Программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся с нода психомоторика и развитие деятельности

Содержание
Пояснительная записка: ..............................................................................................3
1. Общая характеристика коррекционного курса ................................................10
2. Общая структура занятия ...................................................................................12
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане ...............................13
4. Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционноразвивающего курса ..................................................................................................14
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности ....23

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психомоторика и
развитие деятельности» предназначена для обучающихся с нарушением
опорно-двигательного аппарата, направлена на исправление различных
типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в
совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей
детей относимых к этой группе.
Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий
по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», авторы
Л.А. Метиева, Э.Я Удалова; «Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте», автор Семенович А.В;
«120 уроков психологического развития младших школьников», автор
Локалова Н.Л.
Коррекционный курс составлен на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 618-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
-Федерального

государственного

образовательного

стандарта

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №
1598; 1599;
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с
нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

объединяет

детей

со

значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии
опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю.
Левченко,

О.Г.

Приходько;

классификация,

К.А.

Семеновой,

Е.М.

Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней
10–го пересмотра).
3

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования
разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в
большей степени для организации медико-социальной помощи этой
категории

детей.

Для

организации

психолого-педагогического

сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем
его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая
должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем
стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности
познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями
функций

опорно-двигательного

аппарата

различного

этиопатогенеза,

передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной

внушаемостью.

Личностная

незрелость

проявляется

в

наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических
вопросах жизни.
Основной задачей образовательного процесса школы является
преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих
успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная
коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с
проведением

специальных

коррекционно-

развивающих

занятий

«Психомоторика и развитие деятельности».
В программе четко просматриваются два основных направления
работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем
и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало
4

человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и
обучение

использованию

специальных

(перцептивных)

действий,

необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной
системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования
координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности
движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в
предметном

мире,

формирование

сенсорно-перцептивных

действий

невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы
программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения
требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения
соответствующей

терминологией

до

развернутого

сопровождения

собственных действий речью и вербального определения цели и программы
действий, т. е. планирования.
Данный курс предусматривает изучение следующих разделов:
-развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания,

обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд
задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога,
5

что является основой для формирования у учащихся пространственной
ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также
работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти
рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах
окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого
является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы
обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только,
например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений
этого вида у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата
значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и
недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших,
так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений
рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей
деятельности

и

соответственно

большое

количество

ошибок

при

распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета
у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы
тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического

анализатора,

развития

мышечно-двигательной

чувствительности.
Раздел

«Кинестетическое

и

кинетическое

развитие»

предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений
своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей,
головы, туловища, глаз) в пространстве.

6

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний
учащихся

о

сенсорных

эталонах.

С

учетом

особенностей

психофизиологического развития детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата становится ясно, что данный вид работы требует системного и
последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении,
дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности
обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность
восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же
особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
Программа

предусматривает

усложнение

требований

не

только

к

формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но
и к умению группировать предметы по различным (в том числе
самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять
сериационные

ряды,

сравнивать

плоскостные

и

объемные

фигуры,

использовать различные приемы измерения.
Введение

в

программу

раздела

«Развитие

зрительного

восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного
восприятия школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата,
которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним
относятся:

замедленность,

узость

восприятия,

недостаточная

дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает
восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом
отдаленные

предметы

могут

выпадать

из

поля

зрения,

а

близко

расположенные друг к другу предметы
— восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку
ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать
дезориентировку в окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов
через развитие осязания, обоняния, барических ощущений» способствует
7

познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств,
вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как
недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании
наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании
образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется
информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и
осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания
служат

руки.

анализаторов:

Осязание

осуществляется

кожно-тактильного,

целой

сенсорной

двигательного

системой

(кинестетический,

кинетический), зрительного.
Отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности
обучающихся, имеют

в

своей

восприятия

их

малой дифференцированности. Дети обычно

вследствие

основе

недостатки

слухового

рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого,
но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в
задержанном созревании фонематического слуха - основы для восприятия
речи окружающих. Определенную роль играют моторное недоразвитие и
неустойчивость внимания. Для решения указанных недостатков в программу
включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа

над

разделом

«Восприятие

пространства»

имеет

принципиальное значение для организации учебного процесса в целом.
Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на
всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка,
математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда
остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной
территории,

близлежащих

оцениваются

многими

улицах.

