов на слоги. 8/ январь 4 неделя февраль 1,2,3 недели 9. Ударение. 4/ февраль 4 неделя март 1 неделя 10. Гласные 2 ряда. 2/ март 2 неделя 11. Мягкий знак. 4/ март 3 неделя апрель 1 неделя 12. Твёрдые и мягкие согласные. 4/ апрель 2,3 недели терминами «гласный и согласный звук». Последовательное выделение звуков в односложных и двусложных словах без стечения согласных. Схема слова. Определение количества звуков в слове. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Схема слова по слогам. Чтение слоговых таблиц. Элементы слогового синтеза односложных слов. Знакомство с понятием ударный, безударный слог. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного звука в слове. Особенности гласных второго ряда. Дифференциация гласных второго ряда. Ефименкова стр.129, Гайдина стр.17-18 Развитие фонематического слуха. Смягчение согласного звука с помощью мягкого знака. Изменение значения слов, влияние мягкого знака. Определение на слух твёрдого и мягкого согласного. Обозначение этих 13. Звонкие и глухие 6/ апрель согласные. 4 неделя май 1,2 недели звуков цветом. Артикуляция звуков. Подбор слов к схемам. Развитие фонематического слуха. Определение звука в начале слова. Подбор картинок на заданный звук. Развитие фонематических процессов. Основные пособия: Волкова Л.С. «Логопедия»; Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»; Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»; Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»; Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников» Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи» Дополнительные методические пособия: Жукова Н.С. «Уроки логопеда»; Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»; Городилова В.И. «Чтение и письмо», Журналы «Дефектология», «Логопед», «Конфетка».