1-4 класса Программа “Народные традиции ” театр.студии «ПОДСОЛНУХИ»

Программа “Народные традиции ” четырехлетнего курса обучения в
театральной студии «ПОДСОЛНУХИ» детей 1-4 класса

Пояснительная записка
Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ученик
погружается в мир литературы, музыки, изобразительного искусства.
Театр - коллективное искусство. Ученики учатся плодотворному
взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают
навыками коллективного творчества. Игра и общение делают театральное
искусство наиболее близким для детей. А поскольку процесс работы над
спектаклем требует самых разных навыков, студия может объединить людей с
самыми разными увлечениями и способностями.
Народные традиции – богатая основа, формирующая у подрастающего
поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям предков, а
также к традициям других народов, природе, мирозданию. Принимая
действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных
с народными традициями, ребёнок развивает свои художественно – творческие
задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам
национальной культуры и естественному познанию духовной жизни других
народов.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что даёт возможность говорить с
детьми не только об истории и литературе, но и о живописи, об архитектуре,
истории костюма, декоративно – прикладного искусства. Это расширяет
культурный диапазон ребёнка и активизирует познавательные процессы.
Цель:
Эстетическое воспитание, создание атмосферы радости детского творчества,
сотрудничества.
Задачи:
 приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и
литературы;
 помочь ребенку максимально раскрыть его творческие
возможности в процессе самопознания и саморазвития;
 активизировать познавательные процессы;

 помощь в овладении навыками межличностного общения и
сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности ;
 расширение культурного диапазона.
Программа составлена из расчета следующей общей нагрузки учащихся:
Культура речи – культура общения – 1 час в неделю
Актёрская азбука - 1 час в неделю
Работа над литературно – музыкальными композициями – 0,5 часов в
неделю
Театральная мастерская – 0,5 часов в неделю
Целями первых двух лет обучения являются:
Освоение основ театрального искусства, актерский, речевой, пластический курс
Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями.
Выпуск большого концерта.
Целями третьего и четвёртого обучения являются:
Получение навыков по самостоятельному обеспечению технического процесса
выпуска спектакля, бутафории, гриму…
Формирование постоянного состава труппы.

Условия осуществления программы:
 Обеспечить учебную дисциплину на проводимых репетициях и
тренингах;
 Увлечь детей не только сценическими результатами, но и каждодневным
подготовительным процессом;
 Подобрать для учебных сценических опытов репертуар с выраженным
детским звучанием, содержащий тренинговый материал;
 Обеспечить техническое оснащение для занятий;
 Необходимо постоянно искать возможность для концертной деятельности
студии;

 Наличие в студии традиций, сплачивающих коллектив: вечера,
коллективные дни рождения, творческие вечера.

Организация учебных групп
 Распределение по группам и составление расписания занятий в группах
(количество часов, время занятий);
 Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими
учениками;
 Выбор родительского комитета;
 Подготовка помещений совместно с учащимися;
 Работа над приобретением необходимого оснащения, материалов для
реквизита, аудиокассет, аппаратуры и пр.;
 Оформление доски, отражающей жизнь коллектива, с расписанием
занятий, репетиций, концертов;
 Требования к внешнему виду учеников, форме одежды для занятий
мальчиков и девочек (репетиционная форма, обувь);
 Беседы с родителями о целях и задачах ансамбля, о перспективном плане,
о предстоящих выступлениях и поездках.

Все учащиеся объединяются в четыре группы:
1. младшие (первого года обучения);
2. старшие (первого и второго года обучения);
3. основной состав, младшего возраста;
4. основной состав старшего возраста;
В группах не более 15 учащихся.
Данная программа рассматривает преподавание сценической речи и
сценического движения без отрыва от мастерства актера, опираясь в этом на
работы К.С.Станиславского, а также, учитывая возраст учащихся, которым
сложно осмыслить различные предметы без преподавания их во взаимосвязи.

Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в
определенной последовательности, то на практике методически более
оправдана "спиральная" структура построения. Даже в теоретической части
тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более
широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами
профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, поэтому в
программе большее место уделяется игровому тренингу.
Примерный тематический план

№ темы Наименование темы

Кол-во
часов

1

Первый год

1.1

Театральные игры, упражнения и этюды на развитие
внимания, общения

12

1.2

Действие – физическое, словесное, сквозное

8

1.3

Темпо-ритм

10

1.4

Эмоциональная память

6

1.5

Глоточные и артикуляционные упражнения

8

1.6

Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос
внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем
мире, голосовое общение, исправление
звукопроизношения

12

1.7

Дыхание, как фундамент работы над речью.

12

Упражнения с движением.
1.8

Партнёрское действие

12

1.9

Координация движений, равновесие. Ритм

10

1.10

Подготовка к выступлению

10

1.11

Концертная деятельность

2

Всего

102

2

Второй год

2.1

Работа актера над собой.

6

2.2

Простое психическое действие

8

2.3

Физическое и словесное взаимодействие с объектом

12

Беспредметное действие.
2.4

Принципы импровизации, тема построения этюда на
основе импровизации.

10

2.5

Репетиция и показ этюдной программы

12

2.6

Пантомима. Поза - движение - жест.

12

2.7

Зрительская практика: просмотр видеоматериалов,
посещение концертов.

12

2.8

Артикуляционная гимнастика; дикционные
упражнения.

12

2.9

Темп и ритм в речи.

10

2.10

Подготовка к выступлению

4

2.11

Концертная деятельность

4

Всего

102

3

Третий год

3.1

Взаимодействие, общение

8

3.2

Работа актера над образом.

12

3.3

Физическое действие, как основа словесного.

12

3.4

Подтекст.

4

3.5

Темп и ритм действия.

6

3.6

Характерность, выраженная в речи.

6

3.7

Пародия интонации речи. Голосовая пародия.

6

3.8

Этюдные упражнения.

10

3.9

Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ"

6

3.10

Понятие трюка на сцене. Работа с предметом.

10

3.11

Пантомимическая клоунада. Создание "Концерта без
слов".

10

3.12

Характерность в движении.

12

3.13

Концертная деятельность
Всего

4

102

Четвёртый год
Создание логики действий роли.

10

Партитура действия.

4

Использование психожеста в работе над воплощением
образа.

14

Работа над текстом. Подход к действенному анализу
литературного произведения.

10

Работа с литературным текстом: словесное действие;
логика речи.

12

Темп и ритм в движении. Характерность в движении.

10

Грим. Техника грима. Характерный грим.

10

История костюма.

10

Эпоха и характер

10

Концертная деятельность

12

Всего

102

Всего на курс

408

Организация работы по усвоению содержания
Учащиеся делятся на возрастные группы, но в дальнейшем, учитывая
индивидуальность каждого, возможна некоторая корректировка состава,
независимо от возраста. Это объясняется тем, что на первом этапе необходимо
выявить степень подготовленности учащихся для создания более однородного
состава в группе, что благотворно сказывается на процессе обучения.
Всячески поощряются любые проявления творческой активности, для чего
устраиваются специальные концерты самостоятельных работ. В отдельных
случаях, дабы подтолкнуть к творчеству, им даются соответствующие задания.
Независимо от года обучения, каждое занятие начинается с разминки-тренинга,
сложность которой возрастает от игровой в начале обучения, до уровня
профессионального тренинга актера. Естественно, также возрастает и
требовательность к чистоте упражнений.
На первом году обучения такого рода тренировка занимает большую часть
времени занятия. При этом следует обеспечивать совмещение и
взаимопроникновение различных разделов программы. Самым простым
примером такого совмещения может быть взаимодействие упражнений
сценической речи и движения, на координацию движения и сосредоточение и
т.д.
Этим достигается умение координировать свои действия, усложнение задачи, и
следовательно, вынужденная и осознанная необходимость учащегося быть
более собранным и внимательным. При одновременном выполнении двух и
более поставленных задач, в особенности, когда одна из них - физического
плана, а другая психологического, сознание ученика сосредоточенно
исключительно на данном предмете. Это же положительно влияет на
дисциплину учащихся.
Обучение проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако
это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащемуся.
Программа рассчитана на 4 года, при этом первый год является
подготовительным.
За первый год происходит знакомство с предметом, обучаемые начинают
общаться с педагогом на одном "языке", приобретают навыки, необходимые
для дальнейших занятий.
Второй год является базовым по объему и качеству знаний. Именно он
определяет перспективу и основные акценты работы данного состава.