Пространственные

исследователями

как

один

нарушения
из

наиболее

распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при
нарушении опорно-двигательного аппарата.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей
8

временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни
недели, времена года. Это очень сложный раздел программы, так как время
как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении,
текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее
конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие
времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения
о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому
спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной
системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном
занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов
программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка
(например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме
предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие
крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате,
развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду
с развитием общих способностей предполагается исправление присущих
обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья
недостатков психофизического развития и формирование у них относительно
сложных видов психофизической деятельности.
Программа курса коррекционных занятий «Психомоторика и развитие
деятельности» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий
познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств,
качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное
представление
оптимизации

об

окружающей

психического

действительности,

развития

ребенка

и

способствующее

более

эффективной

социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из
которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на
9

основе

формирования

умений

наблюдать,

сравнивать,

выделять

существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи,
воображения.
Задачи:
-формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного
восприятия

формы,

конструкции,

величины,

цвета,

особых

свойств

предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координации;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий
мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов,
запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
1. Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия) способствует комплексному
сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих рекомендации ПМПК: обучение по варианту 6.1.

10

Курс «Психомоторика и развитие деятельности» реализуется на
протяжении

всего

периода

начального

образования

и

позволяет

стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные
процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные
трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки
собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционный курс опирается на принципы коррекционноразвивающего обучения:
 Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание

отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития),
профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и
развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на
зону ближайшего развития) задач.
 Принцип

единства

диагностики

и

коррекции.

Этот

принцип

реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического
обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей
развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании
этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего
прогноза развития. 2)постоянный контроль динамики изменений личности,
поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний
ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в
коррекционно-развивающую работу.
 Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения

коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого
ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных
сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда
осуществляется в контексте той или иной деятельности.
 Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить

программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого
11

конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные
возможности для индивидуализации развития.
 Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких

заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо
препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию
учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание
должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности
должен

быть

доступен

конкретному

ребенку.

Это

позволяет

поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость
преодоления трудностей.
 Принцип

продуктивной

обработки

информации

заключается

в

организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык
переноса обработки информации и тем самым развивался механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
 Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает,

чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный,
эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
2. Общая структура занятия

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного
положительного эмоционального настроя, а также выполнение упражнений
для улучшения мозговой и речевой деятельности. Для каждого урока
подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические
функции, которые подлежат развитию на данном уроке. Тренировка речевой
активности осуществляется через речевую, пальчиковую и дыхательную
гимнастику, кинезиологические упражнения.
В основной части включены упражнения, направленные на коррекцию и
развитие познавательной сферы (внимание, мышление, воображение, память,
саморегуляции), эмоционально-волевой и сенсомоторной.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов
12

занятия (рефлексия), обсуждении результатов работы учащихся и тех
трудностей,

которые

у

них

возникали

при

выполнении

заданий.

Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же
они занимались и чему научились на данном уроке. Структура занятия
может

корректироваться

по

ходу

занятия,

учитывая

динамику

работоспособности, интерес к заданию ребенка и другие принципы в подходе
к реализации коррекционно-развивающей программы.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Вариативность коррекционно-развивающих занятий осуществляется в
соответствии

с

образовательными

потенциальными
потребностями

возможностями

обучающихся.

При

и

особыми

возникновении

трудностей освоения коррекционно- развивающих занятий, возможно,
скорректировать структуру коррекционного занятия в соответствующем
направлении

работы.

В

случае

нарастания

значительных

стойких

затруднений в освоении, обучающийся направляется на комплексное
ТПМПК обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему
обучению.
Коррекционный курс в учебном плане в ФГОС НОО ОВЗ обозначен
как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. Педагог-психолог МБОУ «СОШ №22» г.
Абакан данный курс реализует в рамках своих основных направлений
деятельности: психокоррекционной работы.
Срок реализации курса – 4 года: в 1 классе и в 1 дополнительном
классе – 33 часа; 2-4 классах по 34 занятия.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Занятия могут проводится как индивидуально, так и в микрогруппах.
Рабочая программа корректируется в образовательном учреждении
ежегодно и содержит только необходимые элементы. Занятия проводятся с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
13

Форма оценивания: без отметочная.
Формы контроля: тестовые задания, диагностика.
4. Планируемые

результаты

обучающимися

освоения

коррекционно-

развивающего курса
В результате освоения коррекционного курса «Психомоторика и
развитие деятельности» у обучающихся предполагается формирование
универсальных

учебных

действий

(личностных,

познавательных,

регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностные,
метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные и
предметные результаты.
Личностные УУД: обучение на занятиях по данному курсу организует
и

дисциплинирует

школьников

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда
ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему
миру.
Метапредметные УУД: обучающимся с нарушениями в развитии
свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень
самоконтроля, из-за нарушений регулирующей функции мышления и речи
таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции
педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и
явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.
Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют
контролировать

свою

деятельность.

