Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 1-4 кл. "Я - гражданин"

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования, планируемыми результатами
начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей и на основе авторской программы «Я – гражданин России» (автор: С. В. Сабина), программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Авторы Н.Я. Чутко, О.Г. Фесенко).
Основная цель курса формирование основ патриотизма, а именно
воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории
родного края, страны.
Задачи:
- изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного
встать на защиту интересов страны;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу,
семью;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и
людям;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и

задачам основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ
«Лицей №7»
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости и т.д.
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальной
школы.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального

окружения,

помочь

обучающимся

освоить

общественно-

исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа «Я – гражданин России» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: лите-

ратурное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство,
физическая культура, музыка.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет

Содержание

учебной Содержание

дисциплины

програм-

мы курса «Я- гражданин России»

Окружающий мир

Что такое семья. Се- История моего имени и
мейное «древо». Харак- фамилии.
тер взаимоотношений в Моя родословная (фасемье. Твое участие в мильное древо).
жизни семьи.

Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»?
Семья и ее роль в жизни.
Семейные

ценности.

Семейные праздники.
Родной край — частица РОДНОЙ КРАЙ – край,
Родины.

Особенности где родился и вырос.

родного края, отлича- «История моего родноющие его от других го города».
мест

родной

страны. Знай и изучай свой

Достопримечательности край. Природа родного
родного края.

края.
Животные и растения
Тульского края.

Роль человека в сохранении природных объ- Что угрожает Земле?
ектов. Правила поведе- Сохранить Землю.

ния в природе. Охранные

мероприятия.

Красная книга. «Черная» книга Земли.
Леса родного края.

Как лес служит челове-

Красота природы.

ку. Дары природы. В
чем красота леса. Тайны леса.

Река как водный поток.
Использование рек че- О чем говорят назваловеком. Правила пове- ния
дения

реках.

рек.

Как

река

Охрана служит человеку.

рек.

В

чем красота реки и ее
берегов.

Что такое Родина. Почему

человек

любит

свою Родину, как выражает свою любовь. Я — гражданин России.
Флаг и герб России.

Дорогая моя столица.

Города России. Москва Государственные симДостопримечательности волы современной РосМосквы.

Достоприме- сии. Символика в исто-

чательности

Санкт- рии России.

Петербурга.

Государственные

Символы государства.

праздники России.
Путешествие по карте
России. Города России.

Конституция — глав- От вершины к корням.
ный закон России. Пра- Из истории появления
ва детей России.

законов. Путешествие в

Права

и

обязанности страну Законию. Ос-

граждан России.

новной

закон

жизни

нашего государства.
Как устроено государство, в котором ты живёшь?
Великая Отечественная Величие подвига наровойна. Главные сраже- да – победителя в В.О.
ния советской армии с войне.
фашистами.

Помощь Встречи с участниками

тыла фронту.

ВОВ тружениками ты-

Героические страницы ла.
нашей истории.

Мои родственники в

Подвигу народа жить в годы Великой Отечевеках.

ственной войны
Юные герои Великой
Отечественной войны.
Интернет -путешествия
по городам-героям и
местам великих битв.

Как люди
прошлом.
страны.

узнают о Как

воскресить

про-

История шлое. Археология.
Виртуальная экскурсия
«Что

таит

прошлое?

Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: «город археологии»
Какие предметы окру- «Как жили наши пред-

жали людей в старину. ки (жилища, одежда,
Особенности крестьян- обычаи)» Экскурсия в
ского дома. Особенно- Центр

традиционной

сти одежды славян раз- культуры «Русская изных сословий и разных ба»
исторических периодов.
Технология

От замысла к результа- Изготовление
ту.

Технологические вительных

операции

поздраоткрыток

для ветеранов В О войны.

Разнообразные предме- Исследовательская раты рукотворного мира бота на тему «Творче(быта и декоративно- ство народов России»
прикладного

искус- (национальные

ства).

устное

игры,

творчество

народов России, декоративные промыслы).
Общее представление о Проект. Каким я хочу
технологическом

про- видеть наш школьный

цессе.

двор. Лепка из пласти-

Трудовая деятельность лина.
в жизни человека. Основы культуры труда.
Изобразительное
кусство

ис- Развитие дифференци- Выставка
рованного зрения: пе- «Моя школа»
ренос наблюдаемого в
художественную форму
(изобразительное

ис-

кусство и окружающий
мир)

рисунков

Овладение

основами Осень в родном городе.