Периодически проводятся учебные концерты, для большей наглядности они
снимаются на видео для последующей демонстрации и обсуждения всем
коллективом учащихся и педагогов.
Экзамены после каждого года обучения целесообразно использовать не только
для контроля за успеваемостью. Они должны закрепить приобретенные навыки.
Большую роль играет присутствие зрительской аудитории. Существующее
огромное различие между репетиционным и сценическим самочувствием,
заставляет думать о необходимости встреч со зрителем уже со второго года
обучения.
Предметы обучения
Актерская азбука:
Первый год (подготовительный) - упражнения и игровой тренинг
Формирование группы
Главная задача - Подготовка к продуктивному восприятию материала.
Включает в себя:
Игровой тренинг, не отягощенный теоретической подготовкой.
Развитие стойкости внимания.
Достижение эмоционального раскрепощения, открытости, через игровые
упражнения.
Снятие мышечных зажимов.
Основы артистической техники.
Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава.
Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах,
обсуждение увиденного.

Тематически:
Сосредоточение на партнере.
Внимание.
Воображение.

Предметы. Животные.
Играем в цирк.
Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение.
Воображаемое пространство и предметы.

В зависимости от успехов обучаемых, некоторые темы логически переходят в
темы второго года обучения, а некоторые уступают место более сложным по
требовательности и исполнению.
К концу первого года обучения желательно, чтобы учащиеся уже были
ознакомлены с основами артистической техники, подробное изучение которой
начнется после летнего перерыва, за который материал уложится в
подсознании.
Параллельно рассматриваются основы пластики и речи по программе второго
года для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно совмещать их
использование, целесообразность чего была рассмотрена выше.
Таким образом, к концу первого года обучения, группа складывается как
коллектив и подготавливается к восприятию более сложного и специфического
материала.

Второй год – основной подготовительный
Главная задача: овладение основами артистической техники
Работа в этот период "держится на трех китах" :
Внимание. Творческое внимание это такое внимание, при котором актер при
помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя,
нужным, важным, интересным.
Воображение. Превращение неинтересного в интересное. Способность делать
для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего
интересного не представляют.
Фантазия. Та часть актерского искусства, которую необходимо развивать
именно в детском театре, так как у детей еще не притуплена творческая
наивность и глубокая серьезность, с которой они относятся к продуктам
собственного вымысла.

Тематически это:
Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации, внимания,
дыхания, снятие мышечных зажимов,
Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия,
настройка к действию.
Органическое (подлинное) действие: простое физическое действие,
предполагаемые обстоятельства, "Если бы", событие, задача.
Простое психическое действие, внимание, воображение, логика и
последовательность действий, мыслей и чувств.
Беспредметное действие, работа органов чувств, память на ощущение и
создание образных видений, наблюдательность.
Эмоциональная память.
Физическое и словесное взаимодействие с объектом.
Выразительная пластика, голос речь, характерность.
Чувство ритма, группировки, мизансцены.
Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации,
Репетиция и показ этюдной программы,
Построение тренингового занятия, как групповой импровизации на заданную
тему.
Овладение этими элементами должно подвести учащихся к умению совершать
подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных
обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия,
переживания, а артистическая техника должна быть доведена до степени, когда
природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества.
Таким образом, в основе работы лежит принцип "от сознательного овладения
артистической техникой к подсознательному пользованию ею".
Все это подводит учащегося к показателю результата - к работе над этюдом. А
одна из главных задач - органическое существование актера в условиях сцены диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале.

