Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку 8-9 классы Составители программы: Полярус К.С. - учитель высшей квалификационной категории Учителя, работающие по данной программе: Полярус К.С. Классы: 9А, 9Б, 9В классы Уровень освоения программы: базовый Часов в неделю: 1 ч/нед Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Рабочая программа по предмету «Французский язык» 8-9 классы 1. Планируемые результаты учебного предмета. Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится: вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Выпускник получит возможность научиться: брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь Выпускник научится: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных; использовать догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания . Чтение Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Выпускник научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста; пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Письменная речь Выпускник научится: заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности; писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Языковая компетентность (владение языковыми средствами) Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; различать коммуникативные типы предложения по интонации; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Выпускник получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; Орфография Выпускник научится правильно писать изученные слова. Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания француского языка и их транскрипцию. Лексическая сторона речи Выпускник научится: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), соблюдать существующие во француском языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; находить различия между явлениями синонимии и антонимии; распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.); использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами французского языка в соответствии с коммуникативной задачей; распознавать и употреблять в речи: — различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); — распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; — косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; — имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения; — имена существительные c определённым/неопределённым/нулевым артиклем; — личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения; — имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (bon — meilleur, bien — mieux); — количественные и порядковые числительные; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» — глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: le présent, le futur simple, le futur immédiat, le passé composé, l'imparfait, le plus-que-parfait, le futur dans le passé. — глаголы в активном и пассивном залоге в настоящем времени изъявительного наклонения. Предлоги par и de в пассивных конструкциях. — различные грамматические средства для выражения будущего времени: le futur simple, le futur immédiat; — условные предложения реального характера (le conditionnel présent); — модальные глаголы и их эквиваленты). Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзом quand; цели с союзом pour que; причины с союзом parce que; определительными с союзами и союзными словами qui, que, dont, où; распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditionel passé); использовать в речи глаголы во временны́х формах действительного залога: le plus-que-parfait, le futur dans le passé; употреблять в речи регулярные и распространенные нерегулярные глаголы в формах повелительного наклонения в утвердительной и отрицательной форме (l'impératif); распознавать и употреблять в речи модальные глаголы. 2. Содержание учебного предмета. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умение вести диалоги разного характера — этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Объём диалога от 3 реплик (5–7 классы) до 4–5 реплик (8–9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — до 2,5–3 минут. Монологическая речь Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы). Объём монологического высказывания от 8–10 фраз (5–7 классы) до 10–12 фраз (8–9 классы). Продолжительность монологического высказывания — 1,5–2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Жанры текстов: прагматические, информационные, научнопопулярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования — до 2 минут. Аудирование с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минут. Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объём текстов для чтения — до 700 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объём текста для чтения — около 350 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — около 500 слов. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Письменная речь Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» Формирование и развитие письменной речи, а именно умений: • заполнять анкеты и формуляры (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес); • писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес); • писать личное письмо, отвечать на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма около 100–120 слов, включая адрес; • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности; • делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различение на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематикиосновной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объёме примерно 1000 единиц. Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределённых и их производных, относительных, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: • знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии; • употребительной фоновой лексикой и знаниями о стране изучаемого языка: о традициях (проведения выходныхдней, основных национальных праздников), распространённых образцах фольклора (скороговорках, поговорках, пословицах); • представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (о всемирно известных достопримечательностях, о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику); • умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Формируются и совершенствуются умения: • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; • использовать синонимы, антонимы, описания объекта/понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются и совершенствуются умения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; • работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; • работать с разными источниками на изучаемом иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; • планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Специальные учебные умения Формируются и совершенствуются умения: • находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; • семантизировать слова на основе языковой догадки; • осуществлять словообразовательный анализ; • выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями; • участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.