Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Введены в действие приказом № 184 от 29.08.2020 Принято Педагогическим советом Протокол № 9 от 28.08.2020 года Экземпляр 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор _____ Т.А. Смирнова ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ I. Общие положения 1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом лицея и регулирует деятельность специализированных классов для одаренных детей естественнонаучного направления (далее специализированный класс). 2. Специализированный класс – класс, образовательная деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в котором организована на основе дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). 3. Специализированный класс открывается с целью создания условий для выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий. 4. Задачей специализированного класса является реализация образовательной программы, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам и ориентированной на: обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности; непрерывность общего и высшего образования; дополнительную (углубленную) подготовку по предметам естественнонаучного профиля; создание максимально благоприятных условий для развития научного творчества обучающихся, повышения интереса к исследованиям; овладение навыками самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося. Порядок создания специализированных классов и приема обучающихся 5. Специализированный класс создается на уровне основного общего и среднего общего образования из числа обучающихся 7-10 классов, прошедших конкурсный отбор на основании рейтинговых оценок (не ниже 5 баллов). Количество открываемых классов определяется министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. 6. Прием обучающихся в специализированный класс осуществляется для всех желающих, независимо от места проживания (Новосибирская области, другие регионы страны, другие государства СНГ), в порядке конкурсного отбора обучающихся, проводимого на основании приказов министерства образования, науки и инновационной политики, региональной конкурсной комиссией и региональной экспертной комиссией. 7. Порядок приема в специализированный класс своевременно доводится до сведения родителей (законных представителей) руководителем образовательного учреждения. 8. Информирование обучающихся, родителей (законных представителей) о сроках, времени, месте подачи заявлений и процедуре индивидуального отбора осуществляется через официальный сайт и информационные стенды, ученические и родительские собрания, средства массовой информации: в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов не позднее 40 дней до начала индивидуального отбора. 9. Преимущественным правом при зачислении в специализированный класс пользуются обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным и профильным предметам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов и т.д. в соответствии с Положением о порядке конкурсного отбора обучающихся в специализированные классы учреждений Новосибирской области. 10. При зачислении в специализированный класс обращается внимание по возможности на рекомендации психологов, состояние здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня. 11. Специализированный класс открывается при наполняемости 20-25 человек. 12. При наличии свободных мест приоритетным правом при зачислении пользуются обучающиеся, поступающие из других специализированных классов в связи с переменой места жительства. 13. За обучающимися специализированного класса сохраняется право свободного перехода в соответствующий общеобразовательный класс образовательного учреждения. 14. При условии неуспеваемости обучающегося по образовательной программе специализированного класса (специализированная профильная программа), он может быть аттестован по общеобразовательной программе и переведен в общеобразовательный класс образовательного учреждения (в том числе по месту жительства). 15. За неисполнение или нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иных локальных нормативных актов (Правила поведения учащихся, Положение об установлении требований к одежде обучающихся) по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности обучающийся специализированного класса переводится в общеобразовательный класс образовательного учреждения (в том числе по месту жительства). Вопрос о переводе обучающегося в общеобразовательный класс решает администрация образовательного учреждения. III. Организация учебно-воспитательного процесса специализированного класса 16. Организация учебно-воспитательного процесса специализированного класса обеспечивает: 1) дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественнонаучного профиля; 2) обязательное сопровождение реализации образовательной программы Вузом (Вузами); 3) формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ естественнонаучного профиля с учетом склонностей и сложившихся интересов; 4) личностно-ориентированную направленность, широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам учебно-воспитательной деятельности на основе использования современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных; 5) изучение динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и таланта обучающихся, включая тьюторское сопровождение. 17. Обучение в специализированном классе осуществляется на учебном материале повышенной трудности (дополнительная углубленная подготовка) по предметам естественнонаучного профиля и его прикладной направленности при обязательной реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 18. Организация учебно-воспитательного процесса строится на основе учебного плана, учебных рабочих программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией на основе требований государственного образовательного стандарта, методических рекомендаций по разработке предметных учебных рабочих программ СУНЦ НГУ и регламентируется календарным учебным графиком и расписанием занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1187-02. 19. Учебный план специализированного класса утверждается директором общеобразовательной организации при обязательном согласовании с управлением образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. 20. Для реализации образовательной программы специализированного класса выделяется до 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Содержание занятий формируется образовательной организацией с учетом выбора обучающихся и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных (проектно-исследовательская работа, научные исследовательские кружки, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, летние и зимние профильные смены и др.). 