АРП ручной труд вариант 8.3 (1-4 кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО

по предмету ручной труд
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)

Пояснительная записка
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в
жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как
в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для
его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с РАС в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему обучению в старших классах. Его изучение
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей
деятельности.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию

созидательных

возможностей

личности,

творческих

способностей,

формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей
—

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

—

формирование практических умений и навыков использования различных

материалов в предметно-преобразующей деятельности.
—

формирование интереса к разнообразным видам труда.

—

развитие

познавательных

психических

процессов

(восприятия,

памяти,

воображения, мышления, речи).
—

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,

обобщение).
—

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование

практических умений.
—

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,

планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
—

формирование информационной грамотности, умения работать с различными

источниками информации.
—

формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
—

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их

возрастных особенностей, которая предусматривает:
—

коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и

целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
—

развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,

обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
—
путем

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся

действий

с

применением разнообразного трудового материала.
Место предмета в учебном плане 2 часа в неделю в 1-х дополнительных и 1-м классах,
1 час в неделю во 2-4 классах (300 часов).

Содержание учебного предмета
Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению
учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на
рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.

Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление
знаний и умений учащихся.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находятся,
виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Организация рабочего
места с природными материалами. Работа с засушенными листьями. Работа с еловыми
шишками. Развитие умения сравнивать и находить сходство и различие в листьях
деревьев. Закрепление знаний об изделиях, сделанных из природного материала. Работа с
природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев.
Изготовление самостоятельно по образцу аппликации из скорлупы грецкого ореха.
Изготовление объёмных игрушек из природного материала.
Работа с бумагой. Конструирование из бумаги и картона
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы
для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Виды работы с бумагой и картоном.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков
от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Соединение деталей изделия.

Клеевое соединение. Правила работы с клеем и

кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Закрепление умений сравнивать бумагу разных сортов. Формирование умения
изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на операционный план.
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Обучение технологии работы с
бумажными полосками. Обучение технологии работы с бумажными кольцами.
Формирование представления о карнавальных масках. Совершенствование технических
приёмов разметки. Формирование представлений о карнавальных головных уборах.
Обучение технологии изготовления карнавального кокошника. Закрепление приёмов
разметки бумаги по линейке. Окантовка картона полосками бумаги. Объёмные изделия из
картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов». Приёмы работы: сгибание, резание,
разметка. Изготовление игрушек из бумажных колец. Изготовление складных игрушек из
бумажных полосок. «Гирлянда». Изготовление карнавальной полумаски.
Работа с пластилином/глиной
Элементарные знания о пластилине. Пластилин – материал ручного труда.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина разными
способами:

конструктивным,

пластическим,

комбинированным.

Приемы

работы:

«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца

столбика»,

«сплющивание»,

«пришипывание»,

«примазывание»

(объемные

изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Приемы

работы:

«разминание»,

«отщипывание

кусочков

пластилина»,

«размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками»
(аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной
формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание»,
«примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками.

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Виды ручных стежков и строчек. Закрепление познавательных сведений о нитках.
Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Обучение
технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Закрепление технологии
сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Закрепление познавательных
сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. Сшивание деталей изделий строкой
косого стежка. Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков
Работа с проволокой
Правила техники безопасности при работе с проволокой. Познавательные сведения о
проволоке. «Волна, кольцо, спираль», «Прямой угол». Выработка практического навыка
формообразования при работе с проволок. Изготовление изделия из скорлупы грецкого
ореха, пластилина и проволоки. Формирование умения составлять план выполнения
многодетальной поделки. Закрепление познавательных сведений. «Буквы Л, С, О, В из
проволоки.». Закрепление технологических приёмов работы с проволокой.
Гибка проволоки по контору рисунка (фигурки зверей и птиц)
Уточнение знаний обучающихся о применении проволоки и её свойствах. Знакомство с
инструментами, расширение словарного запаса: кусачки, плоскогубцы. Учить по контуру
рисунка сгибать проволоку. Изготовление цепочки в два и три оборота.
Работа с металлоконструктором
Формирование представления о металлоконструкторе. Обучение приёмов соединения
планки винтом и гайкой. Познавательные сведения. «Две планки, соединённые винтом и
гайкой». Закрепление познавательных сведений. «Треугольник», «Квадрат».
Работа с тканью
Развитие умения работать с тканью; воспитывать адекватные представления о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Знакомство с
видами ниток и их использованием. Выполнение из ниток простейший рисунков.
Способствование развитию интереса к работе. Отработка внимания, усидчивости,
воображения. Коррекция мелкой моторики руки. Закрепление знания уч-ся о видах ниток
и их использовании. Знакомство с видами швов: косой обмёточный стежок, вперёд
иголку, вперёд иголку с перевивом. Закрепление навыка прокладывания стежков.
Развитие умения анализировать технологические карты.

Работа с древесиной
Изготовление игрушечной мебели из заготовок. Расширение представлений об
изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах.
Сообщение

сведений

о

применении

древесных

заготовок

в

аппликации.

Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять её детали и их
пространственное расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно
работать

по

намеченному

плану.

Развитие

воображения,

внимания,

точности,

координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев,
ритмичности совершаемых движений.
Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
- умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
- умение составлять стандартный план работы по пунктам;
- умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;

- умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора).
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
- умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении
трудовых работ;
- умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
- умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; - экономно
расходовать материалы;
- умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать
простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и - действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий
и корректировку хода практической работы;
- оценивать свое изделие (-красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
Личностные результаты
1) развитие элементарных эстетических чувств;

2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, скульптуры, дизайна и других видах);
3) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства и оценочными суждениями при выполнении собственных работ "аккуратно",
"неаккуратно".

Тематическое планирование
1 –ые дополнительные классы
№
п/
п
1
2
3
4

Тема

Кол-во
часов

Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Картонажно-переплетные работы
Всего

13
6
43
4
66

1 класс
№
Тема
п/п
1 Работа с глиной и пластилином
2 Работа с природными материалами
3 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
4 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
Всего

Кол-во
часов
16
7
35
8
66

2 класс
№
п/п
1
2
3
4

Тема
Работа с глиной и пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
Работа с текстильными материалами

Кол-во
часов
9
5
11
9

Ручные швейные работы
Всего

34
3 класс

№
Тема
п/п
2 Работа с природными материалами
3 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
4 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
5 Работа с древесиной
6 Работа с проволокой
Работа с металлоконструктором
Всего

Кол-во
часов
4
15
6
3
3
3
34

4 класс
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
1 Работа с бумагой и картоном
16
Картонажно-переплетные работы
2 Работа с текстильными материалами
12
Ручные швейные работы
3 Работа с древесиной
2
4 Работа с проволокой
2
5 Работа с металлом
2
Всего
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
 Технология. Ручной труд. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
 Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».