Программа коррекционного курса Логопедические занятия для обучающихся с ЗПР (ООО) на 2023-2024 у.г.

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
2.Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025, «Об утверждении федеральных адаптированных программ
основного общего образования для обучающихся с ОВЗ»;
Коррекционный курс направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной
речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» - коррекция и преодоление или ослабление имеющихся
нарушений (недостатков) устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование
коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
- коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
-формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
-развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Занятия по коррекционному курсу проводятся в разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами), а
также индивидуально.
Программа реализуется для обучающихся 5 классов с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР испытывают стойкие трудности в
усвоении программы основного общего образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции
и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Обучающихся с ЗПР имеют
нарушение письменной речи.
Характеристика дефекта: у обучающихся недостаточно развиты связная речь, слоговая структура, лексикограмматическая сторона речи, затруднен речевой и звуковой анализ и синтез, затруднена дифференциация

оппозиционных звуков, неустойчивое внимание, снижена работоспособность, способность к запоминанию, слабо
развиты коммуникативные умения.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
 принцип приоритетности интересов обучающихся определяет отношение специалиста, который призван
оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления
происходящих событий;
 принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений
осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
 принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ на всем
протяжении обучения с учетом изменения их личности;
 принцип варьятивности предполагает создание вариантов программ коррекционной работы с обучающимися с
учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
 принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов;
принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы,
оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося с ОВЗ и успешность его интеграции в
общество.
Направления коррекционной работы:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении
содержания образования и коррекцию недостатков в речевом и психологическом развитии учащихся в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов
разного профиля;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных
возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного
процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся,
единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и
приёмов работы с обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного
обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не

имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей детей.
Занятия проходят в подгруппах и индивидуально, в зависимости от речевого нарушения, психологических
особенностей учащегося. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционно-логопедической работы.
Личностные результаты:
1.Осознание языка как основного средства человеческого общения;
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности;
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения
учебных задач;
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
5. Умение задавать вопросы;
6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
7.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.

Предметные результаты:
1.Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое
усвоение заместителей (знаковой) функции языка;
3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека;
5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание программы коррекционного курса
Программа предназначена для логопедической работы с обучающимися 5 класса. Темы коррекционной работы:
Звукобуквенный анализ и синтез. Закрепление зрительного образа определённой буквы. Закрепление и
дифференциация понятий «звук-буква». Развитие фонематических процессов. Формирование представлений о
смыслоразличительной роли буквы. Развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза. Развитие функции
самоконтроля. Развитие пространственного, зрительного восприятия. Уточнение и расширение словарного запаса.
Слоговой анализ и синтез. Закрепление понятий о слоговом составе слова. Слогообразующая роль гласных звуков.
Дифференциация понятий «слог», «звук». Деление слов на слоги. Правила переноса. Уточнение и расширение
словарного запаса. Развитие функции самоконтроля.
Ударение. Отработка орфоэпических норм. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного гласного
звука , слога в слове. Разница в звучании гласных в ударном и безударном положении.
Безударные гласные. Выделение безударных гласных в слове. Выделение в словах орфограмм, содержащих
безударные гласные. Безударные гласные в корне слова. Способы проверки безударных гласных.
Предложение и слово. Закрепление понятий «предложение», «слово». Упражнения в составлении предложений
разной конструкции. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении.
Определение границы предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксические связи слов в
предложении.
Речевой анализ и синтез. Развитие фонематического восприятия. Закрепить фонематическую дифференциацию
твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных. Активизация словарного запаса. Восполнение пробелов в области
лексико-грамматического строя речи.

Дифференциация приставок и предлогов. Закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки. Предлогслужебное слово. Закрепление понятий «приставка», «предлог». Развитие зрительного анализа и синтеза. Закрепление
орфографических правил написания приставок и предлогов. Уточнение и обогащение словарного запаса.
Развитие понятийной стороны чтения. Развитие навыков техники чтения, зрительной памяти. Планирование
собственной мыслительной деятельности. Расширение объёма восприятия. Формирование навыков осознанного
чтения. Уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие функции самоконтроля.

Календарно-тематическое планирование.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5 класса с нарушением письменной речи
№п/п

Тема занятия

1.

Звукобуквенный анализ и синтез

2.

Слоговой анализ и синтез.

3.
4.
5.

Контрольный слуховой диктант за 1
четверть
Ударение.
Безударные гласные.

6.

Предложение и слово.

6

7.

Контрольный слуховой диктант за 2
четверть
Связь слов в предложении. Работа с

1

8.

Количество Содержание коррекционной работы
часов
6
Закрепление зрительного образа
буквы, развитие зрительного анализа
и синтеза. Токарь упр. 1-15
5
Закрепление о слоговом составе
слова. Мальм, Суслова стр.13-22
1
3
6

7

Садовникова стр.205,208-209
Коноваленко «Сборник
упражнений»,
Полуянова «Безударные гласные»
Развитие навыков в установлении
различных видов синтаксической
связи между словами в
предложении. Токарь упр.32-38, 41
Ефименкова стр. 30, Яворская стр.

примечание

9.
10.
11.
12.
13.
14.

деформированным текстом.
Речевой анализ и синтез
Дифференциация предлогов и
приставок.
Контрольная работа за 3 четверть
Развитие понятийной стороны
процессов чтения.
Контрольный диктант за год
Работа над ошибками

7
5
1
10

16,Садовникова стр.225
Токарь упр.30-33,41,42
Садовникова стр.254, Токарь
упр.30-31
Токарь упр.42-46
Токарь упр.42-46

1
1

Основные пособия:
Волкова Л.С. «Логопедия»;
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»;
Мазанова Е.В. «Преодоление нарушения письма»;
Гайдина Л.И. «Логопедические упражнения для учащихся 1-4 класс»;
Мальм М.В., СусловаО.В. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 2,3 класс;
Яворская О.Н. «Занимательные задания для школьников»
Токарь И.Е. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи»
Дополнительные методические пособия:
Жукова Н.С. «Уроки логопеда»;
Дорофеева Г.В. «Пишем без ошибок»;
Городилова В.И. «Чтение и письмо».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».