АРП Язык и речевая практика 8.3 (1-4 кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО

предметной области Язык и речевая практика.
(Русский язык, чтение, речевая практика)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)

для 1(дополнительного), 1-4 класса начального общего образования

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа цикла учебных предметов предметной области "Язык и
речевая практика" на уровне начального общего образования для обучающихся с РАС
(вариант 8.3) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы
воспитания. При подготовке программы учтены также особые образовательные
потребности обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью.
Обучение русскому языку и чтению предусматривает формирования у
обучающихся различных видов деятельности в условиях развития и использования их
потребности в общении.
Речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов
деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической,
фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с
позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устнодактильной, письменной).
Приоритетными направлениями в коррекционном обучении языку обучающихся с
РАС с легкой умственной отсталостью являются формирование речевой деятельности
и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение обучающимися
грамматической структуры языка во втором классе осуществляется в основном в
процессе практического овладения ими речью.
Развитие языковой способности у обучающихся требует особого внимания.
Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения в
младших классах, заключается в формировании речевой активности обучающегося,
желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и
реагировать на нее на основе словесной речи. Обучение речевой деятельности
предусматривает формирование разных ее видов: говорения (разговорной и
монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение

каждым видом речевой деятельности требует формирования у обучающихся с РАС
потребности в речи, мотивированности высказывания, обучения планированию
высказывания, отбору средств и способов его осуществления.
Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого
развития обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью является
дифференцированный подход к обучению языку.
Важнейшей задачей обучения является формирование у обучающихся с РАС
социально-трудовых и посильных коммуникативных компетенций. На уроках
формируются способы практической деятельности, необходимые для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях. Этому способствует предметнопрактическое обучение, которое является важнейшим пропедевтическим курсом при
обучении данной категории обучающихся, а также основой всего образовательнокоррекционного процесса, который имеет социально-адаптирующую направленность.
Знакомство с новым словом (с новым типом фразы) происходит в условиях
предметно-практической деятельности, в ситуациях, требующих употребления
конкретного слова (типа фразы) и делающих его значение понятным обучающимся.
Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем многократного
повторения его в связи с различными видами образовательной деятельности, на уроках
развития речи, чтения, математики.
Современная образовательная организация должна располагать достаточными
компонентами полифункциональной образовательной среды, которая способна создать
комфортные педагогические условия обучения обучающихся с РАС с
интеллектуальными нарушениями. В этих условиях оказывается возможным,
сформировать некоторый активный словарь самых необходимых житейских понятий,
а также и небольшой объем инициативной речи, доступный этой категории
обучающихся. Успех учебно-воспитательного процесса в этом случае обеспечивается
за счет уменьшения объема речевого материала, а также за счет организации более
частого его повторения в различных учебных ситуациях.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского
языка, призвано решить следующие задачи:
 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности
и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
 формирование первоначальными "дограмматическими"
развитие коммуникативно-речевых навыков;

понятиями

и

 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
 развитие навыков устной коммуникации;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Место предмета в учебном плане: русский язык 2 часа в неделю в 1-х
дополнительных классах, 4 часа в неделю в 1-4 классах (537 часов); чтение 2 часа в
неделю в 1-х дополнительных классах,3 часа в неделю в 1-м классе, 4 часа в неделю
во 2-4 классах (639 часов); речевая практика 3 часа в неделю в 1-х дополнительных
классах, 2 часа в неделю в 1-4 классах (468 часов).

2. Содержание обучения:
2.1. Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных
навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.
Формирование первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть
слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на
части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия (отсутствия звука)
в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных
представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение
гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных
словесных инструкций.
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы
на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.
2.2. Обучение грамоте.
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в
несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним
звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов с
твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с
педагогическим работником). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок,
чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или
слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов;
обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение
на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после
проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагогического
работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных
небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и
иллюстративный материал. Составление двух - трех предложений с опорой на серию
сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные
и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто? и что?", расширение круга слов,
обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения,
животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
"Слова-друзья". "Слова-враги".
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по

вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет,
форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.
Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и
письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию
сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение
предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких
предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 - 4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
2.3. Чтение и развитие речи.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина).
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе
родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о
нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об
интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках
препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация
разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения
под руководством педагогического работника. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы
на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
2.4. Речевая практика.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического
работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки
в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио".
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к

сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тетенька, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым без
обращения ("Скажите пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы "Давай познакомимся", "Меня
зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы "Это...", "Познакомься пожалуйста, это...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться ("Очень приятно!", "Рад
познакомиться!").
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
"здравствуй", "здравствуйте", "до свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы "привет", "салют", "счастливо", "пока". Грубые
(фамильярные) формулы "здорово", "бывай", "чао" (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания "Как дела?", "Как
живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще",
"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы "Поздравляю с...", "Поздравляю
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