языка живописи и гра- Конкурс рисунков.
фики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа
Передача

пропорций, Конкурс рисунков на

характерных черт чело- тему «Моя семья».
века (формы

головы,

лица, причёски, одежды)

графическими

средствами.
Сравнение

творческих Экскурсия в краеведче-

манер, «языков» разных ский музей «Творчехудожников. Общее и ство местных художнииндивидуальное в рабо- ков»
те разных художников.
Литературное чтение

В.П. Катаев. «Сын пол- Информационный прока»

ект:

«Непридуманные

Книги о детях войны. рассказы о войне»
Детские
книги.

журналы
К.

и

Симонов

«Сын артиллериста».
Раздел

«Произведения Л. Н. Толстой и Туль-

Л. Н. Толстого.

ский край. «Ясная Поляна»

Очерки о родине. И. РОДНОЙ КРАЙ – край,

Соколов-Микитов «Ро- где родился и вырос.
дина». Доп. чтение\ М.
Шолохов.

«Любимая

мать-отчизна».
тия:

«очерк»,

Поня«герой

очерка», «тема очерка»
Н. Рубцов «Тихая моя
родина».

Родина в стихах русских поэтов. Конкурс
чтецов.

Литературное чтение

Героическая
«Кузьма

Музыка

песня Герои России (А. В.
и Суворов,

Кутузов,

Дмитрий Пожарский во Дмитрий

Донской,

главе ополчения». По- Александр

Невский,

нятие

о

Минин

героической Минин, Дмитрий По-

песне как жанре устно- жарский)
го народного творчества.
Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной
деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности,
что позволит сформировать у обучающихся патриотические чувства, развить
чувство гордости за свою страну; воспитать личность гражданина – патриота
России, способного встать на защиту интересов страны.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на

принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Виды деятельности:
игровая, проектная, художественно-творческая, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, исследовательская работа,
диспут, групповая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки рисунков,
экскурсии по памятным местам, выставки семейного творчества, заочные путешествия.
Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;
- психологический тренинг;
- практикум;
- создание проблемных ситуаций;
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: вторая половина учебного дня.
Место курса в учебном плане.
Программа «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся
1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей в возрасте от 7-10 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа
в год, 2-4 классы – по 34 часа в год.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны
знать:


ценностное отношение к России, своему народу, краю,

государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;


учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны,

о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях
и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним;


учащиеся обладают начальными представлениями о правах и

обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического
отношения

к

окружающему

миру

и

самому

себе.

Должны уметь:


адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;



отвечать за свои поступки;



отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;



управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со

взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;


учащиеся

обладают

опытом

ролевого

взаимодействия

и

реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с
людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других
людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации,
видеть красоту в окружающем мире.
Требования к УУД , которые должен сформировать обучающийся в
процессе внеурочной деятельности
Личностные результаты:

-

осознание себя членом общества и государства самоопределение

своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

-

осознание своей этнической и культурной принадлежности в

контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
-

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основ-

ных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
1. Регулятивные УУД:
- - способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в
пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
2. Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный
опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший
поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция,
Декларация
милосердие,

и

Конвенция

родословная,

ООН, ребенок, государство, гражданство,
здоровый

образ

жизни,

право,

свобода,

обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной
культуры России.
-устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать
им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем; овладение базовым понятийным аппаратом
(доступным для осознания младшим школьником), необходимым для полу-

чения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях:
равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита,
родословная, здоровый образ жизни. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности;
Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах).
-

владение

навыками

устанавливать

и

выявлять

причинно-

следственные связи в социуме;
-

овладение основами правовой грамотности, правилами правового

и нравственного поведения,
-

знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных мо-

ментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в
истории материальной и духовной культуры России.
-

умение пользоваться картой (в определении границ России,

крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей
родного края;
-

умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

находить на исторической и современной картах России места исторических
событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Качества личности , которые могут быть развиты у обучающихся в
результате реализации программы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и школой;

- внимательный к сверстникам;
- коммуникабельный, социально зрелый, активный;
- толерантный, милосердный, сопереживающий;
-доброжелательный,

воспитанный,

целеустремленный,

интеллектуальный, трудолюбивый,
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется тестирование, которое проводится 1 раз в год в 1-4 классах (май).
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тесты (см. приложение №1)
Формы подведения итогов реализации программы
 Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по краеведению
 Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах
творческих работ.
 Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
 Оформление портфолио учащихся
 Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научнопрактических конференциях.
 Участие в общественно-полезных делах школы, района
3. Учебно-тематический план
1 класс

№

Разделы программы

Количество часов

1.

