РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО по музыке ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3) Пояснительная записка «Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с РАС элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не профессиональным мотивация; основы предусматривающее занятиям музыкой музыкальных их целенаправленную (устойчивый знаний, подготовку к интерес, положительная внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах). Задачи: формирование доступных музыкальных знаний и умений формирование стремления и привычки к слушанию музыки развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации. Место предмета в учебном плане 2 часа в неделю в 1-х дополнительных и 1-м классах, 1 час в неделю во 2-4 классах (300 часов). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; ― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; ― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование звучания; развитие устойчивого умения навыка правильно естественного, формировать ненапряженного гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты ― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс произведения, произведения ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Предметные результаты: Минимальный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; Достаточный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом) знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные) Личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми (с помощью педагога); наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей; Тематическое планирование Класс Наименование разделов Кол-во часов 1 (доп.) Средства музыкальной выразительности 4 Вокальные навыки 22 Русские народные песни 1 Природа в музыке 1 Добрый праздник среди зимы 2 Музыкальныеколлективы 3 Из чего состоит песня 6 С песней дело спорится 1 Дифференцирование звуков 5 Школьные годы чудесные 1 Мамин праздник. 1 Музыкальные инструменты 3 Музыкальные жанры 3 Музыка любит тишину 1 Музыкальная азбука 5 Оркестр ударно-шумовых инструментов 4 От улыбки станет всем светлей 1 Музыка из мультфильмов 1 На концерте 1 Итого 1 66 Средства музыкальной выразительности 4 Вокальные навыки 22 Русские народные песни 1 Природа в музыке 1 Добрый праздник среди зимы 2 Музыкальныеколлективы 3 Из чего состоит песня 6 С песней дело спорится 1 Дифференцирование звуков 5 Школьные годы чудесные 1 Мамин праздник. 1 Музыкальные инструменты 3 Музыкальные жанры 3 Музыка любит тишину 1 Музыкальная азбука 5 Оркестр ударно-шумовых инструментов 4 От улыбки станет всем светлей 1 Музыка из мультфильмов 1 На концерте 1 Итого 2 66 Музыкальные коллективы 2 Музыкальные штрихи 2 Вокальные навыки 6 Природа в музыке 1 Из чего состоит песня 1 С песней дело спорится 1 Дифференцирование звуков 4 Школьные годы чудесные 1 Музыкальные инструменты 3 Мамин праздник 2 Музыкальные жанры 3 Русские народные песни 1 Музыкальная азбука 3 Оркестр ударно-шумовых инструментов 2 От улыбки станет всем светлей 1 С песней по жизни 1 Итого 3 Музыкальные коллективы 2 Средства музыкальной выразительности 2 Вокальные навыки 6 Природа в музыке 1 Из чего состоит песня 2 С песней дело спорится 1 Дифференцирование звуков 3 Школьные годы чудесные 1 Русские народные песни 1 Музыкальные инструменты 3 Музыкальные жанры 3 Музыкальная азбука 3 Оркестр ударно-шумовых инструментов 2 От улыбки станет всем светлей 1 С песней по жизни 1 Мелодия и музыкальное сопровождение 2 Итого 4 34 34 Музыкальныеколлективы 3 Динамические оттенки 2 Вокальные навыки 2 Природа в музыке 1 Из чего состоит песня 5 С песней дело спорится 1 Дифференцирование звуков 5 Школьные годы чудесные. 1 Русские народные песни. 1 Музыкальные инструменты 3 Музыкальные жанры 3 Музыкальные формы 1 Музыкальная азбука 4 Оркестр ударно-шумовых инструментов 1 От улыбки станет всем светлей 1 Итого 34 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Звучащие игрушки с механическим заводом. Звучащие игрушки с кнопочным включением. Бубны. Синтезатор детский. Игрушечный детский металлофон. Барабан – музыкальная игрушка. Маракасы. Молоток музыкальный. Музыкальный треугольник. Колокольчик Валдайский полированный. Ложки деревянный. Дидактические карточки «Музыкальные инструменты». Карточки Домана «Музыкальные Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты». инструменты».