Оглавление Пояснительная записка Общая характеристика коррекционной программы Описание ценностных ориентиров содержания коррекционной программы Результаты освоения коррекционной программы Содержание коррекционной программы Тематическое планирование Описание материально-технического обеспечения Список литературы стр.3 стр.7 стр.9 стр.13 стр.19 стр.22 стр.29 стр.31 1. Пояснительная записка Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: - начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Программа работы педагога – психолога по коррекции эмоционально – волевой сферы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы помощи обучающемуся с ОВЗ (ЗПР) в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающегося, его социальную адаптацию. Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ, обусловленных недостатками в его физическом и (или) психическом развитии; - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающегося; - осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); - разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных коррекционных занятий для обучающегося с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; - оказание помощи в освоении обучающимся с ЗПР АООП НОО и его интеграции в образовательном учреждении; - возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; - оказание родителям (законным представителям) обучающегося консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с его воспитанием и обучением. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта выступает оказание обучающемуся помощи в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающегося, его социальной адаптации. Задачи программы: - определение особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных) обучающегося, в т.ч. детей инвалидов; - повышение возможностей ребенка в освоении АООП НОО с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребѐнка (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии); - коррекция отклонений в развитии и профилактика возникновения вторичных отклонений; - оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2011., а также на основе программы Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников». М., 2011., Л.В.Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» Программа предназначена для обучающегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР) по варианту образования в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: - обучающиеся с ОВЗ, овладевающие социальными навыками и элементами общего образования по индивидуальному учебному плану. Проблема адаптации и социализации в условиях обучения в общеобразовательной школе для ребенка с ОВЗ в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети с ОВЗ (ЗПР), поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование психологического здоровья, социальной адаптации ребенка с ОВЗ (ЗПР), т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Курс психологических занятий направлен на формирование у ребенка с ОВЗ (ЗПР) следующих умений и способностей: -осознание себя с позиции школьника - умение адекватно вести себя в различных ситуациях - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния - способность справляться со страхами, обидами, гневом - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам - умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей - успешная адаптация в социуме. Цель психологических занятий: формирование психологического здоровья ребенка с ОВЗ (ЗПР) через создание условий для его успешной адаптации к школьной жизни, а также использование здоровьесберегающих технологий для успешного развития одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Задачи: 1. Мотивировать ребенка к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений с учителем и с соучениками. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, 7. Способствовать улучшению памяти и внимания, облегчать процесс чтения и письма. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ (ЗПР) психологические занятия проводятся по 3 часа в неделю (90 часов в год). 2. Общая характеристика коррекционного курса: В основе реализации коррекционной программы лежит теоретическая модель индивидуальной работы с учащимся 3 класса с ОВЗ (ЗПР) которая включает три основных компонента: - аксиологический (связанный с сознанием); - инструментально технологический; - потребностно-мотивационный;. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1. Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы. Формы организации учебного процесса: Для успешной реализации учебного процесса используются индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. 3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционной программы Направления работы Программа включает в себя направления, которые отражают её основное содержание: Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащегося с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования на начало и конец года, подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи; Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся; Консультативная и информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения всех участников образовательного процесса по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося. Диагностическая работа включает: — диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей развития и обучения; — комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителялогопеда, врача-педиатра, врача-психиатра. — изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ (ЗПР). — изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья; — разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа — выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в личностном развитии — анализ успешности коррекционно-развивающей работы. — разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимся с ОВЗ (ЗПР), составление долговременного плана коррекции и развития познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сферы. Коррекционно-развивающая работа включает: - проведение корекционно – развивающих занятий с учащимся с ОВЗ (ЗПР); - поддержание постоянной связи с педагогами, медицинским работником, администрацией школы, родителями (законными представителями); - формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно; - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимся и др.); Коррекционно – развивающие занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения. 1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. 3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. 4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. 5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. 6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. 7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Коррекционные занятия проводятся с обучающимся по мере выявления педагогом – психологом индивидуальных пробелов в его развитии и во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающегося. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для развития ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ корректируется программа коррекционной работы. Консультативная работа включает: — выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-просветительская работа включает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатные материалы), — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Результаты освоения коррекционной программы Оценка достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ОВЗ; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс- диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ОВЗ в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико- педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Результаты освоения обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Ожидаемые результаты Сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности; более развиты мотивационная и эмоциональная сфера обучающегося, более сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения; наблюдается снижение внутриличностных противоречий. Личностные и метапредметные результаты коррекционной программы Личностные результаты освоения соответствуют ФГОС НОО, а также ФГОС НОО с ОВЗ: 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения коррекционного курса, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью педагога – психолога необходимую информацию из литературного текста определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога - психолога учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога - психолога учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога психолога учиться наблюдать моделировать ситуацию с помощью педагога - психолога Коммуникативные УУД: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре выполнять различные роли слушать и понимать речь других осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 5. Содержание коррекционной программы Основные этапы работы: Первый этап: Диагностика (в начале и в конце года). Второй этап: развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы Первый этап: Диагностика Сводная таблица методов психодиагностической работы Психодиагностика СФЕРА Диагностируемый показатель Методика/метод (исследуемая функция) Эмоции и личность учащегося Изучение характера эмоциональных отношений (младшие школьники) Нервно-психические состояния и выявление внутриличностных конфликтов Изучение понимания эмоциональных состояний людей Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. Цветовой тест М.Люшера Эмоционально – личностная сфера Методика определения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке Методика «Определение эмоций по фотографиям»* Склонность к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность Уровень школьной тревожности Уровень развития нравственных норм и представлений Мотивация Преобладающий тип поведения (уравновешенный, возбудимый, заторможенный); Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) Тест школьной тревожности. Ф.Филлипс Незаконченные предложения Эмоционально – Методика диагностики личностная сфера мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д.Андреева) Метод наблюдения за особенностями поведения (педагоги, родители, специалисты) Диагностика УУД по методике Асмолова «Как сформировать универсальные учебные действия» - личностных - регулятивных - познавательных - коммуникативных УУД; Второй этап: Коррекционно – развивающий - развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» авт. Хухлаева О.В., Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2011. Содержание коррекционной программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Раздел 1.Какой Я? Какой ты? Школьные трудности Домашние трудности Раздел 2 Я фантазёр Я – третьеклассник; Кого можно назвать фантазёром; Я умею фантазировать; Мои сны; Я умею сочинять; Мои мечты; Фантазии и ложь; Раздел 3 Я и моя школа Я и моя школа; Что такое лень?; Я и мой учитель; Как справляться с немогучками; Раздел 4 Я и мои родители Я и мои родители; Я умею просить прощения; Почему родители наказывают детей; Раздел 5 Я и мои друзья Настоящий друг; Умею ли я дружить; Трудности в отношении с друзьями; Ссора и драка; Раздел 6 Что такое сотрудничество? Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого; Я умею договариваться с людьми; Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. 7. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Количество часов Формы и методы работы 1 час 1. Вводное занятие Кинезиологические упражнения Нейропсихологические упражнения с мячиками 2. Занятие диагностического блока. 3 часа Диагностика Эмоционально – волевой сферы на развитие эмоционально – волевой сферы - Диагностические методики, направленные на изучение эмоциональноличностной сферы учащегося: тревожность, самооценка, мотивация. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. 3. Занятие диагностического блока. 2 часа Диагностика УУД 4. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Школьные трудности» Кинезиологическое упражнение Нейропсихологические упражнения с мячиками - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения 5. 6. 7. Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Домашние трудности» Кинезиологическое упражнение Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 1Мищенкова 1 часть, стр 1 — 2 - 3 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Домашние трудности» Кинезиологические упражнение Нейропсихологические упражнения с мячиками Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические 8. 9. 10. 11. 12. «Я третьекласник» Кинезиологическое упражнение Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 2Мищенкова 1 часть, стр 4 - 5 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Кого можно назвать фантазёром» Кинезиологическое упражнение Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Я умею фантазировать» Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 3 Мищенкова 1 часть, стр 6 - 7 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Мои сны» Дыхательное упражнение «Свеча» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 4 Мищенкова 1 часть, стр 8 - 10 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Я умею сочинять» Кинезиологическое упражнение Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 5 Мищенкова 1 часть, стр 11 - 13 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема Мои мечты Кинезиологическое упражнение Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 6 Мищенкова 1 часть, стр 14 - 15 упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия 13. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема Мои мечты Кинезиологическое упражнениия, Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 14. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Фантазии и ложь» 2 часа беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия Кинезиологическое упражнение Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 7 Мищенкова 1 часть, стр 16 - 18 15. 16. 17. 18. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Сказка «Лживый мальчик» Когнитивное упражнение «Небо синее» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 8 Мищенкова 1 часть, стр 19 - 21 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Я и моя школа» Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 9 Мищенкова 1 часть, стр 22 - 25 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Школа на планете наоборот» Кинезиологические упражнение Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 10 Мищенкова 1 часть, стр 26 - 27 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Что такое лень» Гимнастика мозга 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа - арт – терапевтические методы беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 11 Мищенкова 1 часть, стр 28 - 32 2 часа Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Сказка о ленивой звездочке» Кинезиологическоеупражнение Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 12 Мищенкова 1 часть, стр 33 - 37 - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 20. Занятие диагностического блока. 