Программа Лаборатория творчества

Оглавление
1. Пояснительная записка

3

2. Цели и задачи

5

3. Учебный план

6

4. Содержание программы

7

5. Планируемые результаты и формы подведения итогов

8

6. Условия реализации программы

9

7. Календарный учебный график

10

8. Формы аттестации

11

9. Методические материалы

12

10. Литература

13

11. Приложения

14

Пояснительная записка
Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к
социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести понятие
«инклюзивное образование». Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов направлено на формирование и
развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально адаптивного
поведения. Одним из путей реализации этой важной задачи является инклюзия в
дополнительном образовании, которая предоставляет уникальные возможности для
полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы
деятельности.
Направленность программы: художественная.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому
учащемуся реально проявить и реализовать свои творческие способности.
Целесообразность. Подарить детям радость творчества, развивать креативное
мышление.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Программа по форме – комплексная, по признаку – общеразвивающая.
Новизна. При изучении программы «Лаборатория творчества» детям с ОВЗ
предоставляется возможность на протяжении всего курса изучить несколько техник по
прикладному творчеству и реализовать свои творческие способности в разных
направлениях. Таким образом, возрастает стремление ребенка узнать что-то новое. Эта
программа будет всегда востребована и интересна детям.
Программа дополнительного образования «Лаборатория творчества» по целевой
направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 1 год. По
содержательной направленности программа относится к художественно-эстетическим.
Педагогическая целесообразность. Программы связана с реализацией сразу
нескольких возможностей для развития ребёнка: создание максимального количества
ситуаций успеха; выявление и стимулирование положительных личностных качеств
ребёнка; организация деятельности по формированию универсальных учебных действий
в прикладной деятельности.
Программа является интегрированной, так как способствует разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей учащихся, в таких школьных предметах, как:

Математика - работа с числами, выполнение расчётов при изготовлении
изделий, выполнение и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.

Информатика - использование сети Интернет; обработка данных; создание
презентаций;

Окружающий мир - касается не только работы с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих изделий.

ИЗО - овладение навыками изобразительной деятельности, которые
необходимы в создании контуров, набросков изделий.
Адресат программы: программа рассчитана на детей с ОВЗ. Возраст детей 7-12
лет.
Практическая значимость. Расширение кругозора, использование приобретаемых
знаний в повседневной жизни, формирование и реализация творческих способностей;
социализация.

Сроки реализации программы. Образовательная программа «Лаборатория
творчества» разработана на один год обучения (34 недели). Теория преподносится в форме
беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, изготавливают поделки из
различных материалов, которые носят функциональный характер. Это позволяет повысить
уровень знаний и интереса учащихся.
Режим занятий: занятия проводятся: 2 раза в неделю по 35 минут. Всего 68 часов.
Форма занятий очная.

Цель и задачи программы.
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей формирование
познавательных и творческих способностей; социализации и самостоятельности детей с
ОВЗ и инвалидов через различные виды прикладной деятельности.
Задачи:
- формировать навыки работы с различными материалами и инструментами;
- развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление;
- воспитывать интерес к творчеству.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N
п/п

Тема

Раздел 1. Введение
1.1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
1.2
Знакомство с курсом.
Разновидности
материалов и
инструменты.
Раздел 2. Поделки своими
руками
2.1
Поделки из шпагата
2.2
Поделки из капа
2.3
Поделки из кожи
Раздел 4. Культурно-досуговая
деятельность
Итоговое занятие
Итого