Моя школа

5

2.

Моя семья

9

3.

Моя малая родина.

9

4.

Мое Отечество

10

5.

Всего часов:

33

№

Разделы программы

Количество часов

1.

Моя школа

5

2.

Моя семья

9

3.

Моя малая родина.

9

4.

Мое Отечество

11

5.

Всего часов:

34

№

Разделы программы

Количество часов

1.

Моя школа

4

2.

Моя семья

6

3.

Моя малая родина.

9

4.

Мое Отечество

15

5.

Всего часов:

34

№

Разделы программы

Количество часов

1.

Моя школа

6

2.

Моя семья

8

3.

Моя малая родина.

6

4.

Мое Отечество

14

2 класс

3 класс

4 класс

Всего часов:

5.

34

Тематическое планирование
1 класс
33 часа (1 час в неделю)
№

Количество
Разделы программы. Темы

часов.

Моя школа – 5 часов
1.

Игра-тренинг «Давай познакомимся»

1

2.

Я – ученик. Экскурсия по школе.

1

3.

Правила поведения и обязанности школьника. Презентация.

1

4.

Школьный музей. Экскурсия.

1

5.

Режим дня школьника. Практическая работа (в группах).

Моя семья - 9 часов.
6.

Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив.

1

7.

Моя родословная (фамильное древо).

1

8.

Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии.

9.

1

Мой дом — моя крепость. Составляем герб своей семьи. Практическое занятие.

1

10.

Тайны бабушкиного сундука. Игра.

1

11.

О чем поведал семейный альбом.

1

12.

Ценности семейной жизни наших предков. Беседа.

1

13.

Семейные династии. Семейные реликвии. Диспут.

1

14.

Семейные традиции. Беседа

1

Моя малая родина - 9 часов.

15.

Родной край – край, где родился и вырос. Урок-диспут.

16.

Богатство и красота природы нашего края. Конкурс фо-

1

тографий.

1

17.

Животные и растения нашего края. Презентация.

1

18.

Животные и растения нашего края. Викторина.

1

19.

Мир человека и мир природы - их единство.

1

20.

Бережное отношение ко всему живому - обязанность
человека. Беседа.

21.

Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота
леса. Тайны леса. Игра-тренинг.

22.

1

1

О чем говорят названия рек. Как река служит человеку.
В чем красота реки и ее берегов. Путешествие по карте. 1

23.

Достопримечательности края. Заочная экскурсия.

1

Моё Отечество – 11 часов.
24.

Я — гражданин России. Моя Родина – Россия. Диспут.

25.

Государственные символы современной России. Символика в истории России. Презентация.

26.

1

1

Государственные праздники России. День народного
единства. Конкурс рисунков.

1

27.

Путешествие по карте России. Города России.

1

28.

Героические страницы нашей истории. Подвигу народа
жить в веках. Просмотр видеофильма.

1

29.

Встречи с участниками боевых действий.

1

30.

Экскурсия в краеведческий музей

1

31.

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов боевых действий.

1

32.

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

1

33.

Тестовая работа.

2

2 класс

34 часа (1 час в неделю)
№

Разделы программы. Темы

Количество
часов

Моя школа – 5 часов
1.

«Моя школа. Спортивные достижения и интересные факты из истории.

2.

1

Мы школьники, а это значит…Психологический
тренинг.

1

3.

Ты и твои друзья. Психологический тест.

1

4.

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

5.

Посещение школьного музея.

1

Моя семья - 9 часов.
6.

История страны – история семьи. Беседа.

7.

Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Беседа

8.

1

1

Сбор материала по теме «Судьба моего родственника». Создание презентаций.

1

9.

Семья и ее роль в жизни. Диспут

1

10.

«Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные
творческие работы).

11.

1

Мои родственники в годы Великой Отечественной
войны. Диспут.

