1 Содержание Пояснительная записка............................................................................................................................................3 Описание места предмета в учебном плане .........................................................................................................8 Содержание коррекционной программы ............................................................................................................19 Описание материально – технического обеспечения ........................................................................................43 2 Пояснительная записка Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Коррекционная программа работы педагога – психолога в соответствии с требованиями ФГОС. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающегося, обусловленных недостатками в его физическом и (или) психическом 3 развитии; Создание адекватных условий для реализации особых Образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения с Особых обучающегося образовательных потребностей учетом и его индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных коррекционных занятий для обучающегося с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; Оказание помощи в освоении слабовидящего обучающимся АООП НОО и его интеграции в образовательном учреждении; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, особенно в период адаптации к образовательному учреждению, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; оказание родителям (законным представителям) обучающегося консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с его воспитанием и обучением. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта выступает оказание обучающемуся с ОВЗ помощи в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающегося, его социальной адаптации. Задачи программы: Определение особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных) обучающихся с ОВЗ, в т.ч. детей инвалидов; повышение возможностей ребенка в освоении АООП НОО с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребенка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико - педагогической комиссии); 4 Коррекция отклонений в развитии и профилактика возникновения вторичных отклонений; Оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2011., а также на основе программы Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников». М., 2011. Л.В.Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» РОСТ 2011. Программа предназначена для обучающегося 2 класса с ОВЗ (ЗПР) по варианту образования в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: обучающийся с ОВЗ, овладевающий социальными навыками и элементами общего образования по индивидуальному учебному плану. Проблема адаптации и социализации в условиях обучения в общеобразовательной школе для ребенка с ОВЗ в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, 5 что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети с ОВЗ (ЗПР), поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование психологического здоровья, социальной адаптации ребенка, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути установлению и способы атмосферы преодоления дружелюбия, трудностей, формирует способствует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Курс психологических занятий направлен на формирование у ребенка с ОВЗ следующих умений и способностей: -осознание себя с позиции школьника умение адекватно вести себя в различных ситуациях умение различать и описывать различные эмоциональные состояния способность справляться со страхами, обидами, гневом 6 умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам умение справляться с негативными эмоциями стремление к изучению своих возможностей и способностей успешная адаптация в социуме. Цель психологических занятий: формирование психологического здоровья ребенка с ОВЗ через создание условий для его успешной адаптации к школьной жизни, а также использование здоровьесберегающих технологий для успешного развития одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей. Задачи: Мотивировать ребенка к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений с учителем и с соучениками. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Повышать стрессоустойчивость организма, сихронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, Способствовать улучшению памяти и внимания, облегчать процесс чтения и письма. 7 Описание места предмета в учебном плане В соответствии с индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ психологические занятия проводятся по 1 часу в неделю (36 часов в год). Общая характеристика коррекционного курса: В основе реализации коррекционной программы лежит теоретическая модель индивидуальной работы с учащимся 2 класса с ОВЗ (ЗПР) которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием); инструментально технологический; потребностно-мотивационный;. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей 8 самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение тем Формы организации учебного процесса: Для успешной реализации учебного процесса используются индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционной программы Направления работы Программа включает в себя направления, которые отражают её основное содержание: Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в развитии обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования на начало и конец учебного года, подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи; 9 Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную способствует помощь в формированию освоении программного универсальных учебных материала, действий у обучающихся; Консультативная и информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность родителей (законных представителей) по вопросам, связанных с особенностями образовательного процесса детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения всех участников образовательного процесса по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося. Диагностическая работа включает: диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя- логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра. изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья; разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в личностном развитии 10 анализ успешности коррекционно-развивающей работы. разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимся с ОВЗ, составление долговременного плана коррекции и развития познавательной и эмоционально – волевой сферы. Коррекционно-развивающая работа включает: проведение корекционно – развивающих занятий с учащимся с ОВЗ; поддержание постоянной связи с педагогами , медицинским работником, администрацией школы, родителями (законными представителями); формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно; ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимся и др.); Коррекционно – развивающие занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: 11 Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. 12 Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Коррекционные занятия проводятся с обучающимся по мере выявления педагогом – психологом индивидуальных пробелов в его развитии и во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающегося. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для развития ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ корректируется программа коррекционной работы. Консультативная работа включает: выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех 13 участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-просветительская работа включает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатные материалы), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты освоения коррекционной программы Оценка достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ (ЗПР) программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: дифференциации оценки достижений индивидуальных особенностей с развития учетом и типологических особых и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ОВЗ; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений 14 в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения с обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной показателях, динамики ,отражающих обучающихся успешность достижения в интегративных образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени 15 образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс- диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет динамики) или судить об успешности неуспешности (наличие положительной даже незначительной (отсутствие положительной динамики) обучающихся с ОВЗ в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, 16 свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Результаты освоения обучающимися с ОВЗ (ЗПР) программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Ожидаемые результаты Сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности; более развиты мотивационная и эмоциональная сфера обучающегося, более сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения; наблюдается снижение внутриличностных противоречий. Более развиты познавательные процессы. Личностные и метапредметные результаты коррекционной программы. Личностные результаты освоения соответствуют ФГОС НОО: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие 17 мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения коррекционного курса. является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью педагога – психолога необходимую информацию из литературного текста определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога- психолога учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога – психолога учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога - психолога учиться наблюдать моделировать ситуацию с помощью педагога - психолога Коммуникативные УУД: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре выполнять различные роли слушать и понимать речь других осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 18 Содержание коррекционной программы Основные этапы работы: Первый этап: Диагностика (в начале и в конце года). Второй этап: развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы Первый этап: Диагностика Сводная таблица методов психодиагностической работы Психодиагностика СФЕРА Диагностируемый показатель Методика/метод (исследуемая функция) Эмоции и личность учащегося Методика Изучение характера эмоциональных (дошкольники «Цветовой отношений и отношений» младшие (ЦТО) Е.