деятельности, протекающее с задержкой

14

Освоение

элементов

учебной

у

детей

с

особыми

образовательными

потребностями,

успешно

корригируется в процессе специально организованных занятий, когда
ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать
её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать
и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника
вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание
трудиться.
Познавательные УУД: на занятиях по развитию психомоторики и
деятельности в результате целенаправленных обучающих воздействий
педагога-психолога у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о
признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в
пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым
закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того,
создаются необходимые предпосылки для формирования психических
функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего
обучения, осуществляется подготовка школьников к восприятию учебного
материала на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи,
математики и др.
В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для
определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к
свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами
ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется
способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать,
сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для
коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Коммуникативные УУД: особое внимание на занятиях уделяется
развитию речи и коммуникативных навыков обучающихся. Словесные
обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих
15

между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность
абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого
учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности
для обогащения словарного запаса воспитанников.
Школьники учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают
монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности»
способствует формированию

таких

коммуникативных

действий,

как

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный
вопрос, аргументировать; работать в парах и малых группах; а также,
вербальных и невербальных способов коммуникации.
5. Содержание коррекционного

курса
1 дополнительный класс
Обследование детей (1 час)
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (7 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по
«дорожке следов»). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движения руки и глаза
(нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по
трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение на ощупь объемных и плоскостных фигур и предметов,
их величины (большой - маленький - самый маленький). Игры с крупной
мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация
повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов (9 часов).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
16

фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне
в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы;
называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их
изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часа).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки,
картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, барических ощущений) (2 часа).
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий).
Обозначение, словом, собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжёлый – лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (2 часа).
Различение звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега,
шум машин) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков.
Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа).
Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева,
вверху – внизу и др.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная
ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 9. Восприятие времени (2 часа).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки».
Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий
(смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

1 класс
Обследование детей (1 час)
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (7 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения).
Согласованность действий и движений разных частей тела (наклоны,
повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления). Развитие и
координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание
узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь объемных и плоскостных фигур и предметов, их
17

величины (большой - маленький - самый маленький).
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних
и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию
педагога, обозначение, словом, положения различных частей тела.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов (9 часов).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне
в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы;
называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их
изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов
контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение
словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый,
зелёный, синий, чёрный, белый).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часа).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение
отличительных и общих признаков. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, барических ощущений) (2 часа).
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий).
Обозначение, словом, собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжёлый – лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (2 часа).
Различение звуков окружающей среды (звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание
неречевым и речевым звукам.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой
руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Движения в заданном
направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.) Пространственная
ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 9. Восприятие времени (2 часа).

18

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки».
Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий
(смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

2 класс
Обследование детей (1 ч)
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (7 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога,
состоящих из 2- 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры
с мячом). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие
моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование
по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы
обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Графический
диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие,
жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь
формы предметов.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений
различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело),
вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений
ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных
явлений).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов (7 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом.
Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер,
высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по
одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку.
Различение цветов и оттенков. Различение основных частей хорошо
знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (3- 4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часа).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной
памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек,
предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).
Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной
последовательности.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, барических ощущений) (3 часа).
19

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов.
Измерение температур воздуха с помощью градусника. Контрастные
ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства
тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное
обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу
(тяжёлый – средний- лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (3 часа).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка,
колокольчик,
бубен,
гармошка,
барабан,
ложки).
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и
речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная).
Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых
людей.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа).
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле
листа. Выражение пространственных отношений между конкретными
объектами посредством предлогов.
Раздел 9. Восприятие времени (3 часа).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года». Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение
времени по часам (с точностью до 1 часа).
3 класс
Обследование детей (1 час).
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (6 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в
цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным
действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование
точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка
контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание
незаконченных геометрических фигур.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие
– жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая,
шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного
предмета из 2-3 предложенных.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение
упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца,
кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
20