21. Преподавание профильных предметов с углубленным их изучением, элективных курсов, организация часов внеурочной деятельности ведется во взаимодействии с ВУЗом (Вузами) - не менее 40% часов учебной и внеучебной деятельности. 22. Для проведения занятий по профильным предметам, в том числе проведения лабораторных и практических работ, а также реализации часов компонента образовательной организации осуществляется деление классов на группы обучающихся (не менее 4 человек). 23. По желанию родителей (законных представителей) для обучающихся могут быть организованы платные или бесплатные курсы по предметам, не включенным в учебный план, ВУЗом и(или) образовательным учреждением. 24. Обучающимся специализированного класса предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности, как в образовательной организации, так и в рамках сотрудничества с ВУЗом (экскурсии, посещение кафедр ВУЗа, пользование библиотекой, встреча с ведущими учеными и т.д.). 25. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка обучающихся специализированного класса обеспечивается специалистами психологопедагогической службы, реализацией здоровьесберегающих технологий. 26. Обучение, отдых и питание обучающихся специализированного класса образовательной организации находится под строгим контролем медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством. 27. Промежуточная аттестация обучающихся специализированных классов проводится образовательной организацией на основе Положения о промежуточной аттестации. 28. Освоение обучающимися специализированного класса, заявленных образовательных программ (специализированных профильных программ) основного общего и (или) среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией в порядке, установленном действующим законодательством. Выпускнику специализированного класса, освоившему образовательные программы, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании. 29. Обучающиеся специализированного класса проходят обязательное обучение в летней каникулярной школе на базе образовательного учреждения. IV. Требования к кадровым и материально-техническим условиям функционирования специализированного класса 30. Педагогический состав специализированного класса: высококвалифицированные специалисты образовательного учреждения (высшей и первой квалификационной категории), имеющие опыт работы в классах профильной направленности не менее 5 лет - 80%; специалисты Вуза (Вузов), имеющие опыт работы в классах профильной направленности не менее 5 лет – 20%. 31. Учитель специализированного класса должен отвечать следующим требованиям: 1) хорошо знать свой предмет и владеть методикой его преподавания; 2) осуществлять личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к организации обучения; 3) выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ; 4) разрабатывать и эффективно применять современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; 5) эффективно использовать имеющиеся в образовательной организации условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач обновления содержания образования специализированного класса; 6) владеть знаниями в области психологии ребенка, анализировать его поведение и оказывать психологическую поддержку и помощь; 7) эффективно взаимодействовать с обучающимися и их родителями (законными представителями); 8) быть открытым новшествам, уметь отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновлять содержание образования; 9) иметь высокую мотивацию на личностное и профессиональное развитие, непрерывное повышение квалификации. 32. Организация учебно-воспитательного процесса специализированного класса обеспечивается высоким уровнем развития материально-технической базы и характеризуется наличием: 1) учебных кабинетов по всем предметам учебного плана, оснащенных современным оборудованием; 2) современного учебно-лабораторного оборудования по профильным (базовым) предметам информационно-технологического и естественнонаучного профилей, научной и учебной литературой (включая электронные образовательные ресурсы); 3) зон для организации индивидуальной, парной и групповой работы обучающихся; отдыха; самоподготовки (включая библиотеку с читальным залом, оборудованным индивидуальными местами для пользователя с выходом в Интернет); 4) условий для организации дистанционного обучения (наличие сайта образовательного учреждения в Интернете); 5) компьютерных классов с соответствующим программным обеспечением; 6) условий для реализации дополнительных образовательных программ различной направленности (профессиональной, инженерно-технологической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, экологобиологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической); 7) условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (наличие АПС, тревожной кнопки, ограждения, охраны, уголков безопасности жизнедеятельности, антитерростической и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, паспорта безопасности дорожного движения); 8) условий, обеспечивающих повышение качества занятий физической культурой (оборудованные спортивные площадки, стадионы, бассейн, спортивные и тренажерные залы, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании). 33. Организация воспитательного процесса специализированного класса обеспечивается реализацией воспитательной программы (тематические классные часы, экскурсии, профессиональные встречи, участие в Днях науки, академическом часе, семейная олимпиада, выезды в музеи, театры). VIII. Заключительные положения 34. Изучение и оценка деятельности специализированного класса, осуществляется региональными операторами проекта «Специализированный класс»: 1) государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»: посредством мониторинга результатов обучения; методического сопровождения специализированных классов; 2) государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новосибирской области «Центр развития творчества детей и юношества»: организации дополнительного образования обучающихся специализированных классов; участия обучающихся специализированных классов в мероприятиях предметно - деятельностного типа; психологопедагогического сопровождения одаренных детей – обучающихся специализированных классов. 35. Порядок, сроки проведения мониторинга, контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации (по предмету «Химия») обучающихся специализированных классов (7, 8, 10,11 классы) утверждаются приказом министерства. 36. Специализированный класс, обучающиеся которого имеют средний балл по итогам промежуточной и итоговой аттестации выше среднего по Новосибирской области по профильным предметам, считается эффективно реализующим проект «Специализированный класс» и получают право на продолжение его реализации в следующем учебном году (до завершения освоения его обучающимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования).