Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ по предмету Математика для обучающихся с ОВЗ 3В класс Составитель рабочей программы: Хорева М.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Классы: 3В Часов в неделю – 1 час Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно – развивающего курса по математике, 1- 4 класс для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО ОВЗ) с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР. Общей цельюкоррекционно-развивающих занятий предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционноразвивающих занятий: формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях; формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме; уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях; формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике; учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений); развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии; удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции. Для реализации данной программы используются следующие формы и методы работы: • задания по степени нарастания трудности; • поэтапная помощь учителя на всех этапах; • дифференцированные задания; • упражнения на развитие памяти, внимания; • смена видов деятельности; • познавательные вопросы; • групповая и индивидуальная работа на занятии (систематическое повторение ранее изученного материала, классификация ошибок, допущенных каждым учащимся в разных видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка); • элементы проблемного обучения; • игровая деятельность; • наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму; • опорные схемы, конспекты, таблицы; • технологические карты; • ИКТ; • организация самостоятельной работы вне класса (Выдача учащимся рекомендаций о ходе выполнения домашней работы с учётом повторения пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Четкий инструктаж учащихся о порядке выполнения домашних работ. Согласование объема домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку); • положительный настрой на получение знаний В индивидуальных беседах с учащимися и их родителями необходимо концентрировать внимание • на осознании каждого учащегося как уникальной, неповторимой личности; • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; • на приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития; • на понимании природы творческого саморазвития, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение занятий Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы. Коррекционно-развивающая направленность занятий реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий. Коррекционно-развивающее значение занятий заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию. Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания. В 1—4 классах коррекционно-развивающих занятий на изучение математики отводится по 33/34 ч (1 ч в неделю, 33/34учебных недель в каждом классе). Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающих занятий Ценностные ориентиры коррекционно–развивающих занятий в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера). - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах является условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы). - владение математическим мастерством языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предложения). Планируемые результаты коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Математика» В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи); улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации; совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.); улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов; развитие самоконтроля при оценке полученного результата. Коррекционно-развивающие занятия учебного предмета направлены на формирование следующих личностных результатов: 1 класс • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальные представления о математических способах познания мира; • начальные представления о целостности окружающего мира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление мотивации учебно - познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интерес к учебному предмету "Математика"; • освоение положительного и позитивного стиля со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через системы определённых заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей; • проявления положительного отношения к учебному предмету "Математики, умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; • осознания сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); • учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способность к самооценке результатов своей учебной деятельности. 2 класс • понимание того, что одна и также математическая модель отражает и те же отношения между различными объектами; • элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочной по результатам изучения темы); • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; • элементарные правила общения (знания правил общения и их применение); • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); • уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей; • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний, интерес к освоению новых знаний и способов действий; • положительное отношение к обучению математике; • понимание причин успеха в учебной деятельности; • умение использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач; • интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; • первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний; • потребности в определении самоконтроля в оценке результатов учебной деятельности. 3 класс • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и р., предложенных в учебнике или учителем; • положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; • понимание значения математических знаний в собственной жизни; • понимание значения математики в жизни и деятельности человека; • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности; • умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; • правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; • понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; • навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; • интереса к изучению учебного предмета "Математика": количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. 4 класс • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания; • уважительное отношение к иному мнению и культуре; • владеть логическими действиями сравнения, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процесса; • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета "Математика", используя абстрактный язык математики; использовать способы решения проблем творческого и поискового характера; • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково - творческих заданий; • применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; читать информацию, представленную в знаковосимволической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение; • использовать различные способы поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета "Математика"; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео - и графических изображений, моделей геометрических фигур; • готовить своё выступление и выступать с аудио - и видео сопровождением. • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям - и делать на этой основы выводы; • устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения; • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках; • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации; • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Метапредметные Регулятивные 1 класс Учащийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; • понимать и принимать предложенную учителем способы решения учебной задачи; • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Учащийся получит возможность научиться: • понимать, принимать и сохранять различные учебно - познавательные задачи; • составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения; • определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. 2 класс Учащийся научится: • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; • составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач; • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный. Учащийся получит возможность научиться: • принимать учебную задачу, предлагать возможные способы решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; • оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления; • выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; • контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в слчаях затруднений. 3 класс Учащийся научится: • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. 