Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету второй иностранный язык «немецкий» 8-9 классы Классы: 8-9 классы Уровень освоения программы: базовый Часов в неделю: 1 ч/нед 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Рабочая программа по предмету второй иностранный язык «Немецкий» 8-9 классы 1. Планируемые результаты учебного предмета. Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится: вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Выпускник получит возможность научиться: брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь Выпускник научится: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных; использовать догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания. Чтение Выпускник научится: 2 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста; пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Письменная речь Выпускник научится: заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности; писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Языковая компетентность (владение языковыми средствами) Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; различать коммуникативные типы предложения по интонации; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Выпускник получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; Орфография Выпускник научится правильно писать изученные слова. Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их транскрипцию. Лексическая сторона речи Выпускник научится: узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы; 3 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; находить различия между явлениями синонимии и антонимии; распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.); использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами французского языка в соответствии с коммуникативной задачей; распознавать и употреблять в речи: — различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (с вопросительным словом и без вопросительного слова), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); — распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; — косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; — имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения; — имена существительные c определённым/неопределённым/нулевым артиклем; — личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения; — имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (viel - wenig, ein - einige); — количественные и порядковые числительные; — глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Perfekt, Futurum. — глаголы в активном и пассивном залоге в настоящем времени изъявительного наклонения. Предлог von в пассивных конструкциях. — модальные глаголы и их эквиваленты. Выпускник получит возможность научиться: 4 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами wenn, als; цели с союзом damit; причины с союзом weil; определительными с союзами der, die, das; употреблять в речи слабые и сильные глаголы в формах повелительного наклонения (Imperativ); распознавать и употреблять в речи модальные глаголы. 2. Содержание учебного предмета. Коммуникативные умения. Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: Новый год. Внешность и характер человека (литературного персонажа). Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, спорт). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание. Покупки: продукты питания. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, школьные принадлежности. Переписка с иностранными сверстниками. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные. Родной город (село). Транспорт. Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка. Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника; 5 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника; диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка. Объём диалога – до 3 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование (сообщение); изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста; краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий. Объём монологического высказывания – 4 фразы. Аудирование. Развитие коммуникативных умений аудирования: при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное; 6 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций; аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания; аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте; тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1 минуты. Смысловое чтение. Развитие умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. 7 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Чтение не сплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объём текста (текстов) для чтения – 150 слов. Письменная речь. Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения); заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, пол, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка; написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка. Объём сообщения – до 30 слов. Языковые знания и умения. Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа (диалог), рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. 8 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Объём текста для чтения вслух – до 70 слов. Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении. Пунктуационно правильное в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера. Лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в немецком языке нормы лексической сочетаемости. Объём изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация: образование имён существительных при помощи суффиксов -er (der Lehrer), -in (die Lehrerin); образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ig (sonnig), -lich (freundlich); образование числительных при помощи суффиксов -zehn, -zig (fünfzehn, fünfzig); словосложение: образование сложных существительных путём соединения основ существительных (das Klassenposter). Синонимы. Интернациональные слова. Грамматическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка. 9 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные), вопросительные (общий и специальный вопросы). Нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым глагольным сказуемым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и составным глагольным сказуемым (Er kann kochen.), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в винительном падеже (Er liest ein Buch.). Определённый и неопределённый артикли (der/ein Bleistift). Глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen, sprechen, essen, treffen). Конструкция предложения с gern (Wir spielen gern.). Глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen, abholen, anfangen). Единственное и множественное число существительных в именительном и винительном падежах. Глагол haben + Akkusativ (в Präsens). Модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и форма глагола möchte. Наречия, отвечающие на вопрос «где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten, hinten rechts, vorne, vorne rechts). Личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie). Притяжательные местоимения (mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в единственном и множественном числе и конструкция Mamas Rucksack. Вопросительные местоимения (wie, wo, woher). Вопросы с указанием времени (Um wie viel Uhr beginnt der Unterricht?). Количественные числительные (до 100). Предлоги (in, aus – Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.), предлоги для обозначения времени (um, von … bis, am). Социокультурные знания и умения. Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках 10 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе «В семье», «В школе»). Знание и использование употребительной тематической в устной фоновой и письменной лексики в речи рамках наиболее отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной страны и страны (стран) изучаемого языка: особенностей образа жизни и культуры страны (стран) изучаемого языка (известных достопримечательностях, выдающихся людях), образцов детской поэзии и прозы на немецком языке. Формирование умений: писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке; правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, формуляре); кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка; кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны (стран) изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Компенсаторные умения. Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики. 11