Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Робототехника» 5,6 классы
Составитель программы:
Рыбалко Е.Ю. - учитель высшей квалификационной категории.
Классы: 5,6 классы
Уровень освоения программы: базовый
Часов в неделю: 1 ч/нед – 5,6 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
Рабочая программа учебного предмета «Робототехника»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Робототехника».
Ученик научится:
использовать термины области «Робототехника»;
конструировать механизмы для преобразования движения;
конструировать модели, использующие механические передачи, редукторы;
конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения;
программировать контролер NXT и сенсорные системы;
конструировать модели промышленных роботов с различными геометрическими
конфигурациями; умение составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном языке программирования;
использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально
выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные
операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных
величин; умение создавать и выполнять программы для решения несложных
алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной
специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыкам выбора способа представления данных в зависимости от постановленной
задачи;
рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую
информацию для проектирования и создания роботов и робототехнических систем;
владеть алгоритмами и методами решения организационных и технических задач;
владеть методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;
применять общенаучные знания по предметам естественнонаучного и математического
цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;
владеть формами учебно-исследовательской, проектной, игровой деятельности;
планировать технологический процесс в процессе создания роботов и
робототехнических систем.
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки,
схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
осуществлять простейшие операции с файлами;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания,
приемы и опыт конструирования и т.д.);
создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме,
инструкции, по собственному замыслу;
демонстрировать технические возможности роботов;
представлять одну и ту же информацию различными способами;
осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя
указатели, каталоги, справочники, Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
освоить основные правила объединения, приобретение навыков работы в коллективе
развить познавательные умения и навыки учащихся;
доводить решение задачи до работающей модели;
ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
поиску (проверке) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на
электронных носителях;
выполнять инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
создавать условия для повышения уровня мастерства;
основным формам и требованиям к проведению товарищеских встреч, соревнований по
лего-конструированию на школьном, муниципальном уровне;
критически мыслить;
участвовать в лего-конкурсах.
2. Содержание учебного предмета «Робототехника»
1. Общие представления о робототехнике
Введение в лего-конструирование. Общие представления об образовательных конструкторах
LEGO. Краткое резюме того, что будут изучать учащиеся на протяжении всего курса обучения
лего-конструированию. Основные способы и принципы лего-конструирования. Демонстрация
видеороликов лего-проектов «Робототехника».
2. Основы конструирования машин и механизмов
Этапы конструирования. Требования, предъявляемые к конструкциям: прочность, жесткость,
устойчивость. Анализ существующих конструкций программно управляемых машин и
принципов их работы. Алгоритм конструирования по инструкциям. Значение машин,
механизмов в жизни человека. Виды простых механизмов. Характеристика типовых деталей
механизмов выполняемых из конструктора Lego. Общие представления о механических
передачах. Классификация передаточных механизмов. Кинематические схемы механизмов.
Механизмы для преобразования движения (зубчато-реечный, винтовой, кривошипный,
кулисный, кулачковый). Зубчатые передачи (цилиндрические, конические, червячная).
Редукторы, мультипликаторы: виды, характеристика. Двигатели постоянного тока. Шаговые
электродвигатели и сервоприводы. Проектирование электромеханического привода машин с
сервоприводом.
3. Системы передвижения роботов
Потребности мобильных роботов. Типы мобильности. Колесные системы передвижения
роботов: автомобильная группа, группа с произвольным независимым поворотом каждого
колеса влево и вправо. Шагающие системы передвижения роботов: робот с 2-я конечностями,
робот с 4-я конечностями, робот с 6-ю конечностями.
4. Контроллер. Сенсорные системы. Манипуляционные системы.
Общее представление о контроллере LEGO Mindstorms NXT. Тактильный датчик. Звуковой
датчик. Ультразвуковой датчик. Световой датчик. Система с использованием нескольких
датчиков. Структура и составные элементы промышленного робота. Рабочие органы
манипуляторов. Сенсорные устройства, применяемые в различных технологических операциях.
Геометрические конфигурации роботов: декартовая система координат, цилиндрическая
система координат, сферическая система координат.
5. Разработка проекта
Требования к проекту. Определение и утверждение тематики проектов. Обсуждение
возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Алгоритм подготовки
выступления. Как выбрать содержание и стиль презентации.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
3. Тематическое планирование по предмету «Робототехника»
5 класс
Тема урока
Номер урока
Количество
часов
Общие представления о робототехнике
1
Техника безопасности в компьютерном классе.
1
2
Вводное занятие. Основы работы с EV3.
1
3
Среда конструирования - знакомство с деталями
конструктора.
Основы конструирования машин и механизмов
1
4
Способы передачи движения. Понятия о редукторах.
1
5
Программа Lego Mindstorm.
1
6
Понятие команды, программа и программирование
1
Системы передвижения роботов
7
Дисплей. Использование дисплея EV3.
1
8
Знакомство с моторами и датчиками.
1
9*
Сборка простейшего робота, по инструкции.
1
10
Программирование движения робота.
1
11
Знакомство с вычислительными возможностями
робота.
Контроллер. Сенсорные системы
1
12
Изучаем датчик касания.
1
13
Начинаем изучать датчик цвета.
1
14
Изучаем ультразвуковой и инфракрасный датчик.
1
15
Гироскопический датчик.
1
Разработка проекта
16*
Выполнение проекта «Езда по квадрату. Парковка»
1
17
Представление проектов. Подведение итогов.
1
Всего
17
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
6 класс
Номер
урока
Тема урока
Количество
часов
Общие представления о робототехнике
1
Техника безопасности в компьютерном классе.
1
2
Повторение. Сборка простейшего робота, по инструкции.
1
Системы передвижения роботов. Контроллер. Сенсорные системы
3
Использование датчика касания. Обнаружения касания.
1
4
Использование датчика звука. Создание двухступенчатых
программ.
1
5
Использование датчика освещённости. Калибровка
датчика. Обнаружение черты. Движение по линии.
1
6
Составление программ с двумя датчиками освещённости.
Движение по линии.
1
7
Использование датчика расстояния. Создание
многоступенчатых программ
1
8
Составление программ включающих в себя ветвление в
среде EV3-G
1
9*
Самостоятельная работа.
1
10
1
11
Блок «Bluetooth», установка соединения. Загрузка с
компьютера.
Изготовление робота исследователя.
12
Разработка конструкций для соревнований.
1
13
Составление программ для «Кегельринг». Испытание
робота.
1
14
Прочность конструкции и способы повышения прочности.
1
15
Разработка конструкции для соревнований «Сумо».
1
1
Разработка проекта
16*
Выполнение проекта.
1
17
Представление проектов. Подведение итогов.
1
Всего:
17