Пояснительная записка Данная программа составлена на основе: 1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции); 2.Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025, «Об утверждении федеральных адаптированных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ»; Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» - коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений (недостатков) устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Задачи курса: - коррекция и развитие языкового анализа и синтеза; - совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; - совершенствование фонетико-фонематической стороны речи; -формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений; - коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи; - формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма; -развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции. Занятия по коррекционному курсу проводятся в разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами), а также индивидуально. Программа реализуется для обучающихся 5 классов с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР испытывают стойкие трудности в усвоении программы основного общего образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Обучающихся с ЗПР имеют нарушение письменной речи. Характеристика дефекта: у обучающихся недостаточно развиты связная речь, слоговая структура, лексикограмматическая сторона речи, затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, затруднена дифференциация оппозиционных звуков, неустойчивое внимание, снижена работоспособность, способность к запоминанию, слабо развиты коммуникативные умения. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: принцип приоритетности интересов обучающихся определяет отношение специалиста, который призван оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий; принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ на всем протяжении обучения с учетом изменения их личности; принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов; принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в общество. Направления коррекционной работы: – диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения; – коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); – консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; – информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей детей. Занятия проходят в подгруппах и индивидуально, в зависимости от речевого нарушения, психологических особенностей учащегося. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционно-логопедической работы. Личностные результаты: 1.Осознание языка как основного средства человеческого общения; 2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры; 3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; 4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; 5. Умение задавать вопросы; 6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные результаты: 1.Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; 2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместителей (знаковой) функции языка; 3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Содержание программы коррекционного курса Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 5 класса. Темы коррекционной работы: Звукобуквенный анализ и синтез. Закрепление зрительного образа определённой буквы. Закрепление и дифференциация понятий «звук-буква». Развитие фонематических процессов. Формирование представлений о смыслоразличительной роли буквы. Развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза. Развитие функции самоконтроля. Развитие пространственного, зрительного восприятия. Уточнение и расширение словарного запаса. Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятий о слоговом составе слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Дифференциация понятий «слог», «звук». Деление слов на слоги. Правила переноса. Уточнение и расширение словарного запаса. Развитие функции самоконтроля. Ударение. Отработка орфоэпических норм. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного гласного звука , слога в слове. Разница в звучании гласных в ударном и безударном положении. Безударные гласные. Выделение безударных гласных в слове. Выделение в словах орфограмм, содержащих безударные гласные. Безударные гласные в корне слова. Способы проверки безударных гласных. Предложение и слово. Закрепление понятий «предложение», «слово». Упражнения в составлении предложений разной конструкции. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении. Определение границы предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксические связи слов в предложении. Речевой анализ и синтез. Развитие фонематического восприятия. Закрепить фонематическую дифференциацию твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных. Активизация словарного запаса. Восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. Дифференциация приставок и предлогов. Закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки. Предлогслужебное слово. Закрепление понятий «приставка», «предлог». Развитие зрительного анализа и синтеза. Закрепление орфографических правил написания приставок и предлогов. Уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие понятийной стороны чтения. Развитие навыков техники чтения, зрительной памяти. Планирование собственной мыслительной деятельности. Расширение объёма восприятия. Формирование навыков осознанного чтения. Уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие функции самоконтроля. Календарно-тематическое планирование. Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5 класса с нарушением письменной речи №п/п Тема занятия 1. Звукобуквенный анализ и синтез 2. Слоговой анализ и синтез. 3. 4. 5. Контрольный слуховой диктант за 1 четверть Ударение. Безударные гласные. 6. Предложение и слово. 6 7. Контрольный слуховой диктант за 2 четверть Связь слов в предложении. Работа с 1 8. Количество Содержание коррекционной работы часов 6 Закрепление зрительного образа буквы, развитие зрительного анализа и синтеза. Токарь упр. 1-15 5 Закрепление о слоговом составе слова. Мальм, Суслова стр.13-22 1 3 6 7 Садовникова стр.205,208-209 Коноваленко «Сборник упражнений», Полуянова «Безударные гласные» Развитие навыков в установлении различных видов синтаксической связи между словами в предложении. Токарь упр.32-38, 41 Ефименкова стр. 30, Яворская стр. примечание 9. 10. 11. 12. 13. 14. деформированным текстом. Речевой анализ и синтез Дифференциация предлогов и приставок. Контрольная работа за 3 четверть Развитие понятийной стороны процессов чтения. Контрольный диктант за год Работа над ошибками 7 5 1 10 16,Садовникова стр.225 Токарь упр.30-33,41,42 Садовникова стр.254, Токарь упр.30-31 Токарь упр.42-46 Токарь упр.42-46 1 1 Основные пособия: Волкова Л.С. «Логопедия»; Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»; Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»; Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»; Мальм М.В., СусловаО.В. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 2,3 класс; Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников» Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи» Дополнительные методические пособия: Жукова Н.С. «Уроки логопеда»; Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»; Городилова В.И. «Чтение и письмо».