Ф.Бажин, школьники) А.М.Эткинд. Нервно-психические Цветовой состояния М.Люшера и тест выявление Эмоционально тест внутриличностных конфликтов Методика определения Изучение эмоциональных понимания эмоциональных состояний состояний людей, людей изображенных на Методика «Определение 19 – личностная сфера эмоций по фотографиям»* Методика Склонность к враждебности, «Личностная проявляемой через агрессивность и обидчивость и мстительность конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) Тест уровень школьной школьной Эмоционально тревожности. – личностная тревожности Ф.Филлипс сфера Самооценка Тест определение самооценки «Лесенка» 20 на Уровень развития нравственных Анкета «Что такое норма и представлений хорошо и что такое плохо» Анкета Мотивация по уровня оценке школьной мотивации авт. Н Лусканова Преобладающий (уравновешенный, тип поведения возбудимый, заторможенный); Метод наблюдения за особенностями поведения (педагоги, родители, специалисты) Диагностика УУД По методике Асмолова «Как сформировать универсальные учебные действия» личностных регулятивных познавательных коммуникативных Второй этап: Коррекционно – развивающий - развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» авт. Хухлаева О.В., Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2012. Содержание коррекционной программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Раздел 1.Вспомним чувства 21 Мы рады встрече Понимаем чувства другого Мы испытываем разные чувства Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга Люди отличаются друг от друга своими качествами Хорошие качества людей Самое важное хорошее качество Кто такой сердечный человек Кто такой доброжелательный человек Трудно ли быть доброжелательным человеком Я желаю добра ребятам Очищаем свое сердце Какие качества нравятся нам друг в друге Какими качествами мы похожи, и чем отличаемся Люди отличаются друг от друга своими качествами В каждом человеке есть светлые и темные качества Раздел 3. Какой Я, какой ты? Какой Я? Какой ты? Трудности второклассника Школьные трудности Домашние трудности 22 Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. 7. Тематическое планирование № Тема занятия Количес Формы и методы за тво работы ня часов ти я 1. Вводное занятие 1 час беседа; «Мы рады встрече» - Кинезиологические психогимнастическ упражнения ие упражнения; Нейропсихологические релаксационные упражнения упражнения с мячиками 2. Занятие 3 часа Диагностические диагностического методики, блока. направленные Диагностика Эмоционально волевой сферы – на развитие эмоционально на изучение эмоциональноличностной сферы – волевой сферы учащегося: тревожность, самооценка, 23 Упражнения на мотивация. развитие психогимнастическ познавательной сферы ие упражнения; релаксационные «Числовая викторина» «Весёлые упражнения. задачи». «соединялки» 3. Занятие 2 часа беседа; диагностического - блока. психогимнастическ Диагностика УУД ие упражнения; релаксационные упражнения 4. Занятие на развитие эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ «Повторим чувства» ие упражнения; Игры с релаксационные использованием развивающего упражнения сайта «Логозавр» 5. Занятие на развитие эмоционально – 2 часа беседа; - волевой сферы психогимнастическ «Повторим ие упражнения; чувства» Кинезиологическое релаксационные упражнение упражнения Гимнастика мозга Упражнения на 24 развитие познавательной сферы «Буквы перепутались», «Кроссворд» стр 3 2 кл. 1 часть 6. Занятие на развитие эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы психогимнастическ «Повторим чувства» ие упражнения; Игры с релаксационные использованием развивающего упражнения сайта сказкотерапия «Логозавр» 7. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы «Понимаем 2 часа беседа; психогимнастическ чувства ие упражнения; другого человека» релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение сказкотерапия Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательной сферы «Что это, кто это», «Прочитай выражение» стр. 5 25 8. Занятие на развитие эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы психогимнастическ ие упражнения; Тема «Понимаем чувства релаксационные другого упражнения человека сказкотерапия (продолжение)» Игры с использованием развивающего сайта «Логозавр» 9. Занятие на развитие эмоционально – волевой сферы 2 часа беседа; психогимнастическ ие упражнения; Тема «Тема «Понимаем другого чувства человека (продолжение)» Релаксационное упражнение «Путешествие облаке» на на Упражнения развитие познавательной сферы «Абракадабра», «Ребусы» 26 релаксационные упражнения сказкотерапия 10 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ Мы ие упражнения; испытываем разные чувства релаксационные Дыхательное упражнения упражнение сказкотерапия «Свеча» Упражнения на развитие познавательной сферы «Абракадабра», «Ребусы» 11 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – волевой сферы