1

12.

Старая фотография рассказала.

1

13.

Орден в моей семье. Беседа.

1

14.

Конкурс «Самый счастливый день в моей жизни»

1

Моя малая родина - 9 часов.
15.

Понятие “Малая родина”. Беседа.

16.

Место нашего края в истории России. Устный журнал.

1

1

17.

Знай и изучай свой край. Заочное путешествие по
родному краю.

1

18.

Природа родного края. Викторина.

1

19.

Обычаи и традиции русского народа. Посещение
краеведческого музея «История моего родного города».

1

20.

Осень в родном городе. Конкурс рисунков.

1

21.

Путешествие по улицам города.

1

22.

Город, в котором я живу. Конкурс.

1

23.

С чего начинается Родина? КВН.

1

Моё Отечество – 11 часов.
24.

«Помнит вся Россия про день Бородина…» Презентация.

1

25.

Беседа «Слава российского флота».

1

26.

Видеофильм. Величие подвига народа – победителя в В.О. войне.

1

27.

История Отечества. Аукцион знаний.

1

28.

Интернет -путешествие по городам-героям и местам великих битв.

29.

1

Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв.

1

30.

Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов.

1

31.

Мы против терроризма. Беседа

1

32.

Диспут «За что любят Родину?»

1

33.

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

34.

Тестовая работа

1

3 класс
34 часа (1 час в неделю)

№

Количество

Разделы программы. Темы

часов
Моя школа – 4 часа
1.

Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе и школь- 1
ному двору.

2.

Достижения учащихся школы. Экскурсия в школьный 1
музей

3.

«Гордимся и помним». Жизненный путь знаменитых 1
людей нашего края. Беседа.

4.

Традиции нашего класса. Конкурсы и игры.

1

Моя семья - 6 часов.
5.

Семья, как много в этом слове…Беседа.

6.

Семейные ценности. Семейные праздники. Просмотр 1

1

семейных фотографий.
7.

Прошлое моей семьи. Творческие рассказы учащихся. 1

8.

Пословицы и поговорки о семье.

9.

География моей семьи. Где мы путешествуем и 1
отдыхаем

(маршруты

моей

1
семьи,

фотоальбом

путешествий).
10.

Конкурс рисунков на тему «Моя семья».

1

Моя малая родина - 9 часов.
11.

Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина).

12.

Известные люди нашего города (села). Встреча с ин- 1

1

тересными людьми.
13.

Экскурсия «История родного края. История моей 1
улицы»

14.

Природа родного края. Экологический маршрут.

15.

Экскурсия

в

краеведческий

местных художников»

музей

1

«Творчество 1

16.

Презентация «Сибирская земля – Родина моя»

1

17.

Презентация «Сибирская земля – Родина моя»

1

18.

Могущество Российское будет прирастать Сибирью

1

19.

Могущество Российское будет прирастать Сибирью

1

Моё Отечество – 15 часов.
20.

Конкурс стихов о Родине.

21.

Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по 1

1

Москве. Москва: древняя и современная.
22.

Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в 1
литературе и живописи.

23.

Исследовательская работа на тему «Творчество наро- 1
дов России» (национальные игры, устное творчество
народов России, декоративные промыслы).

24.

Исследовательская работа на тему «Творчество наро- 1
дов России» (национальные игры, устное творчество
народов России, декоративные промыслы).

25.

Как настоящее связано с прошлым. Уроки прошлого. 1
Археология.

26.

Как распивали чаи на Руси. Интерактивное занятие в 1
краеведческом музее.

27.

Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знамени- 1
тые археологические раскопки в России. Великий
Новгород: город археологии»

28.

«Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» 1
Экскурсия в Центр традиционной культуры «Русская
изба»

29.

Письменность. «Первые буквари на Руси. От берестя- 1
ных грамот до печатных книг». Мастер-класс «Как
писали на Руси» (В краеведческом музее)

30.

Мои родные на защите Родины в Великой Отече- 1
ственной войне.

31.

День памяти «Во имя жизни на Земле». Экскурсия к 1
Вечному огню.

32.

Общее и особенное народов России. Исследователь- 1
ский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов».

33.

Общее и особенное народов России. Исследователь- 1
ский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов».

34.

Тестовая работа

1

4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№

Разделы программы. Темы

Количество
часов

Моя школа – 6 часов
1.

