РП родная литература 8-9 кл

Рабочая программа
по учебному предмету
«Родная (русская) литература»
8 - 9 классы

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Родная

(русская)

литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родной (русской) литературе, родная
(русская)

литература)

включает

пояснительную

записку,

содержание

обучения, планируемые результаты освоения программы по родной
(русской) литературе.
86.2. Пояснительная записка.
86.2.1. Программа по родной (русской) литературе на уровне основного
общего образования составлена на основе требований ФГОС ООО к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература»,
входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а
также федеральной рабочей программы воспитания с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
86.2.2. Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур
мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и

культурно-историческому

опыту

человечества.

В

поликультурной

языковой среде родная (русская) литература изучается на основе диалога
культур.

Гуманистический

потенциал

русской

литературы

позволяет

рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания обучающихся в духе уважительного отношения к языку и
культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
86.2.3. Как часть предметной области «Родной язык и родная
литература» программа по родной (русской) литературе тесно связана с
предметом «Родной (русский) язык». Изучение родной (русской) литературы

способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
86.2.4. Специфика курса родной (русской) литературы обусловлена:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений.
86.2.5. Содержание программы по родной (русской) литературе
направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней.
86.2.6. Содержание программы по родной (русской) литературе не
включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача
– расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства

с

дополнительными

произведениями

фольклора,

русской

классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской культуры.
86.2.7. В содержании курса родной (русской) литературы в программе
выделяются три содержательные линии (проблемно-тематических блока):
«Россия – Родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер – русская душа».
86.2.8. Программа по родной (русской) литературе для уровня
основного

общего

тематического,

образования

строится

концентрического

и

на

сочетании

хронологического

проблемнопринципов.

Содержание программы по родной (русской) литературе для каждого класса
включает произведения фольклора, русской классики и современной
литературы.
Проблемно-тематические

блоки

объединяют

произведения

в

соответствии с выделенными сквозными линиями. Внутри проблемнотематических

блоков произведений

выделяются отдельные подтемы,

связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и
нравов.
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения,

включающие

в

сферу

выделяемых

национально-

специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других
видов искусства – живописи, музыки, кино, театра.
86.2.9. Программа по родной (русской) литературе ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература».
86.2.10. Изучение

родной

(русской)

литературы

обеспечивает

достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной (русской) литературы и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием
и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование

познавательного

интереса

к

родной

(русской)

литературе, воспитание ценностного отношения к историко-культурному
опыту русского народа, приобщение обучающегося к культурному наследию
народа;
формирование причастности к свершениям и традициям народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
развитие

у

обучающихся

интеллектуальных

и

творческих

способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности.
86.2.11. Программа по родной (русской) литературе направлена на
решение следующих задач:
осознание роли родной (русской) литературы;
выявление взаимосвязи родной (русской) литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национально-

специфичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной (русской) литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
(русской) литературе, создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной (русской)
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной (русской) литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной (русской) литературы;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет и другие.
86.2.12. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
литературы (русской), – 6 часов: в 8 классе – 2 часа (0,25 часа в неделю), в 9
классе – 2 часа (0,25 часа в неделю), в 11 классе – 2 часа (0,25 часа в неделю).
86.6. Содержание обучения в 8 классе.
86.6.1. Россия – Родина моя.
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.
1

Стихотворения

(не

менее

одного).

Например:

С.Н. Марков

«Сусанин», О.А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и другие.
2 П.Н. Полевой «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
Города земли русской.
По Золотому кольцу.

Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф.К. Сологуб «Сквозь
туман едва заметный…», М.А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…»,
И.И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В.А. Степанов «Золотое кольцо» и другие.
Родные просторы.
Волга – русская река.
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты,
Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и другие.
3 Стихотворения (не менее двух). Например: Н.А. Некрасов «Люблю я
краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В.С. Высоцкий
«Песня о Волге» и другие.
В.В. Розанов «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
86.6.2. Русские традиции.
Праздники русского мира.
Троица.
4 Стихотворения (не менее двух). Например: И.А. Бунин «Троица»,
С.А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н.И. Рыленков «Возможно
ль высказать без слов…» и другие.
И.А. Новиков «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома.
Родство душ.
5 Ф.А. Абрамов «Валенки».
6 Т.В. Михеева «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
86.6.3. Русский характер – русская душа.
Не до ордена – была бы Родина.
Дети на войне.
7 Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души.
Сеятель твой и хранитель.
8 И.С. Тургенев «Сфинкс».
Ф.М. Достоевский «Мужик Марей».
О ваших ровесниках.

Пора взросления.
9 Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по
выбору).
Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору).
Лишь слову жизнь дана.
Язык поэзии.
Стихотворения (не менее одного). Например: И.Ф. Анненский «Третий
мучительный сонет» и другие.
Дон Аминадо «Наука стихосложения».
86.7. Содержание обучения в 9 классе.
86.7.1. Россия – Родина моя.
Преданья старины глубокой.
Гроза двенадцатого года.
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее
одной). Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
1 Стихотворения (не менее двух). Например: В.А. Жуковский «Певец
во стане русских воинов» (в сокращении), А.С. Пушкин «Полководец»,
«Бородинская годовщина», М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и
другие.
И.И. Лажечников «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской.
Петербург в русской литературе.
Стихотворения (не менее трёх). Например: А.С. Пушкин «Город
пышный, город бедный…», О.Э. Мандельштам «Петербургские строфы»,
А.А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»),
Д.С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и
другие.
2 Л.В. Успенский «Записки старого петербуржца» (одна глава по
выбору, например, «Фонарики-сударики» и другие).
Родные просторы.
Степь раздольная.

Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты,
степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и другие.
Стихотворения (не менее двух). Например: П.А. Вяземский «Степь»,
И.З. Суриков «В степи» и другие.
3 А.П. Чехов «Степь» (один фрагмент по выбору).
86.7.2. Русские традиции.
Праздники русского мира.
Августовские Спасы.
4 Стихотворения (не менее трёх). Например: К.Д. Бальмонт «Первый
спас», Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.А. Евтушенко «Само
упало яблоко с небес…» и другие.
Е.И. Носов «Яблочный спас».
Тепло родного дома.
Родительский дом.
5 А.П. Платонов «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
6 В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
86.7.3. Русский характер – русская душа.
Не до ордена – была бы Родина.
Великая Отечественная война.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н.П. Майоров «Мы»,
М.В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и другие.
7 Ю.М. Нагибин «Ваганов».
Е.И. Носов «Переправа».
Загадки русской души.
Судьбы русских эмигрантов.
Б.К. Зайцев «Лёгкое бремя».
А.Т. Аверченко «Русское искусство».
О ваших ровесниках.
Прощание с детством.

8 Ю.И. Коваль «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по
выбору).
Лишь слову жизнь дана.
«Припадаю к великой реке…»
9 Стихотворения (не менее двух). Например: И.А. Бродский «Мой
народ», С.А. Каргашин «Я – русский! Спасибо, Господи!..» и другие.
86.8. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(русской) литературе на уровне основного общего образования.
86.8.1. Изучение родной (русской) литературы на уровне основного
общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного
предмета.
86.8.2. Личностные результаты освоения программы по родной
(русской) литературе на уровне основного общего образования достигаются в
единстве

учебной

и

воспитательной

деятельности

образовательной

организации, реализующей программы основного общего образования, в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития.
Личностные результаты освоения программы по родной (русской)
литературе на уровне основного общего образования отражают готовность
обучающихся

руководствоваться

системой

позитивных

ценностных

ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
реализующей

программы

основного

общего

образования,

местного

сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;

активное

неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание

важности

художественной

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность

обучающихся

ко

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
86.8.3. В результате изучения родной (русской) литературы на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия.
86.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с

учётом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
86.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
86.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
86.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

86.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
86.8.3.6. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и

собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
86.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
86.8.3.8. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
86.8.3.9. У обучающегося будут сформированы умения принимать себя
и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
86.8.4. Предметные результаты освоения программы по родной
(русской) литературе:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
воспитание

квалифицированного

читателя

со

сформированным

эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного,

сознательно

планировать своё чтение;
развитие

способности

понимать

литературные

художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе

понимания

художественного

текста

принципиальных
от

научного,

отличий
делового,

литературного

публицистического,

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

86.8.8. Предметные результаты освоения программы по родной
(русской) литературе к концу обучения в 8 классе:
выделять
произведений

проблематику
о

легендарных

и

понимать

героях

эстетическое

земли

Русской

своеобразие

для

развития

представлений о нравственных идеалах русского народа, осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные
смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке
Волге;
иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России, русских национальных
традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о
родстве душ русских людей;
иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о
войне, о русском человеке как хранителе национального сознания, трудной
поре взросления, о языке русской поэзии;
проводить смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку, создавать развёрнутые историкокультурные

комментарии

и

собственные тексты

интерпретирующего

характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос,
самостоятельно

сопоставлять

произведения

словесного

искусства

с

произведениями других искусств, самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения;
владеть

умениями

самостоятельной

проектно-исследовательской

деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными
источниками информации и основными способами её обработки и
презентации.
86.8.9. Предметные результаты освоения программы по родной
(русской) литературе к концу обучения в 9 классе:
выделять

проблематику

и

понимать

эстетическое

своеобразие

произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для

развития представлений о нравственных идеалах русского народа, осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные
смыслы в произведениях о Петербурге и образе степи в русской литературе;
понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность
русской литературы и культуры в контексте культур народов России,
осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
осмысливать характерные черты русского национального характера в
произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских
эмигрантов в литературе русского зарубежья, выделять нравственные
проблемы в книгах о прощании с детством;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать читательские ассоциации, проводить
самостоятельный,
эстетический

давать

анализ

историко-культурные

самостоятельный

художественного

смысловой

текста,

комментарии

и

создавать

и

идейно-

развёрнутые

собственные

тексты

интерпретирующего характера в различных форматах, самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других
искусствах,
определяя

самостоятельно
для

себя

формировать

актуальную

и

круг

внеклассного

перспективную

цели

чтения,
чтения

художественной литературы;
осуществлять

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с
разными источниками информации и различными способами её обработки и
презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».