с

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы "Желаю тебе...", "Желаю Вам...",
"Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить
тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо
ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону ("Позовите пожалуйста...",
"Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)..."). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата "алло", "да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к педагогическому работнику, соседу по
парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы "Пожалуйста,...",
"Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...", "Можноя...".
Мотивировка отказа. Формулы "Извините, но...".
Благодарность. Формулы "спасибо", "большое спасибо", "пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки ("Спасибо... имя"), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
"Очень приятно", "Я очень рад" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание ("Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю").
Замечание, извинение. Формулы "извините пожалуйста" с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения ("Я нечаянно", "Я не
хотел"). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций.
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей).
"Я и мои друзья" (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии).
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе).
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающегося с РАС с легкой умственной
отсталостью и социальной ситуации его жизни. Например, в рамках лексической темы
"Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического)
по теме ситуации.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
обучающимися с РАС и легкой умственной отсталостью по предметной области "Язык
и речевая практика" на конец обучения в младших классах:
3.1. Русский язык.
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30
- 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название
предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чем идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа.
3.2. Чтение.
Минимальный уровень:

осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительно читать наизусть короткие стихотворения.
Достаточный уровень:
читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
отвечать на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
читать текст про себя, выполняя задание педагогического работника;
выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их
поступкам;
читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказывать текст по частям с опорой на вопросы педагогического работника,
картинный план или иллюстрацию;
выразительно читать наизусть стихотворения.
3.3. Речевая практика.
Минимальный уровень:
выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту обучающегося;
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.
Достаточный уровень:
понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

отвечать на вопросы по их содержанию;
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по
поводу услышанного;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя
и анализ речевой ситуации;
принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые действия приветствия,
прощания, извинения, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.
4. Личностные результаты освоения ФАОП НОО обучающимися с РАС,
осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию
жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
развитие чувства любви к родителям (законным представителям), другим членам
семьи, к школе, принятие педагогических работников и других обучающихся класса,
взаимодействие с ними;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Тематическое планирование по предметам
входящим в цикл “Язык и речевая практика”
Русский язык
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№

Раздел

Количество

п/
п
1
2
3
4
5
6

часов
Добукварный период.
Букварный период.
Строчные и прописные буквы: Аа, Оо, Уу, ы.
Строчные и прописные буквы: Мм, Нн, Вв, Кк.
Строчные и прописные буквы: Пп, Сс, Ии.
Всего:

20
46
14
16
16
66

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7

Раздел

Количество
часов

Повторение пройденного.
Букварный период.
Строчные и прописные буквы: Лл, Тт, Рр, Гг.
Строчные и прописные буквы: Шш, Бб, Дд, Чч.
Строчные и прописные буквы: Жж, Фф, Вв, Цц.
Строчные и прописные буквы: Щщ, Зз, Хх, Ээ.
Всего:

6
60
15
15
15
15
66

1 класс
№
Раздел
п/
п
1 Изучение звуков и букв: а, о, у, м, с, х. Усвоение
рукописного начертания изучаемых строчных букв и
прописных: о, м, с.
2 Повторение пройденных звуков и букв. Изучение
новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых
строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
3 Повторение пройденных звуков и букв. Изучение
новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых
строчных букв и прописных: п, к, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь,
т.
4 Повторение пройденных звуков и букв. Изучение
новых. Усвоение рукописного начертания изучаемых
строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
5 Всего:
2 класс
№
Раздел
п/
п
1 Повторение пройденного.

Количество
часов
18

18

36

27

99
Количество
часов
10

2
3
4
5
6

Наша речь: слово, слог, как часть слова, предложение,
текст.
Звуки и буквы.
Постановка ударения.
Письмо и чистописание.
Всего:

32
40
10
10
102

3 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7

Раздел

Количество
часов

Повторение пройденного.
Звуки и буквы.
Ударение.
Слово.
Предложение.
Письмо и чистописание.
Всего:

10
40
10
15
12
15
102
4 класс

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7

Раздел
Повторение пройденного.
Звуки и буквы.
Ударение.
Слово.
Предложение.
Письмо и чистописание.
Всего:

Количество
часов
12
40
10
16
16
8
102

Тематическое планирование
Чтение
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Тема
Количество
часов

№
п/
п
1 Подготовка к усвоению грамоты
2 Подготовка к усвоению первоначальных навыков
чтения.
3
4
5
6

Вычленение звука из слова.
Выделение отдельных звуков из слов, правильная и
отчетливая артикуляция их.
Букварный период. Обучение грамоте
Изучение звуков и букв: А, О, У, ы, И.

