Нормативное обеспечение программы: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Устав МАОУ «Лицей №7». 1. Целевой раздел Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательной деятельности и заключением санитарно-эпидемиологическойслужбы. В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам учебный процесс направлен на формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Цель и задачи дополнительного образования Основная цель дополнительного образования детей: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, обеспечение общественной солидарности. Основные задачи дополнительного образования детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; повышение качества дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада. Принципы дополнительного образования o Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы: o Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. o Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. o Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. o Единство обучения, воспитания, развития. o Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса. Предметом деятельности дополнительного образования школы является: организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами; реализация образовательных программ, направленных на духовное, физическое, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования; участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня. Функции дополнительного образования Система дополнительного образования исключительно важных функций: Функция социализации; Развивающая функция; Обучающая функция; Воспитательная функция; Социокультурная функция. осуществляет 5 3 Ожидаемые результаты освоения образовательной программы дополнительного образования: 1. Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, выявление одарѐнных детей и формирование мотивации успеха. 2. Повышение роли дополнительного образования в деятельности школы. 3. Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся. 4. Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних. 5. Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. 6. Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в обществе. 7. Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. 4 2. Содержательный раздел Дополнительное образование детей реализуется через образовательные общеразвивающее программы дополнительного образования по направлениям, востребованным участниками образовательных отношений. Главная задача реализации образовательных общеразвивающих программ овладение детьми доступными им способами и навыками творческой и иной деятельности, развитие мотивационной сферы обучающихся. Содержание образовательных программ направлено на: - создание условий для развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия обучающегося; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. В МАОУ «Лицей №7» общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по направленностям: Художественное — направлена на развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Физкультурно-спортивное — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, и здоровья. 3. Организационный раздел Учебный процесс объединений дополнительного образования в МАОУ «Лицей №7» регламентируется календарным графиком и учебным планом, составленным на основании утвержденных образовательных общеразвивающих программ дополнительного образования и педагогической тарификации по ОО. Учебный план и календарный график являются приложениями к программе. Календарный учебный график МАОУ «Лицей №7» по дополнительному образованию определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной и итоговой аттестаций. Календарный учебный график ежегодно составляется самостоятельно в соответствии с Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2), с учетом требований СанПиН, мнения участников образовательного отношений и является приложением к данной образовательной программе. Основная организационная форма учебного процесса – детское творческое объединение (студии, клубы, кружки, секции, творческие коллективы, ансамбли, мастерские, школы) – одновозрастное и разновозрастное объединение по интересам, в котором осуществляется образовательная деятельность. Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Предусмотрены занятия в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения, а также индивидуально. Расписание занятий объединения составляется с целью создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогов с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Количество обучающихся в объединении дополнительного образования, их возрастные категории в объединении определяется в соответствии рекомендациями СанПиН и зависят от направленности образовательной общеобразовательной программы дополнительного образования. По мере выбытия и отчисления обучающихся из творческих объединений на их место сразу же зачисляются вновь прибывшие обучающиеся. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Обучающиеся под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, районных, городских, всероссийских, международных). Для улучшения качества образовательных услуг в школе проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса: спектр интересов учащихся в области дополнительного образования; анализ выполнения конкретных программ, сохранности контингента обучающихся и пр. Аттестация обучающихся по образовательным общеразвивающим программам предусмотрена промежуточная и итоговая и определена в рабочей программе педагога дополнительного образования. Аттестация обучающихся В течение года предусмотрены следующие виды аттестации: 6 Аттестация Формы аттестации Промежуточная открытое занятие, презентации проектов, олимпиада, конкурс, опрос, викторина, выставка творческих работ, выступление на концерте, соревновании, сдача нормативов, тестирование и пр. Итоговая открытое занятие, презентации проектов, олимпиада, конкурс, опрос, викторина, выставка творческих работ, выступление на концерте, соревновании, сдача нормативов, мастер-класс, научно-практическая конференция, тестирование и пр. Срок контроля До 31 мая До 31 мая 7 Кадровые условия Образовательная организация укомплектована кадрами, соблюдены требования: укомплектованность педагогическими, руководящими и иными сотрудниками; уровень квалификации педагогических и иных работников школы; непрерывность профессионального развития педагогических работников школы. В учреждении разработаны должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников школы, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми школой. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся. Проведение аттестации в отношении педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Школа укомплектована вспомогательным персоналом. Кадровое обеспечение представлено на сайте ОО в разделе «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Материально-технические условия ОО позволяют организовать образовательный процесс на высоком уровне. Учебные кабинеты для занятий по направлениям Лекционные аудитории Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством Информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой Актовые и хореографические залы Помещения для медицинского персонала Школьная столовая, обеденный зад Гардеробы, санузлы, места личной гигиены Спортивные комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем. Информационная среда Необходимое для использования ИКТ оборудование школы отвечает современным требованиям. Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; моделирование и корректировка текста средствами текстового редактора; записи и обработки изображения; создания и использования диаграмм, виртуальных геометрических объектов; информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду школы, в том числе через Интернет; поиска и получения информации; использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах); создания, заполнения и анализа баз данных, в том числе определителей; их наглядного представления; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных синтезаторов; 9 художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов; занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажеров; размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде школы (на сайте, социальных сетях, на экране в холле); проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); обеспечения доступа в информационно-библиотечном центре к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением; работы школьного пресс-центра. Все указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами. Информационно-образовательная среда ОО обеспечена Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; цифровой фотоаппарат; видеокамера; сканер; микрофон; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь. Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов. Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются творческие работы педагогов и обучающихся; осуществляется связь педагогов, администрации, родителей. Информационное сопровождение мероприятий по контролю состояния системы условий предусматривает освещение и публикацию материалов на сайте школы. Ежегодно осуществляется самообследование деятельности образовательной организации, по итогам которого на сайте школы публикуется отчет о самообследовании. 10