Программа коррекционного курса для РАС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7»
Утверждено:
Директор МАОУ «Лицей№7»
Пилипушка С.В._______________

Программа коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся с РАС (начальное общее образование)
Автор программы: Краснова Надежда Михайловна, учительлогопед
высшей квалификационной категории
Класс 1 дополнительный

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей
редакции);
2. Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, «Об утверждении
федеральных адаптированных программ начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ»;
3.Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598;
4. Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000г.№2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»; «Инструктивно-методического письма о работе учителялогопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.В.Бессоновой;
5. «Примерной рабочей программы коррекционно-логопедической работы (в
соответствии с ФГОС НОО)» О.В. Мукашевой, Л.Л. Тычиной, Г.М.
Вартапетовой. Новосибирск, НИПКиПРО, 2013г.
Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции
обучающихся с РАС, развитие и совершенствование навыков речевого
общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
коррекция и профилактика нарушений чтения и письма, формирование
мотивации к учебной деятельности.
Цель коррекционного курса: преодоление нарушений устной речи,
преодоление и профилактика нарушений чтения и письма, развитие
коммуникативных навыков, познавательной деятельности, повышение
мотивации к школьному обучению.
Задачи курса:
- формирование фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматического компонента речевой системы;
- развитие и совершенствование связной речи;
-коррекция и профилактика чтения и письма;
- совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях;
-развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного
введения в более сложную социальную среду.
Программа реализуется для обучающихся 1 дополнительного класса с РАС
(вариант 8.3). Обучающиеся с РАС (легкая умственная отсталость,
интеллектуальные нарушения) испытывают стойкие трудности в усвоении

программы начального общего обучения вследствие недостаточной
сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью. У обучающихся может
быть общее недоразвитие речи 4,3 уровня, фонетико-фонематическое
недоразвитием речи.
Характеристика дефекта: у обучающихся нарушена связная речь,
звукопроизношение, слоговая структура, лексическая сторона, грамматика,
затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, нарушены общая и мелкая
моторика, психические функции. Несформированы фонематические
процессы, затруднена дифференциация оппозиционных звуков, неустойчивое
внимание, снижена работоспособность, способность к запоминанию, слабо
развиты коммуникативные умения.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
 принцип приоритетности интересов обучающихся определяет
отношение специалиста, который призван оказывать каждому
обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных
образовательных потребностей на основе эмоционального контакта,
практического взаимодействия и совместного осмысления
происходящих событий;
 принцип системности обеспечивает единство всех элементов
коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и
содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия
участников;
 принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
работы с обучающимися с ОВЗ на всем протяжении обучения с учетом
изменения их личности;
 принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ
коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического
развития;
 принцип единства психолого-педагогических средств,
обеспечивающих взаимодействие специалистов;
принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на
процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в
общество.
Направления коррекционной работы:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
обучающихся с речевыми нарушениями, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и

коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в
условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию
универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
–
информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
• своевременное
выявление
детей,
нуждающихся
в
специализированной помощи;
• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном
учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития ребёнка
коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию
отклонений в развитии;

• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех
участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с
обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
детей;
• проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей
по
разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей детей.
Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю.
Программа курса разрабатывается на основе требований к личностным и
предметным результатам. Метапредметные результаты не
предусматриваются.

Личностные и предметные результаты коррекционнологопедической работы.
Личностные результаты:
1.развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе,
принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2. развитие мотивации к обучению;
3.развитие
адекватных
представлений
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в школьной
жизни;
5. владение элементарными навыками коммуникации;
6.развитие положительных свойств и качеств личности;
7. готовность вхождение обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:

1.овладение обучающимся посильными умениями использовать словесную
речь (в устной и письменной формах) как средство коммуникации в
предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой
деятельности;
2.сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в
зависимости от собеседника;
3. сформированность позитивного отношения к речевому общению (на
уровне индивидуальных возможностей обучающегося);
4. овладение орфографическими знаниями и умениями, по-возможности,
элементарными каллиграфическими умениями;
5. интерес к чтению доступных текстов;
6. осознанное и правильное чтение, владение элементарными приёмами
анализа текста для понимания смысла доступных текстов, вопросы по
содержанию текста, в том числе, связанные с отношением к событиям,
поступкам героев.

Содержание программы коррекционного курса
Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 1
дополнительного класса. Темы коррекционной работы:
Слово-предмет. Расширение словарного запаса. Накопление слов,
обозначающих предметы, явления природы и жизни людей. Грамматические
вопросы: кто? Что?
Слово-действие. Уточнение и накопление слов, обозначающих действия.
Грамматические вопросы: что делает? Что сделал? Что сделает?
Слово- признак. Признаки и их названия. Условное обозначение имён
прилагательных. Роль имён прилагательных в речи. Связь имён
прилагательных с именами существительными. Грамматические вопросы:
какой? Какая? Какое? Какие?
Слово и предложение. Устная и письменная речь. Смысловая и
интонационная законченность предложения. Связь слов в предложении.
Схема предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово»,
«словосочетание». Определение количества слов в предложении, их
последовательность. Распространение предложений. Работа с
деформированным предложением.
Звуки речи. Звуки речи, способы их образования. Различие понятий «звук»,
«буква». Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков.
Развитие фонематического слуха, восприятия.
Гласные и согласные звуки. Узнавание и дифференциация гласных и
согласных звуков. Умение выделять и слышать заданный звук в слове.
Знакомство с терминами «гласный и согласный звук».
Звукобуквенный анализ. Последовательное выделение звуков в
односложных и двусложных словах без стечения согласных. Схема слова.
Определение количества звуков в слове. Закрепление понятия «звук»,
«буква».

