Программа “Народные традиции ” четырехлетнего курса обучения в театральной студии «ПОДСОЛНУХИ» детей 1-4 класса Пояснительная записка Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ученик погружается в мир литературы, музыки, изобразительного искусства. Театр - коллективное искусство. Ученики учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества. Игра и общение делают театральное искусство наиболее близким для детей. А поскольку процесс работы над спектаклем требует самых разных навыков, студия может объединить людей с самыми разными увлечениями и способностями. Народные традиции – богатая основа, формирующая у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям предков, а также к традициям других народов, природе, мирозданию. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребёнок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни других народов. Театр объединяет в себе все виды искусства, что даёт возможность говорить с детьми не только об истории и литературе, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма, декоративно – прикладного искусства. Это расширяет культурный диапазон ребёнка и активизирует познавательные процессы. Цель: Эстетическое воспитание, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Задачи: приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы; помочь ребенку максимально раскрыть его творческие возможности в процессе самопознания и саморазвития; активизировать познавательные процессы; помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности ; расширение культурного диапазона. Программа составлена из расчета следующей общей нагрузки учащихся: Культура речи – культура общения – 1 час в неделю Актёрская азбука - 1 час в неделю Работа над литературно – музыкальными композициями – 0,5 часов в неделю Театральная мастерская – 0,5 часов в неделю Целями первых двух лет обучения являются: Освоение основ театрального искусства, актерский, речевой, пластический курс Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями. Выпуск большого концерта. Целями третьего и четвёртого обучения являются: Получение навыков по самостоятельному обеспечению технического процесса выпуска спектакля, бутафории, гриму… Формирование постоянного состава труппы. Условия осуществления программы: Обеспечить учебную дисциплину на проводимых репетициях и тренингах; Увлечь детей не только сценическими результатами, но и каждодневным подготовительным процессом; Подобрать для учебных сценических опытов репертуар с выраженным детским звучанием, содержащий тренинговый материал; Обеспечить техническое оснащение для занятий; Необходимо постоянно искать возможность для концертной деятельности студии; Наличие в студии традиций, сплачивающих коллектив: вечера, коллективные дни рождения, творческие вечера. Организация учебных групп Распределение по группам и составление расписания занятий в группах (количество часов, время занятий); Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками; Выбор родительского комитета; Подготовка помещений совместно с учащимися; Работа над приобретением необходимого оснащения, материалов для реквизита, аудиокассет, аппаратуры и пр.; Оформление доски, отражающей жизнь коллектива, с расписанием занятий, репетиций, концертов; Требования к внешнему виду учеников, форме одежды для занятий мальчиков и девочек (репетиционная форма, обувь); Беседы с родителями о целях и задачах ансамбля, о перспективном плане, о предстоящих выступлениях и поездках. Все учащиеся объединяются в четыре группы: 1. младшие (первого года обучения); 2. старшие (первого и второго года обучения); 3. основной состав, младшего возраста; 4. основной состав старшего возраста; В группах не более 15 учащихся. Данная программа рассматривает преподавание сценической речи и сценического движения без отрыва от мастерства актера, опираясь в этом на работы К.С.Станиславского, а также, учитывая возраст учащихся, которым сложно осмыслить различные предметы без преподавания их во взаимосвязи. Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности, то на практике методически более оправдана "спиральная" структура построения. Даже в теоретической части тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, поэтому в программе большее место уделяется игровому тренингу. Примерный тематический план № темы Наименование темы Кол-во часов 1 Первый год 1.1 Театральные игры, упражнения и этюды на развитие внимания, общения 12 1.2 Действие – физическое, словесное, сквозное 8 1.3 Темпо-ритм 10 1.4 Эмоциональная память 6 1.5 Глоточные и артикуляционные упражнения 8 1.6 Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление звукопроизношения 12 1.7 Дыхание, как фундамент работы над речью. 12 Упражнения с движением. 1.8 Партнёрское действие 12 1.9 Координация движений, равновесие. Ритм 10 1.10 Подготовка к выступлению 10 1.11 Концертная деятельность 2 Всего 102 2 Второй год 2.1 Работа актера над собой. 6 2.2 Простое психическое действие 8 2.3 Физическое и словесное взаимодействие с объектом 12 Беспредметное действие. 