Продолжаем изучать школьный устав. Беседа.

2.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Творческая работа учащихся.

3.

Проект. «Каким я хочу видеть наш школьный двор».
Лепка из пластилина.

4.

Защита проекта. «Каким я хочу видеть наш школьный
двор».

1
1

1

1

5.

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

1

6.

Наша школа в будущем. Конкурс рисунков.

1

Моя семья – 8 часов
7.

Я и моя семья. Фотовыставка.

1

8.

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

9.

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»

10.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Беседа.

1

1

11.

Об отце говорю с уважением. Диспут.

1

12.

Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»

1

13.

Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша»

14.

Почему следует гордиться своей фамилией?

1
1

Моя малая родина – 6 часов
15.

Фотоконкурс. Природа нашего города.

16.

Чем и кем славен мой город? Интересные факты из
газет и журналов о моём городе.

17.

Чем и кем славен наш город? Презентации.

18.

Чем и кем славен наш город? Интересные факты из
газет и журналов.

19.

След Великой Отечественной войны в жизни родного
края. Экскурсия по памятным местам города.

20.

Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в
библиотеку.

1
1
1
1

1

1

Мое Отечество – 14 часов
21.

От вершины к корням. Из истории появления законов.
Путешествие в страну Законию. Основной закон жиз- 1
ни нашего государства.

22.

Как устроено государство, в котором ты живёшь? Беседа.

23.

Растения из Красной книги России. Просмотр видеофильма. Викторина.

24.

1

1

Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Дон- 1

ской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) Презентация.
25.

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная
- познавательная программа.

26.

Экскурсия в краеведческий музей. Урок Мужества.

27.

Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов боевых действий

28.

1
1
1

Что мог испытать во время войны твой ровесник?
Юные герои Великой Отечественной войны. Про- 1
смотр видеофильма и его обсуждение.

29.

Информационный проект: «Непридуманные рассказы
о войне»

30.

Города – герои. Презентация.

31.

Проектная работа. Города – герои. Оформление альбома

32.

Мы против терроризма. Просмотр презентации.

33.

За что я люблю Родину. Диспут «Я – гражданин и
патриот России». Игра-викторина.

34.

Тестовая работа.

1
1
1
1
1
1

4. Содержание программы
1 класс
Моя школа – 5 часов
Игра-тренинг «Давай познакомимся». Формированию дружеских отношений.
Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего настроения и
свою долю внимания. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто
больше вспомнит песен с именами.

Я – ученик. Экскурсия по школе. Знакомство детей с помещениями школы
(столовая, медицинская комната, учительская, спортивный зал и т.д.). Сотрудники школы встречают детей, задают им вопросы.
Правила поведения и обязанности школьника. Презентация. Дети знакомятся
как надо себя вести на уроках, переменах. Что должен делать ученик в школе.
Школьный музей. Экскурсия. Режим дня школьника. Практическая работа по
составлению режима дня (работа в группах). Формирование умения планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня;
Моя семья – 9 часов.
Из истории семьи. Семейный архив. Дети приносят фотографии своих родственников, под руководством учителя отбирают те, которые понадобятся для
составления фамильного древа.
Моя родословная (фамильное древо) (Беседа). Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов, прадедов. Собранный
материал оформляется в виде альбома.
Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии. Беседа. Дети раскрывают значение имени и фамилии для человека.
Мой дом — моя крепость. Составляем герб своей семьи. Практическое занятие.
Дети знакомятся с понятием «герб семьи». Что может быть изображено на
нём? Просмотр презентации. Творческая работа.
Тайны бабушкиного сундука. Игра. Экскурсия в краеведческий музей. Театрализованное представление для детей.
Ценности семейной жизни наших предков. Беседа.
Семейные династии. Семейные реликвии. Диспут. Демонстрация старинных
семейных вещей.
Семейные традиции. Беседа. Команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов.
Моя малая родина -9 часов
Родной край – край, где родился и вырос. Урок-диспут.