Третий год
Главная задача - научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах
Включает в себя: тренировочную работу на закрепление и углубление ранее
пройденного. Освоение "элементов воплощения". Выработку сознательного
целесообразного расположения в сценическом пространстве.
Тематически это:
Взаимодействие, общение: принципы взаимодействия. Приспособления.
Сверхзадача и сквозное действие; взаимодействие в различных предлагаемых
обстоятельствах.
Создание "киноленты видений".
Темп и ритм действия.
Работа актера над образом.
Логика действия: я - предмет; я - стихия; я - животное; я - фантастическое
животное;
Внешняя характерность; форма (выдержка и законченность)
«Я» в предлагаемых обстоятельствах: метод действенного анализа текста;
работа над образом по методу физических действий.
Физическое действие, как основа словесного.
Подтекст.

Четвёртый год (закрепление и объединение всего пройденного материала)
Главная задача - научиться действовать в образе в присутствии зрителей.
Тематически это:
Подход к знакомству с материалом.
Анализ действием.
Прицел на сверхзадачу.
Углубление предлагаемых обстоятельств.
Создание логики действий роли.

Жизнь роли вне сцены.
Партитура действия.
Использование психожеста в работе над воплощением образа.

Культура речи – культура общения
Это постановка сценического дыхания, выявление проблемных звуков и работа
над ними с помощью сложных звукосочетаний, организация стройного
речевого процесса с помощью скороговорок и чистоговорок. Большое место
занимают речевые импровизации в манере "ведения репортажа", стихотворные
импровизации.
Особенностью тренинга первого года обучения является соединение уроков
сценической речи с пластикой, что сразу учит юных исполнителей
координации слова и физического действия.

Первый год
Обоснование необходимости тренинга.
Разбор ощущений до и после упражнений.
Дыхание, как фундамент работы над речью.
Упражнения с движением.
Глоточные и артикуляционные упражнения.
Резонаторные упражнения.
Организация верного звучания.
Упражнения для языка.
Скороговорки.
Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос,
отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление
звукопроизношения

Второй год

Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения.
Распределение звука в пространстве сцены. Вертикаль и горизонталь сцены.
Через препятствия.
Движения, организующие опору. Организация посыла звука. Эмоциональный
выплеск.
Верное глоточное движение.
Упражнения для тренировки силы звука.
Со сложными движениями, типа "колесо", кувырками, прыжками и т.п.
Темп и ритм в речи.

Третий год
Упражнения в сложной темпоритмической ситуации (с разнообразным
сочетанием силы, темпа, высоты).
Характерность, выраженная в речи.
Пародия интонации речи. Голосовая пародия.
Этюдные упражнения.
Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ" и т.п.

Четвёртый год
Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах.
Стихотворная импровизация.
Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного
произведения.
Работа с литературным текстом: словесное действие; логика речи.
Тренинг, включающий в себя все предыдущие разделы курса «сценическая
речь».

Работа над литературно – музыкальными композициями

Необходимое условие правильного самочувствия исполнителя - сценическая
свобода. Занятия пластикой позволяют снять внутренний (в т.ч. мышечный
зажим), сделать движения юных артистов лишенными конфуза, смущения,
неловкой напряженности, сухой выучки.
Пластика - сложная, синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с
тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту человека, его
эмоциям, внутренним состояниям. Пластические образы часто рождаются
задолго до всех остальных компонентов спектакля и во многом определяют его.
Изучение сценического движения, как и голосовой тренинг тематически и
функционально должны быть связаны с изучением основ артистической
техники и учащиеся должны ощущать их взаимосвязь и необходимость.
В данный раздел помимо пластики, вошла также пантомима. Необходимость
занятий пантомимой обусловлена наличием в ней элементов, необходимых для
гармоничного развития исполнителя. Именно занятия пантомимой позволяют
подробно разобрать и понять механику работы человеческого тела,
почувствовать и разобрать каждое движение, и через это подойти к пониманию
пластического образа.