предметов (7 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей
обстановки. Сравнение и обозначение, словом, формы 3-4 предметов.
Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала.
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Цветовой спектр.
Цвета тёплые и холодные. Дорисовывание незаконченных изображений
знакомых предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям.
Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей
(5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часа).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.
Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же
узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки).
Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или
свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, барических ощущений) (3 часов).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных
температур разных предметов (грелка, чайник). Определение различных
свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).
Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее –
легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (3 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева –
спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение
мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие
чувства ритма.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже,
левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных
отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса.
Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг
друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально
расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Раздел 9. Восприятие времени (4 часа).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя,
месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1
секунда). Времена года, их закономерная смена.
4 класс
Обследование детей (1 час).
21

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов).
Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной
инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование
точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур,
дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант
с усложнённым заданием.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их
величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный,
круглый и т.д.). Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз
разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые
действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.)
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов (6 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным
признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по
заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных
рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов.
Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов.
Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный
огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение
предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм
предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная
призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов.
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (3 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие
зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6
предметов,
изображений
и
воспроизведение
их
в
исходной
последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение
нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика
для глаз.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, ощущений) (5 часов).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё
суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры
с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры
тела, воды, воздуха). Определение и измерение веса разных предметов на
весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры.
Противоположные качества предметов (чистый – грязный,
22

тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия,
совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть
– застегнуть).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (3 часа).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по
громкости, длительности, высоте тона. Определение на слух звучания
различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма.
Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа).
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг
к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование
пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);
предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов
комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение
и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 9. Восприятие времени (4 часа).
Определение времени по часам. Длительность различных временных
интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года.
Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Использование в речи временной терминологии.
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности
Обучающихся
1 дополнительный класс
№

Название

Тема урока

раздела
Диагностика 1ч.

1.
2.

Обследование детей; комплектование

моторики

(Целенаправленность выполнения

х навыков – 7

1

групп для коррекционных занятий
Развитие крупной моторики

графомоторны
3.

часов

Развитие

;

Кол-во

1

действий и движений по инструкции
педагога (бросание в цель).
Формирование чувства равновесия
«Дорожка
следов».
23

1

4.

ч.

Развитие мелкой моторики пальцев и

1

руки. (Выполнение пальчиковой
гимнастики.)
Обводка по трафарету (внутреннему и

5.

1

внешнему) и штриховка.
Развитие координации движений руки и
глаза

6.

1

7.

(завязывание, нанизывание, шнуровка)
Работа в технике рваной аппликации.

1

8.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами

1

прямых полос.
9.

Тактильно-

Определение на ощупь величины

двигательное

предмета (большой - маленький - самый

восприятие – 2ч.

маленький).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Определение на ощупь плоскостных фигур и

10.

1

1

предметов. Игры с крупной мозаикой.
11. Кинестетическое
и кинетическое
12. развитие – 2 ч.

13. Восприятие

Движения и позы головы по показу,
вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений.

1

Имитация движений (оркестр, повадки
зверей).
Формирование сенсорных эталонов

1

формы,

плоскостных геометрических фигур

величины,

(круг,

цвета;
14. конструирован
ие предметов –
15. 9 ч.

1

квадрат, прямоугольник, треугольник).
Выделение формы предмета, обозначение

1

формы предмета, словом.
Группировка предметов и их
изображений по форме (по показу:
круглые, квадратные,
прямоугольные, треугольные)
24

1

Дидактическая игра «К каждой фигуре
подбери

16.

предметы, похожие по форме».
Работа с геометрическим конструктором.

17.

1

1

18.

Дидактическая игра «Какой фигуры не
стало».

1

19.

Моделирование геометрических фигур из

1

составляющих частей по образцу.
Конструирование объемных предметов из

20.

1

составных частей (2-3 детали)
Составление целого из частей (2 – 3 детали)
на

21.

22. Развитие
зрительного

разрезном наглядном материале.
Дидактическая игра «Какой детали не

1

1

хватает» (у стола – ножки, у стула –

восприятия – 3ч.

спинки, у ведра –

23.

ручки и т.д.)
Дидактическая игра «Что изменилось».

1

24.

Упражнения для профилактики и

1

коррекции зрения.
25. Восприятие

Развитие осязания (контрастные

особых свойств

температурные ощущения: холодный–

предметов – 2 ч.

горячий), обозначение словом. Развитие

1

обоняния (приятный запах – неприятный
запах). Дидактическая игра
26.

«Определи по запаху».
Барические ощущения (восприятие
чувства
тяжести: тяжелый – легкий). Упражнения
на сравнение различных предметов по
тяжести.

25

1

27. Развитие

Различение музыкальных звуков и

слухового

1

звуков окружающей среды (шелест

восприятия - 2 ч. листьев, скрип снега, шум машин).
Прослушивание
28.

музыкальных произведений.
Различение речевых и музыкальных
звуков.

