РП введение в информатику 5-6 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в информатику» 5-6 классы

Составитель программы:
Рыбалко Е.Ю. - учитель высшей квалификационной категории.
Классы: 5 - 6 классы
Уровень освоения программы: базовый
Часов в неделю: 1 ч/нед – 5-6 классы

Примерная рабочая программа по предмету «Введение в информатику» для 5–6
классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания
В примерной рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности учащихся 5–
6 классов, межпредметные связи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Введение в
информатику» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет
распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных
часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность
их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся
Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой

аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:
 формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др, как необходимого условия для успешного продолжения
учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
 формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов
информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать
с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать её результаты;
 формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными,
коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в информатику»
Учебный предмет «Введение в информатику» в основном общем образовании отражает:



сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных технологий
как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т е ориентированы на формирование метапредметных
и личностных результатов обучения
Учебный предмет «Введение в информатику» в основном общем образовании
интегрирует в себе:
 цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как
в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при
освоении всех без исключения учебных предметов;
 теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической

информатики и практического программирования,
изложение
которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в
младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;
 информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации
Цели и задачи изучения предмета «Введение в информатику» на уровне основного
общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в
виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы
основного общего образования не предусматривает обязательное
изучение
курса
информатики в 5–6 классах Время на данный курс образовательная организация может

выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений
Программа по предмету «Введение в информатику» для 5–6 классов составлена из
расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе
и 1 час в неделю в 6 классе
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической
линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в
сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для
дальнейшего обучения Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного
применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта Изучение информатики в 5–6 классах
поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает
необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики
основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами

и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе.
Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и долговременная память.
Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров.
Пользователи и программисты.
Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение
(операционные системы).
Запуск и завершение работы программы (приложения).
Имя файла (папки, каталога).
Сеть. Интернет. Веб-страница, веб-сайт браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы.
Поиск информации по ключевым словам и по изображению.
Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете.
Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация
через географическое местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.
Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.
Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение
Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование
текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа

с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке,
каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами
операционной системы
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере, как текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации
— двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов
различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни,

видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда
текстового
программирования.
Управление
исполнителем
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных
(процедур). Процедуры с параметрами.

(например,
алгоритмов

Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в
документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного общества
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация
на
совместную
деятельность
при
выполнении
учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов;
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции





нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; стремление к самообразованию;

овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
 наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной
литературой,
разнообразными
средствами
информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием
и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики
и научно-технического прогресса.

Экологическое воспитание:
 наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;



самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также
выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или



сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;




оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям

Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс



соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;



называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,
объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система»,
«файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению);
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и
общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового












программирования с использованием последовательного выполнения операций и
циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты
графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию.
6 класс



ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное
имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);



работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и
удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;



защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему
или распространяемых отдельно средств защиты;



пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;



иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;



сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых фай- лов и видеофайлов;



разбивать задачи на подзадачи;



составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;



объяснять различие между растровой и векторной графикой;



создавать простые векторные
создаваемых документов;



создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;



создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации.

рисунки

и

использовать

их

для иллюстрации

5 класс (34 часа)

1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов)

Тема 1 Компьютер
— универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по
программе (2 часа)

Тема 2
Программы для
компьютеров

Правила гигиены и
безопасности при работе с
компьютерами,
мобильными
устройствами
и другими элементами
цифрового окружения.
Компьютер —
универсальное
вычислительное
устройство, работающее
по программе. Мобильные
устройства. Основные
компоненты
персональных
компьютеров и мобильных
устройств. Процессор.
Оперативная и
долговременная память.
Устройства ввода и
вывода.
Программы для
компьютеров.
Пользователи и

Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного
поведения
в компьютерном классе,
соблюдения
и несоблюдения
гигиенических требований при
работе с компьютерами.
Называть основные
компоненты персональных
компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их
назначение. Объяснять работу
устройств компьютера с точки
зрения организации процедур
ввода и вывода информации

Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система»,

Файлы и папки (2
часа)

Тема 3 Сеть.
Интернет.

программисты.
Прикладные программы
(приложения), системное
программное обеспечение
(операционные системы).
Запуск и завершение
работы программы
(приложения).
Имя файла (папки,
каталога).
Практические работы
1 Запуск, работа и
завершение работы
клавиатурного тренажёра
2 Создание, сохранение и
загрузка текстового и
графического файла.
3 Выполнение основных
операций с файлами и
папками (создание,
переименование,
сохранение)
под руководством учителя.
Сеть Интернет Вебстраница, веб-сайт.