Богатство и красота природы нашего края. Конкурс фотографий.
Животные и растения нашего края. Презентация.
Животные и растения нашего края. Викторина. Показать богатство животного
и растительного мира, учить беречь и защищать ее.
Мир человека и мир природы - их единство.
Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. Беседа.
Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Игра-тренинг.
О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и
ее берегов. Путешествие по карте.
Достопримечательности края. Заочная экскурсия.
Моё Отечество – 11 часов
Я — гражданин России. Моя Родина – Россия. Диспут. Значение слов «род»,
«Отечество», «Отчизна»
Государственные символы современной России. Символика в истории России. Презентация.
Государственные праздники России. День народного единства., День России.
День Победы. Конкурс рисунков.
Путешествие по карте России. Города России.
Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Просмотр видеофильма. Обсуждение.
Встречи с участниками боевых действий.
Экскурсия в краеведческий музей в зал «Боевой славы». Знакомство с героическими страницами родного края.
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов боевых действий.
Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.
Тестовая работа.
2 класс
Моя школа – 5 часов
«Моя школа. Спортивные достижения и интересные факты из истории.

Мы школьники, а это значит…Психологический тренинг.
Ты и твои друзья. Психологический тест. Беседа «Поговорим о дружбе» Игра
«Я и мой друг» (проводится в группах: работа над пословицами, формулирование правил дружбы).
Конкурс рисунков «Моя школа»
Посещение школьного музея. Дети знакомятся с наиболее важными битвами
ВО войны.
Моя семья – 9 часов
История страны – история семьи. Беседа. Беседа о поведении дома, в семье.
Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке
приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?».
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Беседа
Сбор материала по теме «Судьба моего родственника». Создание презентаций.
Семья и ее роль в жизни. Диспут Чтение стихотворения З. Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам
дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме.
Работа над деформированной пословицей: вся и душа семья – так вместе н
месте (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья?
Зависит ли от вас «Погода в доме?».
«Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).
Мои родственники в годы Великой Отечественной войны. Диспут. Дети делятся с одноклассниками рассказами о своих прадедушках, прабабушках –
участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Старая фотография рассказала.
Орден в моей семье. Беседа. Дети показывают награды своих родственников и
рассказывают об их подвигах.
Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о незабываемых событиях своей жизни.

Моя малая родина - 9 часов.
Понятие “Малая родина”. Беседа. Бердск – моя малая Родина. За что я люблю
свой город?
Место нашего края в истории России. Устный журнал. Презентация.
Знай и изучай свой край. Заочное путешествие по родному краю. Просмотр
презентации. Дети учатся наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней.
Природа родного края. Викторина.
Обычаи и традиции русского народа. Посещение краеведческого музея «История моего родного города».
Осень в родном городе. Конкурс рисунков. Дети учатся видеть и отражать в
своих рисунках неповторимую красоту своего родного края.
Путешествие по улицам города. История улицы, на которой я живу. С помощью родителей (дома) дети подбирают материал о происхождении названия улицы и во время экскурсии делятся своими знаниями с одноклассниками.
Город, в котором я живу. Конкурс. Дети отвечают на вопросы, подбирают
пословицы и поговорки, разгадывают ребусы, отгадывают кроссворды.
С чего начинается Родина? КВН. Соревнуются 3 команды.
Моё Отечество – 11 часов.
«Помнит вся Россия про день Бородина…» Презентация.
Беседа «Слава российского флота». Чтение рассказов о русском флоте. Дать
представление о России – великой морской державе, познакомить с именами
прославленных флотоводцев.
Видеофильм. Величие подвига народа – победителя в В.О. войне. Обсуждение фильма.
История Отечества. Аукцион знаний.
Интернет -путешествие по городам-героям и местам великих битв.
Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв.
Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов.
Мы против терроризма. Беседа. Кто такой террорист. Цель террористических

организаций. Как обезопасить себя от террористов.
Диспут «За что любят Родину?»
Дорогая моя столица. Заочное путешествие. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Герб Москвы и
его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем
Тестовая работа
3 класс
Моя школа – 4 часа
Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе и школьному двору. Трудовой десант.
Достижения учащихся школы. Экскурсия в Зал достижений учащихся. Знакомство с лучшими учениками школы.
Традиции нашего класса. Конкурсы и игры.
Моя семья - 6 часов.
Семья, как много в этом слове. «Что такое семья» («Что нужно, чтобы у
каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья»). Просмотр сценки
из жизни одной семьи. Рефлексия: Какой совет вы бы дали девочке? Три правила: уважай и люби старших; позаботься о младших; помни: – ты в семье
помощник.
Семейные ценности. Семейные праздники. Просмотр семейных фотографий.
Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (команды показывают домашние
задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них).
Прошлое моей семьи. Творческие рассказы учащихся.
Пословицы и поговорки о семье. Устный журнал о семье и о мире в семье.
Дети читают стихи, загадки, пословицы и поговорки о семье.