1

29. Восприятие

Ориентировка в помещении. Определение

1

пространства-

расположения предметов в помещении.
Составление на листе бумаги комбинаций
из

30. 3 ч.

полосок, плоскостных геометрических
фигур.
Расположение предметов на листе

31.

1

1

бумаги. Дидактическая игра
«Расположи
32. Восприятие
времени –
2 ч.
33.

верно».
Последовательность событий (смена
времени
суток). Понятия «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

1

1

Дидактическая игра «Веселая неделя».
Всего: 33 часа

1 класс
№

Название

Тема урока

раздела
1.
2.

Диагностика

Обследование детей; комплектование

Развитие

групп для коррекционных занятий
Развитие крупной моторики
(целенаправленность
выполнения действий и движений по

моторики;

26

Колво
часов
1
1

инструкции

4.

педагога (повороты, перестроения)
Развитие согласованности действий и
движений
разных частей тела (повороты с движениями
рук,
ходьба с изменением направления т. д.)
Развитие мелкой моторики пальцев

5.

рук (выполнение пальчиковой гимнастики).
Развитие навыка владения письменными

1

6.

принадлежностями (карандашом, ручкой).
Обводка по трафарету (внутреннему и

1

3.

графомоторных
навыков- 7 ч.

внешнему) и штриховка.
Развитие координации движений руки и
глаза.
(завязывание, нанизывание, шнуровка).
Работа в технике рваной аппликации.

7.

8.

Определение на ощупь величины
предмета
двигательное
(большой - маленький - самый
восприятие – 2
маленький). Дидактическая игра
ч.
«Чудесный мешочек»
10.
Определение на ощупь плоскостных фигур и
9.

Тактильно-

1

1

1

1
1

1

предметов.
11. Кинестетическ
ое и

Формирование ощущений от различных
поз тела, вербализация собственных

кинетическое

ощущений.

развитие – 2 ч.

Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы верхних и нижних

12.

1

1

конечностей (сенсорная тропа для ног,
«акробаты», имитация
13. Восприятие

ветра).
Формирование сенсорных эталонов

формы,

плоскостных геометрических фигур (круг,

величины,

квадрат,
27

1

цвета;

прямоугольник, треугольник).

конструирован
14.

ие предметов –
9 ч.

Группировка предметов и их изображений

1

по форме (по показу: круглые, квадратные,
прямоугольные,

15.

треугольные)
Дидактическая игра «К каждой фигуре
подбери

1

16.

предметы, похожие по форме».
Различение предметов по величине
(большой-

1

17.

маленький).
Сравнение двух предметов по высоте и
длине.

1

18.

Сравнение двух предметов по ширине и

1

19.

толщине.
Знакомство с основными цветами (красный,

1

желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Различение и обозначение основных цветов.
Дидактическая игра «Угадай,
какого цвета»

20.

21.
22. Развитие
зрительного
восприятия - 3 ч.
23.

1

Дидактическая игра «Назови цвет
предмета».

1

Формирование навыков зрительного анализа
и
синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2 –

1

3 деталей, по инструкции педагога)
Нахождение отличительных и

1

общих признаков двух предметов.
Игра «Сравни
24.

предметы».
Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.

28

1

25. Восприятие

Развитие осязания (контрастные

особых

температурные ощущения: холодный–

свойств

горячий), обозначение словом. Развитие

предметов –

обоняния (приятный запах – неприятный

2 ч.

запах). Дидактическая игра «Определи
по запаху».
Барические ощущения (восприятие
чувства
тяжести: тяжелый – легкий). Упражнения
на сравнение различных предметов по
тяжести.
Выделение и различение звуков

26.

27. Развитие
слухового

жужжание). Дидактическая игра

ч.

«Узнай на слух».
Дидактическая игра «Кто и как голос

29. Восприятие
пространства30. 3 ч.

31.
32. Восприятие
времени – 2 ч.

1

1

окружающей среды (звон, гудение,

восприятия – 2
28.

33.

1

1

подает» (имитация крика животных).
Ориентировка на собственном теле (правая
или

1

левая рука, правая или левая нога)
Движение в заданном направлении в
пространстве

1

(вперед, назад и т.д.)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх,
низ,

1

правая или левая сторона).
Сутки. Части суток (утро, день, вечер,
ночь).

1

Упражнения на графической модели
«Сутки»)
Последовательность событий (смена
времени

суток). Понятия «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Всего: 33 часа
2 класс

29

1

№

Тема урока

Название
раздела,

1.
2.

3.

4.
5.

6.

трафарету.
Графический диктант (по показу).
Вырезание ножницами из бумаги по
шаблону

8.

9.