«файл».
Определять программные
средства, необходимые для
осуществления
информационных процессов
при решении задач.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять поиск

Правила
безопасного
поведения в
Интернете. (2
часа)

Браузер. Поиск
информации на вебстранице. Поисковые
системы. Поиск
информации по
ключевым словам и по
изображению.
Достоверность
информации, полученной
из Интернета. Правила
безопасного поведения
в Интернете. Процесс
аутентификации. Виды
аутентификации
(аутентификация по
паролям, аутентификация с
помощью SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация через
географическое
местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов в
социальных сетях.

информации по ключевым
словам и по изображению.
Обсуждать способы проверки
достоверности информации,
полученной из Интернета.
Обсуждать ситуации,
связанные с безопасным поведением в
Интернете.
Различать виды
аутентификации.
Различать «слабые» и
«сильные» пароли.
Анализировать возможные
причины кибербуллинга и
предлагать способы, как его
избежать.

Кибербуллинг.
Практические работы
1 Поиск информации по
ключевым словам и по
изображению. Сохранение
найденной информации.

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4
Информация в
жизни
человека
(3 часа)

Информация в жизни
человека. Способы
восприятия информации
человеком. Роль зрения в
получении человеком
информации.
Компьютерное зрение.
Действия с информацией
Кодирование информации.
Данные — записанная
(зафиксированная)
информация, которая может
быть обработана

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Различать виды
информации по способам её
восприятия человеком.
Осуществлять кодирование и
декодирование информации
предложенным способом.
Приводить примеры
применения искусственного
интеллекта (робототехника,
беспилотные автомобили,
интеллектуальные игры,
голосовые помощники

автоматизированной
системой.
Искусственный
интеллект и его роль в
жизни человека.

Тема 5 Алгоритмы
и исполнители (1
часа)

и пр.)

Раздел 3. Алгоритмизация и основы
программирования (7 часов)
Раскрывать смысл
Понятие алгоритма.
Исполнители алгоритмов. изучаемых понятий.
Линейные алгоритмы.
Приводить примеры
Циклические алгоритмы.
неформальных и
формальных исполнителей в
окружающем мире.
Приводить примеры

циклических действий в
окружающем мире.

Тема 6 Работа в
среде
программирования
(6 часов)

Составление программ для Раскрывать смысл изучаемых
управления исполнителем в понятий. Анализировать
среде блочного или
пользовательский интерфейс
текстового
применяемого программного
программирования.
средства.
Практические работы
Определять
условия
и
1 Знакомство со средой
возможности применения
программирования.
программного средства для
2 Реализация линейных
решения типовых задач.
алгоритмов в среде
программирования.
3 Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования.
Раздел 4. Информационные технологии (18 часов)

Тема 7
Графический
редактор (5
часа)

Графический редактор.
Растровые рисунки.
Пиксель. Использование
графических примитивов.
Операции с фрагментами

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
интерфейс применяемого
программного средства.

изображения: выделение,
копирование, поворот,
отражение.
Практические работы
1 Создание и
редактирование простого
изображения с помощью
инструментов растрового
графического редактора.
2 Работа с фрагментами
изображения с
использованием
инструментов
графического редактора.

Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Планировать
последовательность действий
при создании и редактировании
растрового изображения.

Тема 8 Текстовый
редактор (9 часов)

Текстовый редактор.
Правила набора текста.
Текстовый процессор.
Редактирование текста.
Проверка правописания.
Расстановка переносов.
Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками,
моноширинные).
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства
абзацев: границы,
абзацный отступ,
интервал, выравнивание.
Вставка изображений в
текстовые документы.
Обтекание изображений
текстом.
Практические работы
1 Создание небольших
текстовых документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Анализировать преимущества
создания текстовых
документов на компьютере
по сравнению с рукописным
способом.

Тема 9
Компьютерная
презентация (4
часа)

с использованием
базовых средств
текстовых редакторов.
2 Редактирование
текстовых документов
(проверка правописания;
расстановка переносов).
3 Форматирование
текстовых документов
(форматирование символов
и абзацев).
4 Вставка в документ
изображений.
Компьютерные
презентации. Слайд.
Добавление на слайд
текста и изображений.
Работа с несколькими
слайдами.
Практические работы
1 Создание презентации на
основе готовых шаблонов.

Резервное время — 2 часа

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
Определять
условия
и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.

6 класс (34 часа)

1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1
Компьютер (1
час)

Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры, встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Характеризовать
типы персональных
компьютеров.

Тема 2 Файловая
система (2 часа)

Иерархическая файловая
система Файлы и папки
(каталоги). Путь
к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла
(папки, каталога). Работа с
файлами и каталогами

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Выполнять
основные
операции
с
файлами и папками.
Находить папку с нужным
файлом
по
заданному
пути.

средствами операционной
системы: создание,
копирование,
перемещение,
переименование и
удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов
средствами операционной
системы.
Практические работы
1 Работа с файлами и
каталогами средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемещение,
переименование и
удаление файлов и
папок (каталогов).
2 Поиск файлов средствами
операционной системы.
Тема 3 Защита
от вредоносных
программ (1 час)

Компьютерные вирусы и
другие вредоносные
программы. Программы
для защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять
защиту информации
от компьютерных вирусов с
помощью антивирусных

Тема 4
Информация и
информационн
ые процессы (1
часа)

Тема 5
Двоичный код (2
часа)

средства операционных
систем.
Раздел 2. Теоретические основы
Информационные процессы
Получение, хранение,
обработка
и передача информации
(данных)
Практические работы
1 Преобразование
информации,
представленной в форме
таблиц и диаграмм, в
текст
Двоичный код.
Представление данных в
компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Количество всевозможных
слов (кодовых
комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите.

программ.
информатики (5 ч асов)
Раскрывать смысл изучаемых
понятий Приводить примеры
информационных процессов в
окружающем мире Выбирать
форму представления
информации в зависимости от
поставленной задачи
Осуществлять обработку
информации по заданному
алгоритму
Разрабатывать алгоритм
преобразования информации
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Подсчитывать
количество всевозможных
слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите.

Преобразование любого
алфавита к двоичному.
Тема 6 Единицы
измерения
информации (2
часа)

Информационный объём
Раскрывать смысл изучаемых
данных. Бит —
понятий. Применять в
минимальная единица
учебных и практических
количества информации
задачах соотношения между
— двоичный разряд. Байт, единицами измерения
килобайт, мегабайт,
информации.
гигабайт. Характерные
Сравнивать размеры
размеры файлов
текстовых, графических,
различных типов
звуковых файлов и
(страница текста,
видеофайлов.
электронная книга,
фотография, запись
песни, видеоклип,
полнометражный фильм).
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)

Тема 7 Основные
алгоритмические
конструкции (8
часов)

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Среда текстового
программирова- ния
Управление исполнителем
(например, исполнителем
Черепа- ха) Циклические
алгоритмы Переменные
Практические работы
1 Разработка программ
для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования
с использованием циклов

Учебное содержание

Раскрывать смысл изучаемых
понятий Выявлять общие
черты и различия
в средах блочного и текстового
програм- мирования
Анализировать готовые
алгоритмы управления
исполнителем, исправлять в
них ошибки
Применять алгоритмические
конструк- ции «следование»
и «цикл»

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Тема 8
Вспомогательные
алгоритмы (4 часа)

2 Разработка программ в
среде текстового
программирования,
реализующих простые
вычисли- тельные
алгоритмы
3 Разработка диалоговых
про- грамм в среде
текстового программирования
Разбиение задачи на
подзадачи, использование
вспомогательных
алгоритмов (процедур)
Процедуры с параметрами
Практические работы
1 Разработка программ для
управ- ления исполнителем
в среде текстового
программирования
с использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур)
2 Разработка программ для
управ- ления исполнителем

Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Осуществлять
разбиение задачи на подзадачи
Анализировать работу готовых
вспомо- гательных алгоритмов
(процедур) Самостоятельно
создавать вспомогатель- ные
алгоритмы (процедуры) для
реше- ния поставленных задач

в среде текстового
программирования,
в том числе с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур) с
параметрами

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)

Тема 9 Векторная
графика (3 часа)

Векторная графика
Создание векторных
рисунков встроенными
средствами текстового
процессора или других
программ (приложе- ний)
Добавление векторных
рисунков в документы
Практическая работы
1 Исследование
возможностей векторного
графического редакто- ра
Масштабирование готовых
векторных изображений
2 Создание и
редактирование
изображения базовыми
средствами векторного
редактора (по описа- нию)
3 Разработка простого
изображе- ния с помощью
инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу)

Раскрывать смысл изучаемых
понятий Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства
Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач
Планировать
последовательность
действий при создании
векторного изображения
Сравнивать растровые и
векторные изображения
(цветопередача, возможно- сти
масштабирования, размер
файлов, сфера применения)

Тема 10 Текстовый
процессор (4 часа)

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Текстовый процессор
Структуриро- вание
информации с помощью
списков Нумерованные,
маркиро- ванные и
многоуровневые списки
Добавление таблиц в
текстовые документы
Практические работы
1 Создание небольших
текстовых документов с
нумерованными,

Учебное содержание

Раскрывать смысл изучаемых
понятий Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства
Определять
условия
и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Тема 11 Создание
интерактивных
компьютерных
презентаций (3
часа)

маркированными и
многоуровневы- ми
списками
2 Создание небольших
текстовых документов с
таблицами
3 Создание
одностраничного
документа, содержащего
списки, таблицы,
иллюстрации
Создание компьютерных
презента- ций
Интерактивные элементы
Гиперссылки
Практические работы
1 Создание презентации с
гипер- ссылками
2 Создание презентации с
интерак- тивными
элементами

Раскрывать смысл изучаемых
понятий Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства
Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач
Планировать структуру
презентации с
гиперссылками
Планировать структуру
презентации с

интерактивными
элементами

Резервное время — 2 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».