2.4 Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации. 10 2.5 Репетиция и показ этюдной программы 12 2.6 Пантомима. Поза - движение - жест. 12 2.7 Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов. 12 2.8 Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения. 12 2.9 Темп и ритм в речи. 10 2.10 Подготовка к выступлению 4 2.11 Концертная деятельность 4 Всего 102 3 Третий год 3.1 Взаимодействие, общение 8 3.2 Работа актера над образом. 12 3.3 Физическое действие, как основа словесного. 12 3.4 Подтекст. 4 3.5 Темп и ритм действия. 6 3.6 Характерность, выраженная в речи. 6 3.7 Пародия интонации речи. Голосовая пародия. 6 3.8 Этюдные упражнения. 10 3.9 Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ" 6 3.10 Понятие трюка на сцене. Работа с предметом. 10 3.11 Пантомимическая клоунада. Создание "Концерта без слов". 10 3.12 Характерность в движении. 12 3.13 Концертная деятельность Всего 4 102 Четвёртый год Создание логики действий роли. 10 Партитура действия. 4 Использование психожеста в работе над воплощением образа. 14 Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения. 10 Работа с литературным текстом: словесное действие; логика речи. 12 Темп и ритм в движении. Характерность в движении. 10 Грим. Техника грима. Характерный грим. 10 История костюма. 10 Эпоха и характер 10 Концертная деятельность 12 Всего 102 Всего на курс 408 Организация работы по усвоению содержания Учащиеся делятся на возрастные группы, но в дальнейшем, учитывая индивидуальность каждого, возможна некоторая корректировка состава, независимо от возраста. Это объясняется тем, что на первом этапе необходимо выявить степень подготовленности учащихся для создания более однородного состава в группе, что благотворно сказывается на процессе обучения. Всячески поощряются любые проявления творческой активности, для чего устраиваются специальные концерты самостоятельных работ. В отдельных случаях, дабы подтолкнуть к творчеству, им даются соответствующие задания. Независимо от года обучения, каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от игровой в начале обучения, до уровня профессионального тренинга актера. Естественно, также возрастает и требовательность к чистоте упражнений. На первом году обучения такого рода тренировка занимает большую часть времени занятия. При этом следует обеспечивать совмещение и взаимопроникновение различных разделов программы. Самым простым примером такого совмещения может быть взаимодействие упражнений сценической речи и движения, на координацию движения и сосредоточение и т.д. Этим достигается умение координировать свои действия, усложнение задачи, и следовательно, вынужденная и осознанная необходимость учащегося быть более собранным и внимательным. При одновременном выполнении двух и более поставленных задач, в особенности, когда одна из них - физического плана, а другая психологического, сознание ученика сосредоточенно исключительно на данном предмете. Это же положительно влияет на дисциплину учащихся. Обучение проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащемуся. Программа рассчитана на 4 года, при этом первый год является подготовительным. За первый год происходит знакомство с предметом, обучаемые начинают общаться с педагогом на одном "языке", приобретают навыки, необходимые для дальнейших занятий. Второй год является базовым по объему и качеству знаний. Именно он определяет перспективу и основные акценты работы данного состава. Периодически проводятся учебные концерты, для большей наглядности они снимаются на видео для последующей демонстрации и обсуждения всем коллективом учащихся и педагогов. Экзамены после каждого года обучения целесообразно использовать не только для контроля за успеваемостью. Они должны закрепить приобретенные навыки. Большую роль играет присутствие зрительской аудитории. Существующее огромное различие между репетиционным и сценическим самочувствием, заставляет думать о необходимости встреч со зрителем уже со второго года обучения. Предметы обучения Актерская азбука: Первый год (подготовительный) - упражнения и игровой тренинг Формирование группы Главная задача - Подготовка к продуктивному восприятию материала. Включает в себя: Игровой тренинг, не отягощенный теоретической подготовкой. Развитие стойкости внимания. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости, через игровые упражнения. Снятие мышечных зажимов. Основы артистической техники. Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава. Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах, обсуждение увиденного. Тематически: Сосредоточение на партнере. Внимание. Воображение. Предметы. Животные. Играем в цирк. Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение. Воображаемое пространство и предметы. В зависимости от успехов обучаемых, некоторые темы логически переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более сложным по требовательности и исполнению. К концу первого года обучения желательно, чтобы учащиеся уже были ознакомлены с основами артистической техники, подробное изучение которой начнется после летнего перерыва, за который материал уложится в подсознании. Параллельно рассматриваются основы пластики и речи по программе второго года для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно совмещать их использование, целесообразность чего была рассмотрена выше. Таким образом, к концу первого года обучения, группа складывается как коллектив и подготавливается к восприятию более сложного и специфического материала. Второй год – основной подготовительный Главная задача: овладение основами артистической техники Работа в этот период "держится на трех китах" : Внимание. Творческое внимание это такое внимание, при котором актер при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным. Воображение. Превращение неинтересного в интересное. Способность делать для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют. Фантазия. Та часть актерского искусства, которую необходимо развивать именно в детском театре, так как у детей еще не притуплена творческая наивность и глубокая серьезность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла. Тематически это: Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации, внимания, дыхания, снятие мышечных зажимов, Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия, настройка к действию. Органическое (подлинное) действие: простое физическое действие, предполагаемые обстоятельства, "Если бы", событие, задача. Простое психическое действие, внимание, воображение, логика и последовательность действий, мыслей и чувств. Беспредметное действие, работа органов чувств, память на ощущение и создание образных видений, наблюдательность. Эмоциональная память. Физическое и словесное взаимодействие с объектом. Выразительная пластика, голос речь, характерность. Чувство ритма, группировки, мизансцены. Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации, Репетиция и показ этюдной программы, Построение тренингового занятия, как групповой импровизации на заданную тему. Овладение этими элементами должно подвести учащихся к умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до степени, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Таким образом, в основе работы лежит принцип "от сознательного овладения артистической техникой к подсознательному пользованию ею". Все это подводит учащегося к показателю результата - к работе над этюдом. А одна из главных задач - органическое существование актера в условиях сцены диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале. Третий год Главная задача - научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах Включает в себя: тренировочную работу на закрепление и углубление ранее пройденного. Освоение "элементов воплощения". Выработку сознательного целесообразного расположения в сценическом пространстве. Тематически это: Взаимодействие, общение: принципы взаимодействия. Приспособления. Сверхзадача и сквозное действие; взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах. Создание "киноленты видений". Темп и ритм действия. Работа актера над образом. Логика действия: я - предмет; я - стихия; я - животное; я - фантастическое животное; Внешняя характерность; форма (выдержка и законченность) «Я» в предлагаемых обстоятельствах: метод действенного анализа текста; работа над образом по методу физических действий. Физическое действие, как основа словесного. Подтекст. Четвёртый год (закрепление и объединение всего пройденного материала) Главная задача - научиться действовать в образе в присутствии зрителей. Тематически это: Подход к знакомству с материалом. Анализ действием. Прицел на сверхзадачу. Углубление предлагаемых обстоятельств. Создание логики действий роли. Жизнь роли вне сцены. Партитура действия. Использование психожеста в работе над воплощением образа. Культура речи – культура общения Это постановка сценического дыхания, выявление проблемных звуков и работа над ними с помощью сложных звукосочетаний, организация стройного речевого процесса с помощью скороговорок и чистоговорок. Большое место занимают речевые импровизации в манере "ведения репортажа", стихотворные импровизации. Особенностью тренинга первого года обучения является соединение уроков сценической речи с пластикой, что сразу учит юных исполнителей координации слова и физического действия. Первый год Обоснование необходимости тренинга. Разбор ощущений до и после упражнений. Дыхание, как фундамент работы над речью. Упражнения с движением. Глоточные и артикуляционные упражнения. Резонаторные упражнения. Организация верного звучания. Упражнения для языка. Скороговорки. Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление звукопроизношения Второй год Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения. Распределение звука в пространстве сцены. Вертикаль и горизонталь сцены. Через препятствия. Движения, организующие опору. Организация посыла звука. Эмоциональный выплеск. Верное глоточное движение. Упражнения для тренировки силы звука. Со сложными движениями, типа "колесо", кувырками, прыжками и т.п. Темп и ритм в речи. Третий год Упражнения в сложной темпоритмической ситуации (с разнообразным сочетанием силы, темпа, высоты). Характерность, выраженная в речи. Пародия интонации речи. Голосовая пародия. Этюдные упражнения. Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ" и т.п. Четвёртый год Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах. Стихотворная импровизация. Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения. Работа с литературным текстом: словесное действие; логика речи. Тренинг, включающий в себя все предыдущие разделы курса «сценическая речь». Работа над литературно – музыкальными композициями Необходимое условие правильного самочувствия исполнителя - сценическая свобода. Занятия пластикой позволяют снять внутренний (в т.ч. мышечный зажим), сделать движения юных артистов лишенными конфуза, смущения, неловкой напряженности, сухой выучки. Пластика - сложная, синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту человека, его эмоциям, внутренним состояниям. Пластические образы часто рождаются задолго до всех остальных компонентов спектакля и во многом определяют его. Изучение сценического движения, как и голосовой тренинг тематически и функционально должны быть связаны с изучением основ артистической техники и учащиеся должны ощущать их взаимосвязь и необходимость. В данный раздел помимо пластики, вошла также пантомима. Необходимость занятий пантомимой обусловлена наличием в ней элементов, необходимых для гармоничного развития исполнителя. Именно занятия пантомимой позволяют подробно разобрать и понять механику работы человеческого тела, почувствовать и разобрать каждое движение, и через это подойти к пониманию пластического образа. Первый год Особенности физического действия на площадке. Движение в пространстве. Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров друг с другом. Координация движений, равновесие. Ритм, воспроизведение ритмических рисунков. Танцевальные импровизации. Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм) Второй год Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов. Развитие фантазии, попытки создания образа, импровизация. Образы движения. Создание творческого образа в танцевальной импровизации. Пантомима Поза - движение - жест. (Центр, импульс, точка, рациональность движения, сопротивление). Воображаемое пространство. "Голый человек на голой сцене". Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, канат, птица... Непрерывность и рациональность. Построение пантомимической зарисовки. Третий год Продолжает уделяться внимание темам из второго года обучения, как к основе тренинговой работы. Добавляются темы: Понятие трюка на сцене. Работа с предметом. Бои, варианты падений, способы обозначения ударов. Построение композиции. Темп и ритм в движении. Характерность в движении. В разделе "Пантомима". Ошибка действия. Алогичность. Пантомимическая клоунада. Создание "Концерта без слов". Театральная мастерская Носит образовательно-прикладной характер. На этих занятиях студийцы под руководством педагога придумывают и изготавливают себе костюмы, новый реквизит, изучают грим, и организацию творческого и технических процессов, как например: Знакомство с техническими возможностями сценических площадок, которые необходимы для создания и монтажа декораций. Технические службы театра, проверка готовности сцены перед репетицией и спектаклем. Хранение и упаковка костюмов, подготовка костюмов к спектаклю. Хранение и упаковка реквизита, мелкая реставрация; хранение декораций. Звуковая техника и работа с фонограммами: правила пользования магнитофонами, микрофонами и другими радиоэлектронными приборами; правила и способы создания фонограмм; систематизация фонотеки студии. Организация репетиционной работы и проведение спектаклей: интересы дела и его участников при составлении репетиционного расписания. Организация концерта; виды рекламы и способы оповещения публики; организация премьерного зала; организация зала при прокате спектакля на своей площадке; организация зала на выездном спектакле. Предполагаемые результаты Полученные в процессе обучения навыки реализуются юными актерами в конкретных творческих работах в виде спектаклей, которые играются для приглашенных зрителей по мере их готовности. Эта работа оценивается зрителями, педагогами и коллегами-профессионалами. Уровень работы определяется также участием в различных творческих конкурсах и фестивалях. В результате эксперимента юные актеры должны обладать следующими навыками и умениями: уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и зажимов - различать компоненты актерской выразительности, включать в работу весь психофизический аппарат, определять сквозное действие роли, находить элементы характерного поведения персонажа, овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и уметь продуктивно выполнять их, знать пять-десять скороговорок и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом, знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в заданном темпе, уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные физической нагрузкой, производить действенный анализ текста, создавать словесно-речевой образ, применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью, знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства, владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления, уметь выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации на заданную тему или под музыку, умение самостоятельно трансформировать предложенное движение в соответствии со своей физической индивидуальностью, самостоятельная подготовка реквизита, костюмов и бутафории к репетиции, спектаклю и перевозке, Главным результатом эксперимента должно стать создание репертуарного, творчески состоятельного театра, в котором играют дети.