часов

количество
часов
Диагностика - 1 Обследование детей; комплектование
ч.
групп для коррекционных занятий
Развитие точности движений (метание в
Развитие
цель мяча,
моторик
стрел, «Кольцеброс»).
и;
Обучение целенаправленным действиям
по двухзвенной инструкции педагога (2 шага
графомоторн
вперед – поворот направо, т.д.).
ых навыковПальчиковая гимнастика с речевым
7 ч.
сопровождением.
Упражнения на синхронность работы обеих
рук
(работа со шнуром, нанизывание бус).
Штриховка в разных направлениях и
рисование по

7.

Тактильно-

Кол-во

1
1

1

1
1

1

1
1

прямоугольных, квадратных, треугольных
форм.
Определение на ощупь предметов с разными 1

свойствами (мягкие, жесткие, холодные,
теплые).
восприятие
–
2
10.
Определение на ощупь формы предметов.
ч.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
11. Кинестетическ Движения и позы верхних и нижних
двигательное

ое и

конечностей (упражнения по инструкции

кинетическое

педагога). Движения и позы головы (по

развитие – 2 ч. инструкции педагога);
вербализация собственных ощущений.
30

1
1

12.

13. Восприятие
формы,
14. величины,
цвета;

Движения и позы всего тела. Дидактическая 1
игра
«Зеркало». Имитация движений и поз
(повадки зверей, природных явлений).
Формирование эталонов объемных
1
геометрических
фигур (шар, куб).
Группировка предметов по форме
(объемные и

плоскостные).
15. конструирован Группировка предметов по форме и
ие предметов – величине по инструкции педагога.
7 ч.

1

1

Составление рядов по
величине из 3-4 предметов по заданному
признаку.
Группировка предметов по форме и цвету по 1

16.

инструкции педагога.
Различение цветов и оттенков.
Дидактическая игра

17.

«Что бывает такого цвета».
Выделение и различение частей знакомых

18.

1

1

предмето в (стул – спинка, ножки, сиденье;
шкаф – дверцы,
стенки, т.д.).
Составление целого из частей (3-4 детали)

19.
20. Развитие
зрительного

на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительной памяти. Дидактическая 1
игра

«Что изменилось» (4-5 предметов).
21. восприятия – 3 Нахождение отличий на наглядном
материале
ч.
(сравнение двух картинок).
22.
Различение «наложенных» изображений
предметов
23. Восприятие
особых

1

(2-3 изображения).
Развитие осязания (температурные
ощущения).
Приборы измерения температуры
(градусник).
31

1

1

1

24. свойств
предметов –
3 ч.
25.

Развитие обоняния (контрастные ароматы:
резкий –
мягкий; пищевые запахи), обозначение
словом ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных

1

предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.);
словесное обозначение
26. Развитие
слухового

барических ощущений.
Дифференцировка звуков шумовых

1

и музыкальных инструментов

восприятия – 3 ч. (погремушка,
барабан, колокольчик, ложки, гармошки,
бубен).
Характеристика звуков по громкости и
длитель-

27.

1

ности (шумы, музыкальные и речевые
звуки).
Различение мелодии по характеру (веселая, 1
грустная). Прослушивание музыкальных
произведений.

28.

29. Восприятие

Ориентировка на листе бумаги (выделение

пространства-

всех углов). Расположение плоскостных и

3 ч.

объемных
предметов в вертикальном поле листа.
Расположение плоскостных и объемных

30.

1

1

предметов в горизонтальном поле листа;
словесное обозначение пространственных
отношений между
предметами.
Дидактическая игра «Определи положение

31.

1

предмета»; вербализация пространственных
32. Восприятие
времени –

отношений с использованием предлогов.
Времена года. Работа с графической
моделью
«Времена года». Порядок месяцев в году.
32

1

33. 3 ч.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

34.

Определение времени по часам. Игры с
моделью

1

часов.
Всего: 34 часа
3 класс
№ Название
раздела

Тема урока

Колво
часо
в

1.

Диагностика- 1
ч.

Обследование детей; комплектование

1
1

2.

Развитие

групп для коррекционных занятий.
Упражнения на развитие меткости.

3.

моторик

Обучение целенаправленным действиям по 1

и;

двух – трехзвенной инструкции педагога

графомоторн

(два шага

ых навыков-

вперед – поворот направо – один шаг назад,
т.д.).
Развитие согласованности движений на
1
разные

4.

5.
6.

7.

8.

6 ч.

группы мышц (по инструкции педагога)
Пальчиковая гимнастика с речевым

1

сопровождением.
Совершенствование точности мелких
1
движений
рук (завязывание, развязывание, шнуровка,
застегивание).
Обводка контуров предметных
1
изображений,
штриховка в разных направлениях.
Определение предметов на ощупь;
Тактильновыделение
двигательное
разных свойств и качеств (мягкие и
восприятие – 2 жесткие; крупные и мелкие предметы).
33

1

9.