География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей
семьи, фотоальбом путешествий). Цель показа - необъятные просторы России, ценности семьи.
Конкурс рисунков на тему «Моя семья».

В детях воспитывается

уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая
активность.
Моя малая родина - 9 часов.
Экскурсия: «Здесь я родился» (моя малая Родина).
Известные люди нашего города (села). Встреча с интересными людьми.
Экскурсия «История родного края. История моей улицы». Продолжаем знакомство с улицами города.
Природа родного края. Экологический маршрут.
Экскурсия в краеведческий музей «Творчество местных художников»
Презентация «Сибирская земля – Родина моя». Викторина.
Моё Отечество – 15 часов.
Конкурс стихов о Родине.
Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по Москве. Москва:
древняя и современная.
Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи.
Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы).
Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи
разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда
традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Пословицы
народов России: чему они учат?
Как настоящее связано с прошлым. Уроки прошлого. Археология.
Как распивали чаи на Руси. Интерактивное занятие в краеведческом музее. За
круглым столом с чашечкой чая в театрализованной форме сотрудники музея рассказывают о традициях русского чаепития.

Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические
раскопки в России. Великий Новгород: город археологии»
«Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Центр традиционной культуры «Русская изба» (знакомство с народным прикладным
творчеством, изучение жизни древних славян, их обычаев, домашней утвари);
Письменность. «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных
книг». Мастер-класс «Как писали на Руси» (В краеведческом музее)
Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне.
День памяти «Во имя жизни на Земле». Экскурсия к Вечному огню. Цель –
воспитание уважения к памяти

земляков- героев ВОВ. Чтение стихотворе-

ний о ВО войне, возложение цветов. Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату».
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Работа в группах. Распределение обязанностей. Поиск материала в
учебной литературе, художественной литературе, в Интернете.
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Защита проекта.
Тестовая работа
4 класс
Моя школа – 6 часов
Продолжаем изучать школьный устав. Беседа. Правила, которые необходимо
выполнять. Составление правил, которые хотелось бы добавить в школьный
устав.
Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Творческая работа учащихся.
Проект. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». Лепка из пластилина.
Защита проекта. «Каким я хочу видеть наш школьный двор».
Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

Наша школа в будущем. Конкурс рисунков.
Моя семья – 8 часов
Я и моя семья. Час размышлений «Зачем человеку семья». Возникновение
семьи. Показать значимость семьи на примерах лучших семейных традиций.
Фотовыставка.
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Беседа.
Об отце говорю с уважением. Диспут. Мой папа – мастер на все руки.
Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»
Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша». Прослушивание сказки и её обсуждение. Выделение главной мысли сказки.
Почему следует гордиться своей фамилией?
Моя малая родина – 6 часов
Фотоконкурс. Природа нашего города. Привитие любви к родному краю.
Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моём
городе.
Чем и кем славен наш город? Презентации.
Чем и кем славен наш город? Интересные факты из газет и журналов.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия по памятным местам города.
Герои Советского Союза – наши земляки. Экскурсия в библиотеку. Цельзнакомство с подвигом героев-земляков.
Мое Отечество – 14 часов
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну
Законию. Основной закон жизни нашего государства. «Что мы обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.
Как устроено государство, в котором ты живёшь? Беседа.
Растения из Красной книги России. Просмотр видеофильма. Викторина.

Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр
Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) Презентация. Знакомство с именами
великих защитников русской земли. Просмотр репродукций картин, чтение
стихов о защитниках Родины.
Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная - познавательная программа.
Экскурсия в краеведческий музей. Урок Мужества.
Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов боевых действий
Что мог испытать во время войны твой ровесник? Юные герои Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма и его обсуждение.
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»
Города – герои. Презентация. Заочное путешествие. Беседа, сбор материала.
Проектная работа. Города – герои. Оформление альбома
За что я люблю Родину. Диспут «Я – гражданин и патриот России». Игравикторина. Игра проходит в виде конкурсов: исторического, географического, литературного, музыкального. В заключении проводится награждение
грамотами.
Мы против терроризма. Просмотр презентации.
Тестовая работа.
5. Материально-техническое обеспечение курса.
Список основной литературы:
1.

Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государствен-

ных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс,
2003.
2.

Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного разви-

тия и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования.
– 2009. - №17. - 9 - 13с.

3.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст]

/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4.

Концепция духовно – нравственного воспитания российских

школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5.

Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотиче-

ского воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
6.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания обу-

чающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.
Е.В. Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В. Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
7.

Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
8.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей

младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово:
КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
9.

Программы курса С.В. Сабиной «Я – гражданин России» - Сбор-

ник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы – М.: 2011.
10.

Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. Программы факультативного курса «Я -

гражданин России» (Я - моя страна - мой мир).– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М.: 2008.
Список литературы для учителя:
1.

Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В.

Бродовская.– Новосибирск, 2003.
2.

Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ре-

сурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
3.

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост.

О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

4.

Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки

[Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение,
5.

Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост.

И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
6.

Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] /

сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
7.

Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.

О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html

-

Российские

праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий
по духовно-нравственному направлению.
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска.
Принтер
Приложение
Тест №1 (1 класс)
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР;

б) Россия;

в) США;

2. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.

г) Англия.

3. Напиши полное название нашей страны:
Р ___________________
Ф ___________________
4. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля

1 мая

4 ноября

12 июня

День согласия и примирения

День защитника Отечества

День России

День солидарности трудящихся

5.Какие правила поведения в школе ты знаешь?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Почему нужно соблюдать режим дня?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
7. Допиши предложение:

Родной край – это__________________________________________.
8.Назови реки нашего края
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. Растения нашего края:
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
10. Напиши дату начала и окончания Великой Отечественной
войны.
__________________________________________________________________
11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он
сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла
женщина

с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной

ситуации?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, правила поведения
в лесу.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.

Тест №2 (2 класс)
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет;

б) до 18 лет;

в) до 20 лет;

г) до 25 лет.

5. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6.

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома

государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7.

Объясни названия праздников.

Праздники

Событие,

которое

дало

название празднику
9 Мая – День Победы
12 июня – день независимости
России
12 апреля – день космонавта

8.

Нарисуй российский флаг.

9.

Напиши название своего регионального центра.

__________________________________________________________

10.

Города Новосибирской области:

__________________________________________________________________
________________________________________________________

11.

Охраняемые растения нашего края:

________________________________________________________
________________________________________________________

12.

Какого человека можно назвать другом? Напиши.

_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
______________________________________________.

Тест №3 (3 класс)
1. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
3. Перечисли города России:
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________
4. Впиши даты и названия двух любых государственных
праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь

февра

март

май

июнь

ль

ноя
брь

5.Напиши, что означают цвета флага России.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. День рождения нашей страны
а) 1 января
б) 1 сентября
в) 12 июня
г) 9 мая
7. Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать…

…зайцу дорог

Родная сторона- мать, а…

…умей за неё постоять

Родной куст и…

…чужая- мачеха.

8. Напиши пословицы и поговорки о Родине.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. Чем славится наш край.
10. Охраняемые растения и животные нашего края:

_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11.Как мы узнаём о прошлом нашей страны.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________.
12. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина.
Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке
спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться
поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и
пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
Тестовая работа №4 (4 класс)
1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое
государство?

б) государство - это механизм
управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;

3. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из
нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
Соедини линиями

4.

название документа и его основное

назначение:

Конституция России

Документ, защищающий права детей.

Всеобщая декларация прав
человека

Основной закон государства

Устав школы

Документ, где отражены права и свободы
человека.

Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы

5. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
6. Отметь права детей:
а) носить фамилию родителей
б) вести себя, как тебе захочется

в) жить и воспитываться в семье
г) общаться с родителями и другими родственниками
д) брать чужие вещи
7 .Отметь права человека:
а) на свободный труд
б) обманывать по поводу и без повода
в) на образование
г) на лечение
д) читать чужие записи и письма
8. Растения из Красной книги России:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
9.Герои России:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Чем и кем славится наш край?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Каким должен быть современный школьник. Напиши.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
________________
12. Какие обязанности имеет каждый ребёнок в семье. Напиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».