26
10

8
8
30
12

7
8
9

№
п/
п

Изучение звуков и букв: М, Н, В, К, П, С.
Формирование умения составлять предложения.
Всего:

13
5
66

1 класс (дополнительный) второго года обучения
Тема
Количество
часов
Изучение звуков и букв: Л, Т, Р, Г, Ш, Б.
Последовательное выделение звуков в словах.
Изучение звуков и букв: Д, Ч, Ж, Ф, В.
Упражнения в выделении ударного гласного звука.
Изучение звуков и букв: Ц, Щ, З, Х, Э.
Практическое деление слов на слоги.
Вычленение предложений из текста
Всего:

18
2
18
2
18
4
4
66

1 класс
№
Тема
Количество
п/
часов
п
1 Повторение звуков и букв: А, У, О, М. С. Х.
20
2 Образование из усвоенных звуков и букв слов: ау, уа,
10
ам, ум.
3 Образование и чтение открытых и закрытых слогов.
10
4 Изучение звуков и букв: Ш, Л, И, ы, Р. Повторение
20
пройденных звуков и букв.
5 Образование открытых и закрытых двухбуквенных
10
слогов, чтение их.
6 Образование и чтение трёхбуквенных слов, чтение их.
10
7 Изучение звуков и букв: К, П, И. З, В, Ж, Б, Г, Д, й, ь,
30
Т. Повторение пройденных звуков и букв.
8 Образование и чтение открытых и закрытых слогов с
10
твёрдыми и мягкими согласными в начале слога: па, ли,
лук и т. д.
9 Составление и чтение слов из усвоенных слоговых
10
структур: пи-ла, со-ло-ма, пар-та и т. д.
10 Чтение предложений из двух, трёх слов.
10
11 Изучение звуков и букв: Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ.
29
Повторение пройденных звуков и букв.
12 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых
14
структур со звуками и буквами.
13 Пошаговоечтение коротких буквенных текстов.
15
14 Всего:
99
2 класс

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема

Количество
часов

Работа над техникой чтения.
Составление и чтение слов.
Осознанное и правильное чтение слов.
Чтение предложений, текстов.
Понимание читаемого.
Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию.
Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного.
Разучивание стихотворений.
Всего:

50
20
15
15
40
40
46
30
16
136

3 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6

Тема

Количество
часов

Работа над техникой чтения.
Чтение текста целыми словами.
Слоговое чтение трудных по смыслу слов.
Чтение предложений. Чтение про себя.
Понимание читаемого.
Работа со словами. Работа с предложениями. Ответы на
вопросы по тексту.
7 Развитие устной речи.
8 Пересказ рассказа или сказки.
9 Чтение диалогов.
10 Разучивание стихов.
11 Всего:

50
25
15
20
45
45
41
20
6
15
136

4 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами.
Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением.
Понимание читаемого
Выделение главной мысли произведения.
Деление текста на законченные по смыслу части.
Придумывание заглавий к основным частям.
Выделение главных действующих лиц.
Развитие устной речи

Количество
часов
50
15
10
25
45
15
10
10
10
41

11
12
13
14

Полный и выборочный пересказ.
Рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание стихотворений, басен.
Всего:

13
12
16
136

Тематическое планирование
Речевая практика
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
п/
п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Количество
часов

Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

11
21
20
15
21
11
99

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
п/
п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Количество
часов

Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

11
21
20
15
21
11
99

1 класс
№
п/
п
1
2
3
4

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

2 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел

Количество
часов

Школьная жизнь
Игры детей
Играем в сказку
Я дома
Я за порогом дома
Мои товарищи в школе
Любимое занятие
Мир природы
Всего

11
10
9
12
9
7
7
10
68
3 класс

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел

Количество
часов

Снова в школу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Я-зритель
Какая сегодня погода
Веселый праздник
Учимся понимать животных
Узнай меня
Впереди лето
Всего

7
9
7
6
7
8
9
6
9
68
4 класс

№
п/
п
1
2
3
5
6
7

Раздел
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего

Количество
часов
12
9
12
9
15
11
68

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно - методическое обеспечение

Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций,

реализующих

адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 Аксенова А. К., Комарова С.
В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г.
Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций,

реализующих

адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 Аксенова А. К., Комарова С.
В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г.
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с.
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с.
Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с.
Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018.
Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018.
Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е
изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е /
изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.

Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018.
Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018.
Учебник "Речевая практика" 1 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017;
Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
Учебник "Речевая практика" 3 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
1. Электронные образовательные ресурсы
2.

Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».