АРП окр.мир вариант 6.2 (1-4 кл.)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 »

РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

на заседании кафедры

заместитель директора по УВР

руководитель кафедры

______________Евдокимова Г.П..

_____Игнатова А.В.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
индивидуальное обучение на 2023-2024 учебный год

Новикова С.А. - учитель высшей квалификационной категории.
Класс: 3
Уровень освоения программы: базовый
Часов в неделю: 2 ч/нед

1. Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной
программы воспитания.
Изучение предмета "Окружающий мир", интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся младшего школьного возраста и
направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нем человека на основе целостного взгляда на окружающий
мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретенных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определенному этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся;
развитие способности обучающегося к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение учебного предмета отводится 237 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа
в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с индивидуальным учебным планом по приказу №383/у от 31.08.23г. МАОУ «Лицей №7»
учебный предмет «Окружающий мир» изучается в 3 классе 1 час в неделю и общее число составляет 34ч.

2. Содержание обучения:
1. Человек и природа.
Природа - то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена
времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звезды и планеты.
Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе
наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе
наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на
карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2 - 3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,
птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2 - 3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни
человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь
(приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного
и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья,
забота о них.
2. Человек и общество.
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура
общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений
разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к педагогическому работнику. Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам,
одноклассникам.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов
России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий "Родина", "Отечество",

"Отчизна". Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Расположение
Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник,
разводные мосты через Неву), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по
выбору).
Родной край - частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из
истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
3. Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня обучающегося, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила
пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, созданной на
основе варианта 6.2. Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:
овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную
среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
2) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой
поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП
основного общего образования, которые отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач,
коллективного поиска средств их осуществления;
2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
10) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и
научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;

12) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
13) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
1.2
Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.

Всего

3
2

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

1.3
Россия - наша Родина.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и
2.1
природой.
2.2
Растительный мир. Растения ближайшего окружения.
2.3
Мир животных. Разные группы животных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3.2
Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6
11
7
5
7
19
1
2
3
33

0

0

2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
1.3
Правила культурного поведения в общественных местах
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия.
2.2
Многообразие растений
2.3
Многообразие животных
2.4
Красная книга России. Заповедники и природные парки
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника

Всего

12
2
2
16
7
8
11
8
34
4

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети
Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3.2

8
12
6
68

3
3

0

3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
1.2
Семья - коллектив близких. Родных людей.
1.3
Страны и народы мира.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2.3
Разнообразие растений
2.4
Разнообразие животных
2.5
Природные сообщества
2.6
Человек - часть природы
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
3.2
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

14
2
4
20
11
2
7
7
3
5
35
2
5
7
6
68

4
4

0

4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
1.2
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта
1.3
Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей природы. Солнечная система
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие
2.3
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические
2.4
проблемы
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

10
17
6
33
5
9
5
5
24
1
4
5
6
68

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебник в 2 частях. 1 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебник в 2 частях. 2 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебник в 2 частях. 3 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебник в 2 частях. 4 класс. - М.: «Просвещение», 2020.

4
4

0

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Рабочая тетрадь в 2 частях. 1 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Рабочая тетрадь в 2 частях. 2 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Рабочая тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А. Окружающий мир.: Рабочая тетрадь в 2 частях. 4 класс. - М.: «Просвещение», 2020.
Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 1 класс: Методические
«Просвещение», 2020.
Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 2 класс: Методические
«Просвещение», 2020.
Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 3 класс: Методические
«Просвещение», 2020.
Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 4 класс: Методические
«Просвещение», 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Группа компаний «Просвещение» https://prosv.ru/
Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/main
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/

рекомендации. - М.:
рекомендации. - М.:
рекомендации. - М.:
рекомендации. - М.:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».