РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО
по музыке
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)
Пояснительная записка
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с РАС
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное понятие,
предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для
занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными
способностями,
не
профессиональным
мотивация;
основы
предусматривающее
занятиям
музыкой
музыкальных
их
целенаправленную
(устойчивый
знаний,
подготовку
к
интерес,
положительная
внемузыкальные
представления;
адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в
овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота
интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического
рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных
инструментах).
Задачи:
формирование
доступных музыкальных
знаний и умений
формирование стремления и привычки к слушанию музыки
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого
для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально
познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания,
чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств
личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную
культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм
поведения, снятия эмоционального напряжения
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально –
волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики
социальной дезадаптации.
Место предмета в учебном плане 2 часа в неделю в 1-х дополнительных и 1-м классах,
1 час в неделю во 2-4 классах (300 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в доступной
для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра.
Содержание
программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных
видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная
тематика
произведений:
о
природе,
труде,
профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных
представлений
о
многообразии
внутреннего
содержания
прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый
песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы,
события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная
тематика
произведений:
о
природе,
труде,
профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование
звучания;
развитие
устойчивого
умения
навыка
правильно
естественного,
формировать
ненапряженного
гласные
и
отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в
темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого,
грустного,
спокойного)
и
текста;
выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1
– си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte,
тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар
для
исполнения:
фольклорные
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
произведения,
произведения
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;
различение песни,
танца, марша;
Достаточный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога)
самостоятельное
исполнение разученных песен, как
с
инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное
совместное
исполнение
выученных
песен
с
простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне,
голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические
оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно,
медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:
наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности, элементарных эстетических суждений;
наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку;
элементарный опыт музыкальной деятельности
положительная
мотивация
к
занятиям
различными
видами
музыкальной деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с
взрослыми
и
другими
обучающимися
в
различных
видах
музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и
принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность
к
практическому
применению
приобретенного
музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими
окружающими людьми (с помощью педагога);
наличие
доброжелательности,
сопереживания
чувствам
других
людей;
Тематическое планирование
Класс
Наименование разделов
Кол-во
часов
1
(доп.)
Средства музыкальной выразительности
4
Вокальные навыки
22
Русские народные песни
1
Природа в музыке
1
Добрый праздник среди зимы
2
Музыкальныеколлективы
3
Из чего состоит песня
6
С песней дело спорится
1
Дифференцирование звуков
5
Школьные годы чудесные
1
Мамин праздник.
1
Музыкальные инструменты
3
Музыкальные жанры
3
Музыка любит тишину
1
Музыкальная азбука
5
Оркестр ударно-шумовых инструментов
4
От улыбки станет всем светлей
1
Музыка из мультфильмов
1
На концерте
1
Итого
1
66
Средства музыкальной выразительности
4
Вокальные навыки
22
Русские народные песни
1
Природа в музыке
1
Добрый праздник среди зимы
2
Музыкальныеколлективы
3
Из чего состоит песня
6
С песней дело спорится
1
Дифференцирование звуков
5
Школьные годы чудесные
1
Мамин праздник.
1
Музыкальные инструменты
3
Музыкальные жанры
3
Музыка любит тишину
1
Музыкальная азбука
5
Оркестр ударно-шумовых инструментов
4
От улыбки станет всем светлей
1
Музыка из мультфильмов
1
На концерте
1
Итого
2
66
Музыкальные коллективы
2
Музыкальные штрихи
2
Вокальные навыки
6
Природа в музыке
1
Из чего состоит песня
1
С песней дело спорится
1
Дифференцирование звуков
4
Школьные годы чудесные
1
Музыкальные инструменты
3
Мамин праздник
2
Музыкальные жанры
3
Русские народные песни
1
Музыкальная азбука
3
Оркестр ударно-шумовых инструментов
2
От улыбки станет всем светлей
1
С песней по жизни
1
Итого
3
Музыкальные коллективы
2
Средства музыкальной выразительности
2
Вокальные навыки
6
Природа в музыке
1
Из чего состоит песня
2
С песней дело спорится
1
Дифференцирование звуков
3
Школьные годы чудесные
1
Русские народные песни
1
Музыкальные инструменты
3
Музыкальные жанры
3
Музыкальная азбука
3
Оркестр ударно-шумовых инструментов
2
От улыбки станет всем светлей
1
С песней по жизни
1
Мелодия и музыкальное сопровождение
2
Итого
4
34
34
Музыкальныеколлективы
3
Динамические оттенки
2
Вокальные навыки
2
Природа в музыке
1
Из чего состоит песня
5
С песней дело спорится
1
Дифференцирование звуков
5
Школьные годы чудесные.
1
Русские народные песни.
1
Музыкальные инструменты
3
Музыкальные жанры
3
Музыкальные формы
1
Музыкальная азбука
4
Оркестр ударно-шумовых инструментов
1
От улыбки станет всем светлей
1
Итого
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Звучащие игрушки с механическим заводом. Звучащие игрушки с кнопочным
включением. Бубны. Синтезатор детский. Игрушечный детский металлофон. Барабан –
музыкальная игрушка. Маракасы. Молоток музыкальный. Музыкальный треугольник.
Колокольчик Валдайский полированный. Ложки деревянный. Дидактические карточки
«Музыкальные
инструменты». Карточки
Домана
«Музыкальные
Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты».
инструменты».