МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 7» Рабочая программа воспитания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………3 2. Содержательный раздел……………………………………………………………………….6 3. Организационный раздел……………………………………………………………………..15 4. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы……………………………………………………………………19 2 1. Целевой раздел. 1. Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники образовательной организации, обучающиеся с ОВЗ, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся с ОВЗ. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 2. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 3. Цель и задачи воспитания обучающихся с ОВЗ. 3.1. Цели воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации: создать условия для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 3.2. Задачи воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Личностные результаты освоения обучающимися АООП НОО включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 4. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и 3 осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности. 5. Направления воспитания. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: 1) гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; 2) патриотическое воспитание: воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; 3) духовно-нравственное воспитание: воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; 4) эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 5) физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; 6) трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; 7) экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 8) ценности научного познания: воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 6. Целевые ориентиры результатов воспитания. 6.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, образования установлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна 4 быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 6.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, образовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание. Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. 5 Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание. Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 6. Экологическое воспитание. Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 7. Ценности научного познания. Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 1. Содержательный раздел. 1. Уклад образовательной организации. В МАОУ «Лицей №7» г. Бердска обучение осуществляется по трем уровням образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). В МАОУ «Лицей №7» 45 учебных кабинетов, включая 2 спортивных зала, 2 учебных мастерских. Имеется 1 библиотека с читальным залом и 2 книгохранилищами, 1 актовый зал, музей, столовая, 2 медицинских кабинета, стадион с беговой дорожкой, игровыми и спортивными площадками, приусадебным участком. Оборудован кабинет для проведения занятий ВПК. Основной контингент обучающихся – дети из благополучных семей, нацеленные на получение качественного образования, дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся с ОВЗ и находящиеся в трудной жизненной ситуации. Состав ученического коллектива стабильный. Год открытия школы – 1961, а присвоение статуса лицея – декабрь 2003 года. Основными традициями воспитания являются: Программа коррекционной работы МАОУ «Лицей №7» участвует в следующих значимых проектах и программах,включённых в систему воспитательной деятельности: - федеральный профориентационный проект «Россия – мои горизонты»; - федеральная программа «Орлята России»; - федеральная программа «РДДМ»; 6 - региональный проект «Навигатор дополнительного образования»; - региональный проект «Специализированные классы»; - муниципальный проект «Вахта памяти «Пост № 1»»; - лицейский проект «Литературная газета «Пегас»; - лицейский проект «Лицейский вестник»; проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране - России; проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Социальными партнерами школы в решении задач воспитания являются: − спортивный клуб «Мушкетер» - проведение занятий, обучающихся по фехтованию на шпагах; − молодёжный центр «100 друзей» - организация мероприятий центра на базе лицея и площадке центра; − централизованная библиотечная система – проведение тематических мероприятий на базе библиотеки, организация и проведение интеллектуальных игр; Для решения обозначенных проблем реализованы следующие мероприятия: − разработан план работы с классными руководителями с целью изучения эффективных технологий, методов и приёмов работы с обучающимися, родителями (законными представителями); - работа «Школы профессионализма» с целью обмена опытом между педагогическими работниками; − разработан алгоритм действий администрации, педагогов, классных руководителей, специалистов СПС по профилактике неуспеваемости обучающихся, работе с неуспевающими обучающимися; 2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. 1. Урочная деятельность. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в лицее определяются АООП, для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в соответствии с рекомендациями ТПМПК. Обучение детей с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися, индивидуально. Урочная деятельность для обучающихся с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту, 5ти дневная учебная неделя. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на одного обучающегося, из которых 5 часов - занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Режим обучения и учебная нагрузка для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Для реализации воспитательного потенциала уроков учителя, работающие с обучающимися с ОВЗ, используют воспитательные возможности содержания учебных предметов; включают воспитательный компонент в рабочие программы и в календарно-тематическое 7 планирование; используют особые методы, методики, технологии, оказывающие воспитательное воздействие на личность обучающегося с ОВЗ, побуждающие обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения; организовано наставничество «ученикученику». 2. Внеурочная деятельность. Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся с ОВЗ соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу образовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: проект «Россия – мои горизонты»; программу «Орлята России»; проект «Навигатор дополнительного образования»; лицейский проект «Лицейский вестник»; Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны 8 быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Профориентационное внеурочное занятие «Азбука профессий»- 1 раз в четверть. Курсы внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»-1 раз в неделю. 3. Классное руководство. Воспитательный потенциал классного руководства учителей в классах с ОВЗ направлен на решение задач воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ через проведение классных часов, участия класса в общешкольных делах, внеучебных и внешкольных мероприятиях, экскурсиях, празднованиях дней рождения обучающихся. Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел планируется в классах с ОВЗ вместе с общешкольным планом: государственные, новогодние праздники и др., в которых участвуют все классы. Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержка классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями (законными представителями), учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, успеваемость), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы, индивидуально и вместе с их родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) 9 разрешение конфликтов между учителями и обучающимися с ОВЗ; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогических работников на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям (законным представителям) и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, образовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и образовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других. 4. Внешкольные мероприятия. Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий включает общие внешкольные мероприятия, экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, что способствует социализации обучающихся с ОВЗ. К таким мероприятиям следует отнести: сезонные экскурсии по изучению времен года, экскурсии по историческим и памятным местам города и области. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды реализуется путем совместной деятельности педагогов и обучающихся с ОВЗ при организации и проведении церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации, размещении государственной символики Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб) в классах, при благоустройстве, оформлении школьных аудиторий, пришкольной территории. Для обучающихся с ОВЗ предметно пространственная среда строится как максимально доступная. 5. Внешкольные мероприятия. Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: • общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации; • внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогическими работниками по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; • экскурсии выходного дня, организуемые в классах классным руководителем и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу; • выездные соревнования, конкурсы, квесты с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя различные соревнования; • литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных 10 мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого; • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 6. Организация предметно-пространственной среды. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогических работников, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида холла при входе в лицей государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе "мест гражданского почитания" (в том числе, если образовательная организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и других) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогических работников и обучающихся и другое; разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; 11 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогических работников вместе с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и другое), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 7. Взаимодействие с родителями (законными представителями). Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает: работу родительского комитета, участвующего в управлении классом и школой; родительские собрания в классах, общешкольные собрания; родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; при наличии среди обучающихся детей, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями (родителями, воспитателями, другими ответственными взрослыми и т.д.), в том числе по индивидуальным планам наблюдения, деятельности по вопросам их поддержки, адаптации, воспитания. На проводимых собраниях и ежедневных беседах с родителями (законными представителями) классные руководители освещают вопросы воспитания обучающихся с ОВЗ, решают возникающие проблемы в воспитании и поведении обучающихся с ОВЗ. Классные руководители: • регулярно информируют родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • оказывают помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями; • организуют работу родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлекают членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организуют на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 8. Самоуправление. 12 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Это право обучающиеся реализуют через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся Совета старшеклассников (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления предусматривает: обеспечение деятельности ученического Совета старшеклассников, избранного путем прямых выборов в общеобразовательной организации, по направлениям работы; представление интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организаций, защита прав обучающихся, в том числе с ОВЗ, детей-инвалидов. Детское самоуправление в 1-4 классах осуществляется: На уровне классов в доступной для обучающихся с ОВЗ форме: • через развитие у обучающихся навыков общения, умения отвечать за порученное дело, самостоятельно выполнять, возложенные на них обязанности; • через распределение поручений, согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; • через организацию дежурства по классному кабинету; • через использование приемов взаимовоспитания и самовоспитания. На индивидуальном уровне: • через вовлечение обучающихся в организацию, проведение общешкольных и классных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями. 9. Профилактика и безопасность. Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением специалистов из других организаций; разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; 13 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другое); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации групп обучающихся, оставивших обучение, с агрессивным поведением и другое; профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие). 10. Социальное партнерство. Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства направлена на участие представителей организаций-партнеров в проведении дней открытых дверей, государственных, школьных праздников, торжественных мероприятий и т. п.; в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; реализации социальных проектов, благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся с ОВЗ. 11. Профориентация Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ заключается в организации профориентационных игр, экскурсий на предприятия, дающих начальные представления о существующих профессиях и условиях работы, посещении профориентационных выставок, ярмарок профессий, организацию на базе детского летнего лагеря профориентационных смен, освоение обучающимися с ОВЗ основ профессии в рамках различных курсов урочной и внеурочной деятельности и в рамках дополнительного образования. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; 14 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях среднего профессионального образования, высшего образования; организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; совместное с педагогическими работниками изучение обучающимися Интернетресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 2. Организационный раздел. 1. Кадровое обеспечение. Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, непосредственно курирующего данное направление, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, логопеда, классных руководителей и др. Функционал указанных работников регламентируется профессиональными стандартами, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами лицея по направлениям деятельности. В лицее реализуются АООП (варианты 2.1, 4.1, 5.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.3). С обучающимися работают квалифицированные специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед. Педагогические кадры регулярно проходят курсы повышения квалификации, активно используют в своей работе ИКТ-технологии, делятся своим мастерством с коллегами. В лицее имеются кабинеты, оснащенные видео- и компьютерной техникой, программами, методической литературой; разработаны и утверждены АООП, рабочие программы по учебным предметам, коррекционным курсам, по воспитательной работе. 2. Нормативно-методическое обеспечение. Локальные акты сотрудничества с социальными партнерами 15 3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (из семей мигрантов, билингвы), одаренных, с отклоняющимся поведением, создаются особые условия, организовано психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: – адаптированные образовательные программы, методы обучения и воспитания; – учебники, учебные пособия и дидактические материалы; – специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; – тьюторское сопровождение; – групповые и индивидуальные коррекционные занятия; – обеспечение доступной среды. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в образовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о 16 награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся) - общешкольные линейки и праздники в честь победителей различных конкурсов и олимпиад; прозрачности правил поощрения (положение о награждении «Лучший Лицеист», «Класс года», неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио заключается в фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавших в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. Рейтинги обучающихся заключаются в размещении имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) заключается в материальной поддержке проведения в образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу образовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной организации. 17 5. Анализ воспитательного процесса. 5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС обучающихся с ОВЗ. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 5.2. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями); развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие является результатом как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. 5.3. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого): 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогического работника сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности 18 обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающимся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся. 5.4. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами образовательной организации. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; Третье воскресенье октября: День отца; 30 октября: День памяти жертв политических репрессий. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства. 19 Декабрь: 3 декабря: Международный день инвалидов; 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев; 6 декабря: День Александра Невского; 9 декабря: День Героев Отечества; 10 декабря: День прав человека; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 27 декабря: День спасателя. Январь: 1 января: Новый год; 7 января: Рождество Христово; 25 января: "Татьянин день" (праздник студентов); 27 января: День снятия блокады Ленинграда. Февраль: 2 февраля: День воинской славы России; 8 февраля: День русской науки; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией. Апрель: 12 апреля: День космонавтики. Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей; 5 июня: День эколога; 6 июня: Пушкинский день России; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 25 августа: День воинской славы. 20