4 класс Учащийся научится: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • воспринимать и понимать причины успехе/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Учащийся получит возможность научиться: • ставить новые учебные задачи под руководством учителя; • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный. Коммуникативные 1 класс Учащийся научится: · задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра; · воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; · уважительно вести диалог с товарищами; · принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; · понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; · осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: · применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; · включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; · слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; · интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; · аргументированно выражать своё мнение; совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; · оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; · признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; · употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. 2класс Учащийся научится: · строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос; · уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому,чтобы учитывать разные мнения; · принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; · вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу; · осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: · самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать; · контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; · конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 3класс Учащийся научится: · строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения; · принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; · принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; · знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; · контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Учащийся получит возможность научиться: · использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, · в группе в ходе решения учебно-познавательных задач во время участия в проектной деятельности; · согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; · контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; · конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон. 4 класс Учащийся научится: · строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; · принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных · технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности; · принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; · навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Учащийся получит возможность научиться: · обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе; · обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. Предметные результаты 1 класс Учащийся научится: · считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта; · читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20; · объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи; · выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1,18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4; · распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её; · выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку; · читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см. Учащийся получит возможность научиться: · вести счёт десятками; · обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20. 2 класс Учащийся научится: · образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; · сравнивать числа и записывать результат сравнения; · упорядочивать заданные числа; · заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; · выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30; · устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; · группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; · читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см;1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; · читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты; · записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к. Учащийся получит возможность научиться: · группировать объекты по разным признакам; · самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. 3класс Учащийся научится: · образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до1000; · сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; · устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; · группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 == 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; · читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины(килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; · переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: · классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; · самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. 4 класс Учащийся научится: · образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000; · заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; · устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; · группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; · читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: · классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; · самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Содержание коррекционно-развивающих занятий учебного предмета Числа и величины Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чиселввиде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2 , м 2). Точное и приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс Тема раздела Количество Характеристика основных видов деятельности ученика часов Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме 1.Подготовка к изучению 5 (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное чисел. расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, Пространственные и рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные временные представления: сначала, потом, до, после, представления раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … 2.Числа от до 10. Нумерация 1 13 Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Число 0. Его получение и обозначение. Число 10. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …». Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). 3.Числа от 1 до 10. 12 Сложение и вычитание Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Задача. Структура задачи (условие, вопрос) анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 4. Итоговое повторение 3 Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Решение задач изученных видов. Итого 33 Тема раздела 1. Числа от 1 до 100. Нумерация Количество часов 4 2 класс Характеристика основных видов деятельности ученика Счет десятками. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Сравнение чисел. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. 2.Числа от 1 до 100. 18 Сложение и вычитание Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Выражения с одной переменной видаа + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Задачи, обратные данной. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Запись решения задачи в виде выражения. 3.Числа от 1 до 100. 9 Умножение и деление Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Задачи, раскрывающие смысл действия умножения и действия деление. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого. 4. Итоговое повторение 3 Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. Итого 34 Тема раздела Количество часов 3 класс Характеристика основных видов деятельности ученика 1. Числа от 1 до 100. 5 Сложение и вычитание Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. 2.Табличное умножение и деление 12 Связь умножения и деления. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. 3.Внетабличное Умножение и деление 7 Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Умножение суммы на число. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Проверка деления. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация 3 Разряды счетных единиц. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в 5. Числа от 1 до 1000. 3 Сложение и вычитание числе. Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 3 Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. 7. Итоговое повторение 1 Повторение изученных тем за год. Итого 34 Тема раздела 1.Числа от 1 до 1000. Повторение 4 класс Количество Характеристика основных видов деятельности ученика часов 4 Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. 3 2.Числа, которые не больше 1000. Н умерация Тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч. Чтение, запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Класс миллионов. Класс миллиардов. 3.Величины 4 Единицы длины. Единицы площади. Единицы массы. Единицы времени. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. 3 Письменные приѐмы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 4.Числа, больше Сложение вычитание которые 1000. и 5. Числа, которые больше 17 1000. Умножение и деление Алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Скорость. Время. Расстояние. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. Задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Письменные приѐмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение.Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трѐхзначное число. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трѐхзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Развѐртка куба Развѐртка пирамиды. 6. Итоговое повторение Итого Повторение изученных тем за год. 3 34