4 часа Диагностика Эмоционально – волевой сферы на развитие эмоционально – волевой сферы Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащегося: тревожность, самооценка, мотивация. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. 21. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Я и мой учитель» Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 13 Мищенкова 1 часть, стр 38 - 40 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы 19. 22. 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические «О девочке и строгой учительнице» Кинезиологическое упражнение 23. Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 14 Мищенкова 1 часть, стр 41 - 43 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Сказка «Я и мой учитель продолжение» Гимнастика мозгаУпражнения на развитие познавательных - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы способностей Занятие 15 Мищенкова 1 часть, стр 44 - 46 24. 25. 26. 27. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Чтение сказки « О мальчике Вале» Кинезиологическое упражнение Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 16Мищенкова 1 часть, стр 47 - 49 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Как справляться с немогучками» Кинезиологическое упражнение Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 17Мищенкова 1 часть, стр 50 - 51 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Сказка «Малыш - облачко» Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Я и мои родители Кинезиологическое упражнение Игры с мячиками Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 18 Мищенкова 1 часть, стр 52 - 56 методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 32часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 3 часа 2 часа 28. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы Тема «Я и мои родители». Сказка Гимнастика «Часы» мозга Упражнения на развитие познавательных способностей - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 29. 30. Занятие 19 Мищенкова 2 часть, стр 1 - 3 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Рисунок семьи» Игры с мячиками Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 20 Мищенкова 2 часть, стр 4 - 7 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы Работа со сказкой «Принц Эдгар» Кинезиологическое упражнение Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» 31. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Почему родители наказывают детей» Игры с мячиками 32. Релаксационные упражнения Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 21 Мищенкова 2 часть, стр 58 - 10 Работа со сказкой «Простить маму» Игры с мячиками Кинезиологическое упражнение Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» 33. 34. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Настоящий друг» Дыхательное упражнение» Свеча» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 22Мищенкова 2 часть, стр 11 - 13 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Настоящий друг, 1 час 3 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; 35. 36. 37. 38. незаконченные предложения» Комплекс кинезиологических упражнений Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 23 Мищенкова 2 часть, стр 14 - 16 Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Умею ли я дружить?» Кинезиологическое упражнение «Маршировка» Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 24 Мищенкова 2 часть, стр 17 - 19 «Трудности в отношении с друзьями» Кинезиологические упражнения Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 25 Мищенкова 2 часть, стр 20 - 23 «Ссора и драка» Кинезиологические упражнения Гимнастика мозга Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» «Что такое сотрудничество?» - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 3 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 2 часа - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы - беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы беседа; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы беседа; -психогимнастические упражнения; 2 часа 2 часа Кинезиологические упражнения Гимнастика мозга Игры с помощью развивающего сайта «Логозавр» 39. 40. «Я умею понимать другого» Кинезиологические упражнения Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 26 Мищенкова 2 часть, стр 24 - 27 «Я умею договариваться с людьми» Кинезиологические упражнения 1 час 2 часа Гимнастика мозга 41. Упражнения на развитие познавательных способностей Занятие 27 Мищенкова 2 часть, стр 28 - 30 Занятие диагностического блока Диагностика эмоционально – волевого развития Диагностика УУД - релаксационные упражнения - сказкотерапия - арт – терапевтические методы 3 часа - Диагностические методики, направленные на изучение эмоциональноличностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация. - психогимнастические упражнения Консультативно-просветительское направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ (ЗПР). Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальнопсихологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и психического способствующие здоровья, повышению проводит индивидуальные профессиональной консультации, компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Организация взаимодействия психолога с педагогом Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно- познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при индивидуальной форме организации занятий. Организация взаимодействия психолога с родителями Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами либо абсолютно безразлично, игнорируя проблемы, либо негативно. Работа с родителями осуществляется в индивидуальной форме на консультациях, собраниях. Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома 7. Описание материально – технического обеспечения Материально-техническое оснащение кабинета психолога включает: - учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики эмоциональной сферы личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям; - диагностический инструментарий; - мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели; рабочие места для детей; - технические средства обучения: компьютер; - игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры; - набор материалов для детского творчества: строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и.т.д. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации коррекционной программы обучающегося с ЗПР включает наличие библиотечного центра, школьного сайта. Список литературы 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части I, II. - М.: Генезис, 2011. 2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб.: Речь, 2013. 3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2010. 4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога 2-е изд.,испр. и доп. - М: АРКТИ, 2010. 5. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Начальная школа» 6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2011. 7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2011. 8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2012. 9. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 2011.