Первый год
Особенности физического действия на площадке. Движение в пространстве.
Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров друг с
другом.
Координация движений, равновесие.
Ритм, воспроизведение ритмических рисунков.
Танцевальные импровизации.
Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового
движения от пантомимы и других театральных форм)

Второй год
Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов.
Развитие фантазии, попытки создания образа, импровизация.

Образы движения.
Создание творческого образа в танцевальной импровизации.
Пантомима
Поза - движение - жест. (Центр, импульс, точка, рациональность движения,
сопротивление).
Воображаемое пространство. "Голый человек на голой сцене".
Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, канат, птица...
Непрерывность и рациональность.
Построение пантомимической зарисовки.

Третий год
Продолжает уделяться внимание темам из второго года обучения, как к основе
тренинговой работы. Добавляются темы:
Понятие трюка на сцене.
Работа с предметом.
Бои, варианты падений, способы обозначения ударов. Построение композиции.
Темп и ритм в движении.
Характерность в движении.
В разделе "Пантомима".
Ошибка действия. Алогичность.
Пантомимическая клоунада.
Создание "Концерта без слов".

Театральная мастерская
Носит образовательно-прикладной характер. На этих занятиях студийцы под
руководством педагога придумывают и изготавливают себе костюмы, новый
реквизит, изучают грим, и организацию творческого и технических процессов,
как например:

Знакомство с техническими возможностями сценических площадок, которые
необходимы для создания и монтажа декораций.
Технические службы театра, проверка готовности сцены перед репетицией и
спектаклем.
Хранение и упаковка костюмов, подготовка костюмов к спектаклю.
Хранение и упаковка реквизита, мелкая реставрация; хранение декораций.
Звуковая техника и работа с фонограммами: правила пользования
магнитофонами, микрофонами и другими радиоэлектронными приборами;
правила и способы создания фонограмм; систематизация фонотеки студии.
Организация репетиционной работы и проведение спектаклей: интересы дела и
его участников при составлении репетиционного расписания.
Организация концерта; виды рекламы и способы оповещения публики;
организация премьерного зала; организация зала при прокате спектакля на
своей площадке; организация зала на выездном спектакле.

Предполагаемые результаты
Полученные в процессе обучения навыки реализуются юными актерами в
конкретных творческих работах в виде спектаклей, которые играются для
приглашенных зрителей по мере их готовности. Эта работа оценивается
зрителями, педагогами и коллегами-профессионалами. Уровень работы
определяется также участием в различных творческих конкурсах и фестивалях.
В результате эксперимента юные актеры должны обладать следующими
навыками и умениями:
 уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и
воплощению образа,
 самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и
зажимов - различать компоненты актерской выразительности,
 включать в работу весь психофизический аппарат,
 определять сквозное действие роли,
 находить элементы характерного поведения персонажа,

 овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и уметь
продуктивно выполнять их,
 знать пять-десять скороговорок и уметь четко произносить их в темпе,
заданном педагогом,
 знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их
в заданном темпе,
 уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные
физической нагрузкой,
 производить действенный анализ текста,
 создавать словесно-речевой образ,
 применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по
сценической речи в самостоятельной работе над ролью,
 знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать
свои достоинства,
 владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления,
 уметь выполнять индивидуальные и групповые пластические
импровизации на заданную тему или под музыку,
 умение самостоятельно трансформировать предложенное движение в
соответствии со своей физической индивидуальностью,
 самостоятельная подготовка реквизита, костюмов и бутафории к
репетиции, спектаклю и перевозке,
Главным результатом эксперимента должно стать создание репертуарного,
творчески состоятельного театра, в котором играют дети.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».