Общее
количество
часов
4
2

Теория

В том числе
Практика

Формы
контроля

3
2

1

2

1

1

62

8

54

32
16
14
4

4
2
2

28
14
12
4

Конкурс

2
68

1
12

1
56

Опрос

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План
работы объединения, цели и задачи занятий.
Тема 1.2. Знакомство с курсом.
Теория. Разновидности материалов. Инструменты и приспособления для
изготовления поделок.
Практические занятия.
Раздел 2. Поделки своими руками.
Тема 2.1. Поделки из шпагата
Теория. Свойства и разновидности шпагата, основные элементы плетения. Правила
плетения.
Практические занятия. Обмотка элементов. Изготовление элементов декора.
Изготовление поделок, которые носят функциональный характер (органайзер, панно,
фоторамка, шкатулка и т.п.)
Тема 2.3. Поделки из капа.
Теория. Обработка капа. Инструменты и материалы, используемые при
изготовлении поделок.
Практические занятия. Изготовление поделок (кулон, брелок).
Тема 2.7. Поделки из кожи.
Теория. На что годятся кожаные вещи. Знакомство с видами кожи и приемами
обновления старой кожи.
Практические занятия. Изучение материала, изготовление поделок из кожи
(браслет, закладка для книг).
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность
Участие учащихся в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в школе:
Новогодняя ёлка, Масленица, конкурс «Мастерства».
Итоговое занятие. На итоговом занятии составляется презентация «Мои поделки».

Планируемые результаты и формы подведения итогов.
В результате обучения по программе, у учащихся должны быть сформированы
такие качества личности, как умственная активность, стремление добывать знания и
формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельность в решении
поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность, позитивное преобразующее
отношение к окружающей действительности.
Предметные – формирование навыков и умений работы с различными
материалами.
Метапредметные:
регулятивные – адекватная самооценка, понимание причин «успешности» или
«неуспешности» в творческой деятельности;
познавательные – использование учебной и дополнительной информации для
создания объекта своего труда;
коммуникативные – приобретение навыков коллективного взаимодействия,
общения со сверстниками и взрослыми.
Личностные – формирование положительного отношения к познавательной
деятельности, выработка умения соотносить свои поступки с принятыми этическими
нормами.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия,
праздничные мероприятия, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного
уровня. Праздничные мероприятия, игры – это контроль среза знаний, умений, навыков,
полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста учащегося, способ
выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Материалы и инструменты на учащегося: учебная аудитория для индивидуальных
занятий, столы и стулья, соответствующие требованиям СанПина, ножницы, джутовый
шпагат, клей «Титан», клеевой пистолет, канцелярские товары, компьютер, интернетсоединение.
Кадровые: программа реализуется педагогом дополнительного образования,
прошедшим повышение квалификации по профилю программы.
Информационные: при реализации программы используются следующие
интернет-ресурсы
1.
2.
3.

ledi.mail.ru
maminsait.ru
stranamasterov.ru

Календарный учебный график

сентябрь
Год
обучения
1

№ Учебной
недели
Т 2
П
1 группа
К
Д

1

2
1/
1/

октябрь

3
1
1

февраль

4
1
1

5
2

6
2

ноябрь

7
2

март

8
2

9
2

10
2

декабрь

январь

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1
1
1
1
1 2 *2 2
2
2 2 1/ 1
1/

апрель

май

Итого

Год
обучения

№ Учебной
недели
21
22
23
24 25 26
27
28
29
30
31 32 33 34 35 36
Т 1
1
1
1
12
П 1
2
2
2
2
*2 2/
1
1
2
2
2 2 *2 2/
58
1
1 группа
К
1
2
Д
Условные обозначения:
Т - теоретическое занятие; П - практическое занятие, в том числе К - контрольное занятие; ꙱ – культурно-досуговая деятельность;
/ - начало нового раздела программы, *- начало подраздела программы; Д –дистанционное занятие.

10

Основные формы и методы организации учебного процесса.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающие в себе объяснение и практическое упражнение),
- собеседование,
- консультации,
- практические занятия,
- самостоятельное изготовление изделий,
- выставки.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет учащую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на
всех занятиях.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в форме участия
учащихся в конкурсах различного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса в форме составления
презентации с использованием программных средств MS Office.