Слог. Деление слов на слоги. Понятие «слог», «слогослияние».
Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Определение
количества слогов в слове. Элементы слогового синтеза односложных слов.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного
гласного звука, слога в слове. Постановка знака ударения в схемах звукового
состава слова. Расширение словарного запаса.
Гласные 2 ряда. Образование гласных 2 ряда. Дифференциация гласных
первых и вторых рядов. Смягчение согласных звуков с помощью гласных 2
ряда.
Мягкий знак. Развитие фонематического слуха. Смягчение согласного звука
с помощью мягкого знака. Изменение значения слов, влияние мягкого знака.
Твёрдые и мягкие согласные. Определение на слух твёрдого и мягкого
согласного. Обозначение этих звуков цветом. Артикуляция звуков. Подбор
слов к схемам.
Звонкие и глухие согласные. Развитие фонематического слуха.
Определение звука в начале слова. Подбор картинок на заданный звук.
Развитие фонематических процессов.

Календарно-тематическое планирование.
1,2 недели сентября – обследование устной речи обучающегося,
составление программы коррекционного курса.
3,4 недели мая – обследование реального уровня устной речи,
оценка динамики и результативности коррекционной работы с
обучающимся.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с РАС
1 дополнительный класс
№п/п

Тема занятия

1.

Слово-предмет.

2.

Слово-действие.

Количество
часов/
сроки
4/сентябрь
3,4 недели

4/ октябрь
1,2 недели

Содержание
коррекционной работы
Накопление слов,
обозначающих
предметы, явления
природы и жизни
людей. Грамматические
вопросы: кто? что?
Уточнение и
накопление слов,
обозначающих
действия.
Грамматические

примечание

3.

Слово-признак.

4/ октябрь
3,4 недели

4.

Слово и
предложение.

6/ ноябрь
2,3,4
недели

5.

Звуки речи.

2/ декабрь
1 неделя

6.

Гласные и
2/ декабрь
согласные звуки. 2 неделя

вопросы: что делает?
Что сделал? Что
сделает?
Признаки и их
названия. Условное
обозначение имён
прилагательных. Роль
имён прилагательных в
речи. Связь имён
прилагательных с
именами
существительными.
Грамматические
вопросы: какой? какая?
какое? какие?
Игры на развитие
смысловой и
интонационной
законченности
предложения см.
Ефименкова стр.23,26,
28, 30 схема
предложения.
Количество слов в
предложении, их
последовательность,
распространение
предложения.
Деформированные
предложения. Связь
слов в предложении.
Развитие
фонематического
слуха, восприятия.
Игры на узнавание
букв, дифференциацию
звуков, Садовникова
стр.102-110.
Узнавание и
дифференциация
гласных и согласных
звуков. Умение
выделять и слышать
заданный звук в слове.
Знакомство с

7.

Звукобуквенный
анализ.

6/ декабрь
3.4 недели
январь
2,3 недели

8.

Слог. Деление
слов на слоги.

8/ январь
4 неделя
февраль
1,2,3
недели

9.

Ударение.

4/ февраль
4 неделя
март
1 неделя

10.

Гласные 2 ряда.

2/ март
2 неделя

11.

Мягкий знак.

4/ март
3 неделя
апрель
1 неделя

12.

Твёрдые и
мягкие
согласные.

4/ апрель
2,3 недели

терминами «гласный и
согласный звук».
Последовательное
выделение звуков в
односложных и
двусложных словах без
стечения согласных.
Схема слова.
Определение
количества звуков в
слове.
Деление слов на слоги.
Определение
количества слогов в
словах. Схема слова по
слогам. Чтение
слоговых таблиц.
Элементы слогового
синтеза односложных
слов.
Знакомство с понятием
ударный, безударный
слог.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Выделение ударного
звука в слове.
Особенности гласных
второго ряда.
Дифференциация
гласных второго ряда.
Ефименкова стр.129,
Гайдина стр.17-18
Развитие
фонематического
слуха. Смягчение
согласного звука с
помощью мягкого
знака. Изменение
значения слов, влияние
мягкого знака.
Определение на слух
твёрдого и мягкого
согласного.
Обозначение этих

13.

Звонкие и глухие 6/ апрель
согласные.
4 неделя
май
1,2 недели

звуков цветом.
Артикуляция звуков.
Подбор слов к схемам.
Развитие
фонематического
слуха. Определение
звука в начале слова.
Подбор картинок на
заданный звук.
Развитие
фонематических
процессов.

Основные пособия:
Волкова Л.С. «Логопедия»;
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников»;
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов»;
Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»;
Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»;
Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников»
Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению
нарушений письменной речи»
Дополнительные методические пособия:
Жукова Н.С. «Уроки логопеда»;
Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»;
Городилова В.И. «Чтение и письмо»,
Журналы «Дефектология», «Логопед», «Конфетка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».