беседа; психогимнастическ ие Тема Мы испытываем упражнения; разные чувства релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение сказкотерапия Гимнастика мозга Упражнения на развитие познавательной сферы 27 «Криптограмма», «Расшифруй слово», стр.8.9 12 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ Мы ие упражнения; испытываем разные чувства релаксационные Игры с упражнения использованием развивающего сказкотерапия сайта «Логозавр» 13 Занятие на развитие . эмоционально – 2 часа беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ Мы ие упражнения; испытываем разные чувства релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнениия, сказкотерапия арт Игровые упражнения с терапевтические мячиками методы Упражнения на развитие познавательной сферы 28 – Соединялки, найди ошибку» стр.10 14 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ Мы испытываем ие упражнения; разные чувства релаксационные упражнения Кинезиологическое сказкотерапия упражнение арт Упражнения на – терапевтические развитие методы познавательной сферы «Наборщик», «Фантазёры» 15 Занятие на развитие . эмоционально – 2 часа беседа; - волевой сферы Сказка психогимнастическ «Пятерка ие упражнения; и доброе сердце» релаксационные упражнения 29 Когнитивное сказкотерапия упражнение арт – терапевтические «Небо синее» методы Упражнения на развитие познавательной сферы «Небылицы», Абракадабра» стр.13 16 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы Тема психогимнастическ Хорошие ие упражнения; качества людей релаксационные упражнения Игры с сказкотерапия использованием развивающего сайта арт «Логозавр» – терапевтические методы 17 Занятие на развитие . эмоционально – 2 часа беседа; - волевой сферы психогимнастическ «Хорошие ие упражнения; качества людей» релаксационные Кинезиологические упражнения упражнение сказкотерапия 30 арт Упражнения на – терапевтические развитие методы познавательной сферы «Из какой сказки предмет» стр.15 18 Занятие на развитие . эмоционально 2 часа – беседа; - волевой сферы психогимнастическ ие упражнения; Хорошие людей качества Игры релаксационные с упражнения использованием развивающего сказкотерапия сайта арт «Логозавр» – терапевтические методы 19 Занятие на развитие . эмоционально волевой Хорошие – сферы качества 2 часа беседа; психогимнастическ ие упражнения; людей релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение сказкотерапия арт Упражнения на развитие терапевтические методы познавательной сферы 31 – «Что такое, кто такой» 20 Занятие 4 часа . диагностического методики, блока. направленные Диагностика Эмоционально волевой сферы – Диагностические на изучение на эмоционально- развитие личностной сферы эмоционально – учащегося: волевой сферы тревожность, самооценка, мотивация. психогимнастическ ие упражнения; релаксационные упражнения. 21 Занятие на развитие . эмоционально – волевой сферы 2 часа беседа; психогимнастическ ие упражнения; Самое важное хорошее релаксационные качество упражнения Игры с мячиками сказкотерапия арт Упражнения на 32 терапевтические – развитие методы познавательной сферы «Что за сказка, реши задачу» 22 Занятие на развитие . эмоционально 2часа – беседа; - волевой сферы психогимнастическ ие упражнения; Самое важное хорошее релаксационные качество упражнения Кинезиологическое сказкотерапия упражнение арт Упражнения на – терапевтические развитие методы познавательной сферы «Расшифруй название животного» 23 Занятие на развитие . эмоционально – волевой сферы 2 часа беседа; психогимнастическ ие упражнения; Сказка «Хвостатик» Гимнастика мозга релаксационные упражнения сказкотерапия Упражнения на арт развитие терапевтические познавательной сферы методы 33 – «Рассказ в картинках» 2 часа 24 . беседа; Занятие на развитие - эмоционально психогимнастическ волевой сферы – Кто ие упражнения; такой сердечный релаксационные человек Игры упражнения с использованием развивающего сказкотерапия сайта арт «Логозавр» – терапевтические методы 25 Занятие на развитие . эмоционально – 32часа беседа; - волевой сферы Сказка психогимнастическ «Мягкое сердце» ие упражнения; релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение сказкотерапия арт Упражнения на развитие терапевтические методы познавательной сферы «Выбери ответ» 34 – 26 Занятие на развитие . эмоционально волевой 2 часа – сферы беседа; - Кто психогимнастическ такой ие упражнения; доброжелательный релаксационные человек упражнения сказкотерапия арт Игры с терапевтические использованием развивающего – методы сайта «Логозавр» 27 Занятие на развитие . эмоционально – 3 часа беседа; - волевой сферы Сказка психогимнастическ «маленький котенок» ие упражнения; релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение Игры с сказкотерапия мячиками арт Упражнения на развитие терапевтические методы познавательной сферы «кроссворд» 35 – 2 часа 28 . беседа; Занятие на развитие - эмоционально психогимнастическ – волевой сферы Тема ие упражнения; Трудно ли быть релаксационные доброжелательным упражнения человеком. сказкотерапия Сказка «Часы» арт Гимнастика мозга Упражнения – терапевтические на методы развитие познавательной сферы «Найди лишнее животное» стр.27 29 Занятие на развитие . эмоционально – волевой сферы «Я желаю ребятам» сказкой добра со «Сказка о подзорной трубе» ие упражнения; релаксационные упражнения сказкотерапия с использованием развивающего беседа; психогимнастическ Работа Игры 2 часа арт терапевтические сайта «Логозавр» 36 методы – 30 Занятие на развитие . эмоционально – волевой сферы 2 часа беседа; психогимнастическ ие упражнения; Очищаем свое сердце. релаксационные Кинезиологическое упражнения упражнение сказкотерапия арт Упражнения на развитие терапевтические методы познавательной сферы «Скороговорка», Узнай название 37 – животного» 31 Какими качествами мы . похожи и 2 часа чем - отличаемся. Игры беседа; психогимнастическ с мячиками ие упражнения; Релаксационные релаксационные упражнения упражнения Упражнения на сказкотерапия развитие арт познавательной сферы терапевтические – методы «Вставь слово» 32 Какие качества нам . нравятся друг в друге. 2 часа беседа; психогимнастическ Игры с мячиками ие упражнения; Кинезиологическое релаксационные упражнение упражнения Упражнения на сказкотерапия развитие арт познавательной сферы терапевтические – методы Наборщик стр. 35 1 часть 2 класс 33 Какими качествами мы . похожи и чем отличаемся. Игры 1 час беседа; психогимнастическ с 38 ие упражнения; использованием развивающего релаксационные сайта упражнения «Логозавр» сказкотерапия арт – терапевтические методы 34 Люди отличаются друг . от друга 3 часа своими беседа; - качествами. психогимнастическ Комплекс ие упражнения; кинезиологических релаксационные упражнений упражнения сказкотерапия Упражнения на арт развитие терапевтические познавательной сферы методы – «Ребусы стр.31 35 В каждом человеке 3 часа беседа; . есть светлые и томные - качества. психогимнастическ ие упражнения; релаксационные Игры с использованием развивающего упражнения сказкотерапия сайта «Логозавр» арт терапевтические методы 39 – 36 Какой Я? 2 часа беседа; . Кинезиологические - упражнения психогимнастическ Гимнастика мозга ие упражнения; релаксационные упражнения сказкотерапия Упражнения на арт развитие терапевтические познавательной сферы методы «Стрелка – — помощница», «предложения перепутались» 37 Какой ты? . Кинезиологические - упражнения психогимнастическ Гимнастика мозга ие упражнения; Игры 2 часа с использованием развивающего беседа; релаксационные упражнения сайта «Логозавр» сказкотерапия арт терапевтические методы 40 – 38 Трудности . второклассника 4 часа в беседа; - школе, дома, на улице психогимнастическ Школьные трудности ие упражнения; Домашние трудности релаксационные Кинезиологические упражнения упражнения сказкотерапия Гимнастика мозга арт – терапевтические Упражнения на методы развитие познавательной сферы «Стрелка — помощница», «предложения перепутались» 39 Занятие 4 часа . диагностического методики, блока направленные Диагностика эмоционально – Диагностические на изучение волевого развития эмоционально- Диагностика УУД, личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация. психогимнастическ 41 ие упражнения Консультативно-просветительское направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и психического здоровья, проводит консультации, профессиональнойкомпетенции способствующие учителей, индивидуальные повышению включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Организация взаимодействия психолога с педагогом Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно- познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при индивидуальной форме организации занятий. 42 Организация взаимодействия психолога с родителями Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами либо абсолютно безразлично, игнорируя проблемы, либо негативно. Работа с родителями осуществляется в индивидуальной форме на консультациях, собраниях. Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома Описание материально – технического обеспечения Материально-техническое оснащение кабинета психолога включает: учебный материал: методики материалом для с необходимым диагностики эмоциональной стимульным сферы личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям; диагностический инструментарий; мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели; рабочие места для детей; технические средства обучения: компьютер; игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры; набор материалов для детского творчества: строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и.т.д. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации коррекционной программы обучающегося библиотечного центра, школьного сайта. 43 с ОВЗ включает наличие Список литературы Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части I, II. - М.: Генезис, 2011. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб.: Речь, 2013. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2010. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога 2-е изд.,испр. и доп. - М: АРКТИ, 2010. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Начальная школа» Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2011. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2011. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2012. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 2011. 44