11

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации преподавателям
Процесс обучения учащихся строится на основе его взаимосвязи с процессами
общего развития учащихся и их воспитания.
Овладение ремеслом начинается с простых технических упражнений. Постепенное
усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии
учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.
Изучение изготовления аксессуаров и украшений начинается с ознакомления
учащихся с необходимыми для работы приспособлениями и материалами. При оценке
изделия учитываются технологические и художественные изделия.
Технологические:
•
сложность;
•
качество материала;
•
качество исполнения;
•
сроки исполнения.
Образовательная деятельность ведётся на основе технологии личностноориентированного обучения. Педагог имеет возможность вводить новые формы
педагогической диагностики учащихся.
Образовательный процесс предполагает наличие оборудованного помещения.

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей
и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1999. – 208 с., ил.
2.
Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками. М, Мир книги, 2008.
3.
Федотов Г.Я. Большая энциклопедия ремесел. – М.: Эксмо, 2009. – 608.: ил. –
(Интерьер и благоустройство дома)
4.
Пушина В. Декоративные изделия в технике «Джутовая филигрань», Изд.: Феникс,
2016г. – 118с., ил.

Список литературы для детей.
1.
Пушина В. Декоративные изделия в технике «Джутовая филигрань», Изд.: Феникс,
2016г. – 118с., ил.

Интернет ресурсы:
1.
2.
3.

ledi.mail.ru
maminsait.ru
stranamasterov.ru

13

Приложение №1
Мониторинг результатов обучения детей
1. Опрос
Соответствие
теоретических
знаний учащегося
и правильное
использование
терминологии

Низкий уровень (Н)
Объем усвоенных
знаний составляет
меньше половины и
не употребляет
термины

Средний уровень (С)
Объем усвоенных
знаний составляет
больше половины и
сочетает
терминологию с
бытовой

Высокий уровень (В)
Полный объем знаний
и осознанно
употребляет термины в
полном соответствии с
их содержанием.

2. Участие в выставках и конкурсах различного уровня

Достижения
учащихся

Низкий уровень
(Н)
Участие в конкурсах и
выставках в рамках
учреждения

Средний
Высокий
уровень (С)
уровень (В)
Участие
в Участие в районных,
конкурсах
и республиканских,
выставках
на всероссийских
и
муниципальном
международных
уровне
конкурсах и выставках

Критерии оценивания (показатели) мониторинга личностного развития обучающегося

1

2

3

Показа Критерии
тели
оценив
ания
Самоконт Умение
роль
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
поступки)
Самооцен Способность
оценивать себя
ка
адекватно
Интерес к Осознанное
занятиям участие в освоении
программы

Степень оцениваемого качества
Низкий уровень Средний уровень Низкий
(Н)
(С)
уровень(Н)

Методы
диагност
ики

Ребенок
постоянно
действует под
воздействием
контроля извне

Ребенок
периодически
контролирует
себя сам

Ребенок всегда наблюдение
контролирует
себя сам

завышенная

Заниженная

Нормальная

Интерес к
занятиям
продиктован
извне

Периодически
поддерживается
интерес

Постоянно
наблюдение
самостоятельно
поддерживает
интерес

наблюдение

Метапредметные результаты
Способен:
 самостоятельно планировать деятельность;
 продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
 участвовать в учебном диалоге, логично и точно излагать свою точку зрения;
14

Знает и применяет в практической деятельности:
 термины и понятия по направлению программы;
 правила пользования инструментами;
 правила изготовления изделия.

15

Приложение №2.
Опрос (итоговое занятие)
1.
Из чего производят джутовый шпагат?
2.
Свойства джутового шпагата.
3.
Какие подручные средства можно использовать при работе со
шпагатом?
4.
Как джутовый шпагат применяется в быту?
5.
Чем отличается изготовление листика от лепестка?
6.
Что такое кап?
7.
Какие инструменты и материалы используются при изготовлении
поделок из капа?
8.
Какие приемы обновления кожи вы знаете?
9.
С какими материалами данного курса понравилось работать больше
всего и почему?

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».