АРП по математике вариант 8.3 (1-4 кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО

по математике
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)

\

Рабочая программа по математике
Пояснительная записка
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с РАС к жизни
в современном обществе и переходу на следующую ступень получения образования.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
- формирование доступных обучающимся с рас математических знаний и умений,
необходимых для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач и развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Место предмета в учебном плане 3 часа в неделю в 1-м дополнительном классе и 1-м
классе, 4 часа в неделю во 2-4 классах (705 часов).
2. Содержание обучения:
Пропедевтика. Свойства предметов Предметы, обладающие определенными
свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение
предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше,
меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине,
высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,
тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу):
тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной,
одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трехчетырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше,
меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни
одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных
совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или
их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько,

лишние, недостающие предметы. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше,
меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего
вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в
пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу:
впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко,
дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив,
между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая,
левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения Единица времени — сутки. Сутки: утро,
день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя,
давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб,
брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения.
Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц,
год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия
с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок
действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и
умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
Способы проверки правильности вычислений. Арифметические задачи. Решение
текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение
(уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на
нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические
задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше
на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая

стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение
предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу,
ближе— дальше, между и пр.). Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и
незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая.
Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных
инструментов для выполнения построений. Измерение длины отрезка. Сложение и
вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Взаимное
положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, ша
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с РАС
в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает,
прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:
Минимальный уровень:

- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части).
- знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами -умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные
при измерении двумя мерами;
- пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
- определять время по часам хотя бы одним способом;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий,
фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
- различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая,
отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне
практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные
при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м
03 см;
- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические
задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых
линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Тематическое планирование
Математика
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
Раздел
п/
п
1 Пропедевтика
2 Действия с группами предметов. Геометрические
фигуры
3 Размер предметов
4 Десяток
4 Пространственные и временные понятия
5 Способы сравнения: приложение, наложение.
Всего

Кол-во
часов
9ч
15 ч
20 ч
15 ч
20 ч
20 ч
99

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
Раздел
п/
п
1 Действия с группами предметов. Геометрические
фигуры
2 Размер предметов
3 Способы сравнения: приложение, наложение.
4 Количество и счет
5 Пространственные и временные понятия
6 Десяток

Кол-во
часов
9ч
10 ч
15 ч
25 ч
10 ч
10 ч

7

Сложение и вычитание в пределах 10
Всего

20 ч
99

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Цвет и форма
Пространственная ориентировка
Первый десяток
Геометрические фигуры
Второй десяток
Итоговое повторение
Всего

Кол-во
часов
15
15
20
20
20
9
99

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрические формы
Всего

Кол-во
часов
9
20
25
25
20
136

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Нумерация
Повторение
Геометрический материал
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические задачи
Арифметические действия
Всего

Кол-во
часов
9
9
15
25
39
39
136

4 класс
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Повторение

Кол-во
часов
9

2
3
4
5

Умножение и деление
Числа 1-100
Сложение и вычитание в пределах 100
Повторение за год
Всего

47
32
42
6
136

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 Учебник "Математика" 1 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2017;
 Учебник "Математика" 2 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2018;
 Учебник "Математика" 3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2018;
 Учебник "Математика" 4 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, И.М. Яковлева, Москва
"Просвещение", 2018;
1. Демонстрационный материал по математике
2. Измерительная линейка, угольник
3. Набор «Геометрические тела»
4. Счётный материал
5. Счёты
6. Таблица Пифагора
7. Циркуль
8. Часы настенные
9. Электронные образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».