РП КРЗ математика 3В ЗПР

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

по предмету Математика
для обучающихся с ОВЗ 3В класс

Составитель рабочей программы: Хорева М.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
Классы: 3В
Часов в неделю – 1 час

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса по математике, 1- 4 класс для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО ОВЗ) с
задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и
познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Общей цельюкоррекционно-развивающих занятий предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний,
умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные
возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и
познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи коррекционноразвивающих занятий:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на
практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению
различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа,
сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков
сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной
компетенции.
Для реализации данной программы используются следующие формы и методы работы:
• задания по степени нарастания трудности;

• поэтапная помощь учителя на всех этапах;
• дифференцированные задания;
• упражнения на развитие памяти, внимания;
• смена видов деятельности;
• познавательные вопросы;
• групповая и индивидуальная работа на занятии (систематическое повторение ранее изученного материала, классификация ошибок,
допущенных каждым учащимся в разных видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка);
• элементы проблемного обучения;
• игровая деятельность;
• наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму;
• опорные схемы, конспекты, таблицы;
• технологические карты;
• ИКТ;
• организация самостоятельной работы вне класса (Выдача учащимся рекомендаций о ходе выполнения домашней работы с учётом
повторения пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно
наибольшие затруднения. Четкий инструктаж учащихся о порядке выполнения домашних работ. Согласование объема домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку);
• положительный настрой на получение знаний
В индивидуальных беседах с учащимися и их родителями необходимо концентрировать внимание
• на осознании каждого учащегося как уникальной, неповторимой личности;
• на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
• на приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития;
• на понимании природы творческого саморазвития, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение занятий Учебный предмет «Математика» является основным
для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач,
приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать,
излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность занятий реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности,
специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий
словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке
на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к
знаковосимволическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это

происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков,
памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к
знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности
заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные
задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение занятий заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок
овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а
также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие
пространственновременные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их
заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их
познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и
возможного упрощения содержания.
В 1—4 классах коррекционно-развивающих занятий на изучение математики отводится по 33/34 ч (1 ч в неделю, 33/34учебных недель в каждом
классе).
Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающих занятий
Ценностные ориентиры коррекционно–развивающих занятий в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает,
как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься
всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных
ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной
нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера).
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах является условием целостного восприятия творений
природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы).
- владение математическим мастерством языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать
истинность предложения).
Планируемые результаты коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие
позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать
диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических
фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления
«эталонных» речевых образцов; развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Коррекционно-развивающие занятия учебного предмета направлены на формирование следующих личностных результатов:
1 класс
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление мотивации учебно - познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интерес к учебному предмету "Математика";
• освоение положительного и позитивного стиля со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • понимание и принятие элементарных правил
работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через системы определённых заданий и упражнений);

• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
• проявления положительного отношения к учебному предмету "Математики, умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в
беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; • осознания сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной
жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
• учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
• способность к самооценке результатов своей учебной деятельности.
2 класс
• понимание того, что одна и также математическая модель отражает и те же отношения между различными объектами;
• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочной по результатам изучения
темы);
• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
• элементарные правила общения (знания правил общения и их применение);
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,
понимание необходимости расширения знаний, интерес к освоению новых знаний и способов действий;
• положительное отношение к обучению математике;
• понимание причин успеха в учебной деятельности;
• умение использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач;
• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
• первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать
практические задачи с использованием математических знаний;
• потребности в определении самоконтроля в оценке результатов учебной деятельности.
3 класс
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению
знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и р., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

• правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета "Математика": количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами,
процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения
познавательных задач.
4 класс
• основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
• уважительное отношение к иному мнению и культуре;
• владеть логическими действиями сравнения, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина,
геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процесса;
• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета "Математика", используя абстрактный язык математики; использовать способы решения проблем творческого
и поискового характера;
• владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково - творческих заданий;
• применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; читать информацию, представленную в знаковосимволической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
• использовать различные способы поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета
"Математика"; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео
- и графических изображений, моделей геометрических фигур;
• готовить своё выступление и выступать с аудио - и видео сопровождением.
• понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели
его отдельных процессов и явлений;
• выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям - и делать
на этой основы выводы;
• устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

• осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
• составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации; • распознавать одну и ту же информацию,
представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать
выводы и прогнозы).
Метапредметные
Регулятивные
1 класс
Учащийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
• понимать и принимать предложенную учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных
действий,
описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно - познавательные задачи;
• составлять план действий
для решения
несложных учебных
задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,
разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению
результата на основе познавательной и личностной рефлексии. 2 класс
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный. Учащийся получит
возможность научиться:
• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в слчаях затруднений. 3 класс
Учащийся научится:
•
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
•
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические
термины, символы и знаки;
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; проводить пошаговый контроль под
руководством учителя, а в некоторых случаях
самостоятельно;
•
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной
задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
4 класс Учащийся научится:
•
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
•
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•
воспринимать и понимать причины успехе/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
• ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
• находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Коммуникативные
1 класс
Учащийся научится:
· задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
· воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
· уважительно вести диалог с товарищами;
· принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения,
распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

· понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.; · осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит
возможность научиться:
· применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
· включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться;
· слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться;
· аргументированно выражать своё мнение;
совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
проекта;
· оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; · употреблять вежливые слова в случае неправоты:
«Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
2класс
Учащийся научится:
· строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · оценивать различные подходы и точки зрения
на обсуждаемый вопрос;
· уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому,чтобы учитывать разные мнения; · принимать активное участие в работе в паре и в
группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы;
· вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность
научиться:
· самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
· контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; · конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 3класс
Учащийся научится:
· строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · понимать различные позиции в подходе к
решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
· принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
· принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

· знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; · контролировать свои действия при работе в
группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
· использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре,
· в группе в ходе решения учебно-познавательных задач во время участия в проектной деятельности;
· согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек
зрения, корректно отстаивать свою позицию; · контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других
участников, работающих в паре, в группе;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
4 класс
Учащийся научится:
· строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
· признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в
группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою
позицию;
· принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства
информационных и коммуникационных
· технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
· принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
· навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Учащийся получит возможность научиться:
· обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
· обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. Предметные результаты 1 класс
Учащийся научится:
· считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или
иного предмета при указанном порядке счёта;
· читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах
20;
· объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и
нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
· выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1,18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;

· распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная
последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
· выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку; · читать и записывать значения величины длины,
используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
· вести счёт десятками;
· обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20. 2 класс
Учащийся научится:
· образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
· сравнивать числа и записывать результат сравнения;
· упорядочивать заданные числа;
· заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
· выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и
соотношения между ними: 1 м = 100 см;1 м = 10 дм; 1 дм
= 10 см;
· читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между
ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
· записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
· группировать объекты по разным признакам;
· самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
3класс
Учащийся научится:
· образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до1000;
· сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой
разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать
значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 == 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
· читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины(килограмм, грамм) и
соотношение между ними: 1 кг = 1000 г;
· переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность
научиться:
· классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
· самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
4 класс
Учащийся научится:
· образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
· заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
· читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин
(километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр,
квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения
между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
· классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
· самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Содержание коррекционно-развивающих занятий учебного предмета
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чиселввиде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени
(секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля
величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме,
множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на
калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…».
Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объѐм работы,
время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста
задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в
окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра
многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2 , м 2). Точное и приближѐнное измерение площади геометрической фигуры.
Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»;
«некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по
правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся 1 класс
Тема раздела
Количество Характеристика основных видов деятельности ученика
часов
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме
1.Подготовка к изучению 5
(круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное
чисел.
расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между,
Пространственные
и
рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные
временные
представления: сначала, потом, до, после,
представления

раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на …
2.Числа
от
до
10.
Нумерация

1

13

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их
изображений, движений, звуков и др. Число 0. Его получение и обозначение. Число 10. Сравнение
чисел. Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел от 2 до 10 из
двух слагаемых. Монеты в 1 р.,
2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы,
вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Понятия «увеличить на…»,
«уменьшить на …». Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета
предметов).

3.Числа от 1 до 10. 12
Сложение и вычитание

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи
числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа
по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на
основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое
на несколько единиц больше или меньше данного. Задача. Структура задачи (условие, вопрос)
анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц.

4. Итоговое повторение

3

Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Решение
задач изученных видов.

Итого

33

Тема раздела
1. Числа от 1 до 100.
Нумерация

Количество
часов
4

2 класс
Характеристика

основных

видов деятельности ученика

Счет десятками. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Сравнение чисел. Замена
двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.

2.Числа от 1 до 100. 18
Сложение и вычитание

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Порядок действий в
выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения.
Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации
вычислений. Выражения с одной переменной видаа + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения.
Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Длина ломаной. Периметр
многоугольника. Прямоугольник (квадрат). Свойство

противоположных сторон прямоугольника. Задачи, обратные данной. Решение задач на нахождение
неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Запись решения
задачи в виде выражения.
3.Числа от 1 до 100. 9
Умножение и деление

Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения
(деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство
умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их
использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и
деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со
скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Задачи, раскрывающие смысл действия
умножения и действия деление. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на
нахождение третьего слагаемого.

4. Итоговое повторение

3

Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100:
устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.

Итого

34

Тема раздела

Количество
часов

3 класс
Характеристика

основных

видов деятельности ученика

1. Числа от 1 до 100. 5
Сложение и вычитание

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение
уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел
при вычитании.

2.Табличное умножение
и деление

12

Связь умножения и деления. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Площадь. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на
0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Доли (половина, треть,
четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки.

3.Внетабличное
Умножение и деление

7

Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Умножение суммы на число. Приемы деления для
случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Проверка деления. Решение уравнений на основе
связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком. Решение
задач на нахождение четвертого пропорционального.

4. Числа от 1 до 1000.
Нумерация

3

Разряды счетных единиц. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа
суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц
(десятков, сотен) в

5. Числа от 1 до 1000. 3
Сложение и вычитание

числе.
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и
вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный,
равносторонний.

6. Числа от 1 до 1000.
Умножение и деление

3

Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число.

7. Итоговое повторение

1

Повторение изученных тем за год.

Итого

34

Тема раздела
1.Числа от 1 до 1000.
Повторение

4 класс
Количество Характеристика основных видов деятельности ученика
часов
4
Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях,
содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. Знакомство со столбчатыми
диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

3
2.Числа,
которые
не
больше 1000.
Н
умерация

Тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч. Чтение, запись многозначных чисел.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Класс миллионов.
Класс миллиардов.

3.Величины

4

Единицы длины. Единицы площади. Единицы массы. Единицы времени. Задачи на определение
начала, конца события, его продолжительности.

3

Письменные приѐмы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание
значений величин. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

4.Числа,
больше
Сложение
вычитание

которые
1000. и

5. Числа, которые больше 17
1000.
Умножение и деление

Алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Скорость.
Время. Расстояние. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. Задачи с
величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Письменные
приѐмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение.Деление с
остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи на
одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных
направлениях. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трѐхзначное число.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное деление многозначного
числа на двузначное и трѐхзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением.
Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Развѐртка куба Развѐртка
пирамиды.

6. Итоговое повторение
Итого

Повторение изученных тем за год.

3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».