10.

Восприятие поверхности на ощупь
(гладкая,
шершавая, колючая, пушистая).
Дидактическая игра «Что бывает …
(пушистое)».
Кинестетическое Формирование ощущений от статических
и
и
динамических поз различных частей тела
кинетическо
(глаза, рот, пальцы); вербализация
е развитие –
собственных
2 ч.
ощущений.
ч.

Выразительность движений (имитация
повадок

11.

12.

Восприятие
формы,

13.

величины,

животных, инсценирование школьных
событий).
Сравнение и обозначение, словом, формы
предметов (3-4 предмета).
Понятие «овал». Упражнения в сравнении
круга и

1

1

1

1
1

цвета;
14.

15.

овала.
конструирован Комбинирование разных форм из
геометрического
ие предметов – конструктора по инструкции.
7 ч.

Группировка предметов по

1

1

самостоятельно выделенному
признаку. Дидактическая игра
16.
17.

«Часть и целое».
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. 1
Узнавание предмета по его отдельным

1

частям. Дорисовывание незаконченных
изображений
18.

знакомых предметов.
Составление предмета или целой
конструкции из
мелких деталей (пазлы, конструктор).

34

1

19.

Развитие

Нахождение отличительных и общих

зрительного

признаков на наглядном материале

1

восприятия – 3 ч. (сравнение 2-х картинок). Тренировка
зрительной памяти.
Дидактическая игра «Что изменилось».
Дидактическая игра «Повтори узор»
(«Сделай

20.

также»).
Сравнение трех предметов, отличающихся

21.

1

1

незначительными качествами или
свойствами. Упражнения для
профилактики и коррекции
22.

23.

24.

Восприятие

зрения.
Развитие осязания (теплее – холоднее);

особых

словесное обозначение. Определение

свойств

контрастных

предметов –

температур предметов (грелка, чайник).
Определение различных свойств веществ

3 ч.

(твердость, сыпучесть, вязкость,
растворимость).
Развитие дифференцированных

1

1

1

ощущений чувства тяжести (тяжелее
легче). Взвешивание
25.

26.

на ладони, определение веса «на глаз».
Определение направление звука в
Развитие
пространстве
слухового
(справа – слева – спереди – сзади).
восприятия – 3 Дидактическая игра «Догадайся, откуда
ч.
звук».
Выполнение действий по звуковому
сигналу (поворот головы на определенный
градус).
Дидактическая игра «Прерванная песня».

35

1

1

Различение мелодий по темпу;

27.

1

прослушивание музыкальных отрывков.
Развитие чувства ритма.
28.

Восприятие

Дидактическая игра «Мы – барабанщики».
1
Развитие пространственного праксиса;

пространства-

словесный отчет о выполнении задания.

3 ч.

Дидактическая игра
«Куда пойдешь, то и найдешь».
Моделирование пространственного

29.

1

расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим
комнату».
Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные

30.

1

части. Ориентировка на листе бумаги
разного размера, прикрепленном к доске
(вертикальное
расположение листа).
Определение времени по часам.

1

32.

Длительность временных интервалов

1

33.

(1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, 1
год).

34.

Времена года, их закономерная смена.

31.

Восприятие
времени – 4 ч.

Дидактическая игра «Когда это бывает».
Всего: 34 часа

36

1

4 класс
№

Название

Тема урока

Кол-во

1.

раздела
Диагностика - 1 Обследование детей; комплектование
ч.
групп для коррекционных занятий.

1

2.

Развитие

Выполнение целенаправленных действий

1

моторик

по трехзвенной инструкции педагога

и;

(поворот направо – два шага вперед – один

графомоторн

шаг назад);

ых навыков-

словесный отчет о выполнении.
Соотношение движений с поданным

3.

5 ч.

часов

1

звуковым сигналом (один хлопок - бег, два
хлопка –

4.

бег назад, т.д.).
Графический диктант с усложненными

1

5.

заданиями.
Вычерчивание геометрических фигур

1

6.

(окружность, квадрат, треугольник).
Дорисовывание симметричной половины

1

изображения.
7.

8.

9.

Тактильно-

Тонкая дифференцировка предметов на

двигательное

ощупь по разным качествам и свойствам

1

восприятие – 2 (выпуклый,
ч.
вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Игры с мелкой мозаикой. Игра
1
«Волшебный
мешочек» (с мелкими предметами).
Кинестетическ Сочетание движений и поз различных
ое и

частей тела (по инструкции педагога);

кинетическое

вербализация поз и
действий.

37

1

10. развитие –
2 ч.

Воображаемые действия (вдеть нитку в

1

иголку, подбросить мяч, наколоть дров,
прополоскать белье). Упражнения на
расслабление и снятие

11. Восприятие
формы,
12.

величины,
цвета;

мышечных зажимов.
Группировка предметов по самостоятельно 1
выделенным двум признакам; обозначение,
словом.
Составление рядов по самостоятельно

конструировани
е

38

1

предметов
13. – 6 ч.

14.

выделенным признакам из 5-6 предметов
Использование простых мерок для
измерения и
сопоставления отдельных параметров
предметов (по длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов

1

1

(оттенки). Определение постоянных
цветов. Дидактическая
15.

игра «Назови цвет».
Конструирование сложных форм предметов 1

16.

(«Технический конструктор», мелкие
паззлы).
Узнавание предметов по одному элементу. 1
Узнавание предметов по словесному
описанию.

17. Развитие
зрительного

Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Нахождение отличных и общих признаков 1
на наглядном материале (сравнение 2-3

восприятия – 3 предметов/сюжетных/картинок).
18.
Нахождение «нелепиц» на картинках.
ч.
Дидактическая игра «Лабиринт».
19.
Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая
игра «Нарисуй по памяти». Профилактика
зрения. Гимнастика для глаз.
20. Восприятие
Развитие дифференцированных

21.
22.

особых

осязательных ощущений (сухое – влажное

свойств

– мокрое, т.д.); их

предметов –

словесное обозначение.
Температура. Градусники для измерения

5 ч.

температуры тела, воды, воздуха.
Упражнения в измерении веса предметов
на весах.

39

1
1

1

1
1

Определение противоположных качеств

23.

1

предметов (чистый – грязный, темный –
светлый, вредный –
24.

25. Развитие
слухового

полезный).
Определение противоположных действий,
совершаемых с предметами (открыть –
закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть –
раздеть).
Дифференцировка звуков по длительности,

1

1

громкости и по высоте тона (неречевых,

восприятия – 3 речевых, музыкальных). Дидактическая
ч.

игра «Определи
самый громкий (высокий) звук».
Определение на слух звучания различных

26.

1

музыкальных инструментов.
Дидактическая игра
«Угадай, что звучит».
Формирование чувства ритма. Игровые
упражнения. Дидактическая игра «Угадай
по голосу».

27.

28. Восприятие

Определение расположения предметов в

пространства-

ближнем и дальнем пространстве.

3 ч.

Моделирование

1

1

расположения предметов в пространстве;

29.

вербализация пространственных
отношений.
Моделирование пространственных

1

ситуаций по инструкции педагога
(расстановка мебели в
30.

кукольной комнате).
Ориентировка на листе бумаги разного
формата (тетрадный, альбомный, ватман) и
по-разному
40

1

расположенного (горизонтально,
вертикально, под
углом).
31. Восприятие

Определение времени по часам.

1

Длительность временных интервалов.

1

Дидактическая игра «Береги минутку».
Работа с календарем и моделью
календарного

1

времени –
31.
33.

34.

4 ч.

года. Дидактическая игра «Когда это
бывает».
Последовательность основных жизненных 1
событий. Возраст людей.
Всего: 34 часа

41

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Литература
а:
1.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий
по развитию
памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. –
М.: АРКТИ, —
2008.
2.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников. (психологическая программа развития когнитивной сферы
учащихся I-IV классов). Часть 1, часть 2. Книга для учителя. Материалы к
урокам психологического развития– 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
3.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.:
Просвещение, 2009.
4.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.:
Просвещение, 2009.
5.
Мищенкова Л.В.: 36 занятий для будущих отличников. Задания по
развитию познавательных способностей 1-4 классы. РОСТкнига, 2014.
6.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ
Сфера, 2001. – 240 с.
7.
Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб: Речь,
М.: Сфера, 2011
8.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/
сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Печатные пособия:
1.
Карточки
2.
Иллюстрации
3.
Плакаты
4.
Раздаточные листы
Технические средства обучения и оборудование кабинета:
1.
Ноутбук
2.
Принтер
3.
Доска с магнитами
4.
Стенд для размещения творческих работ учащихся
5.
Стол учительский
6.
Ученические столы со стульями.
Игровой материал:
1.
Пазлы, лото, мозаика
2.
Дидактические и настольные игры
3.
Игры для развития мелкой моторики
4.
Счетные палочки
5.
6.

Песок, кинетический песок
Тактильная пирамида
42

7.
8.

Гимнастические мячи
Игровой набор «Петра»

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».