Положение инклюзия

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Лицей №7»

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Введены в действие приказом № 184 от 29.08.2020
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 9 от 28.08.2020 года

Экземпляр 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_____ Т.А. Смирнова

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) (далее Положение) разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования‖
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей
с ограниченными возможности здоровья определяет порядок организации
обучения и воспитания в совместной образовательной среде образовательной
организации(далее - ОО) детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений.
1.3. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования,
коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях
общеобразовательной организации.
1.4. Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных
условий.( п. 16 статьи 2 № 273-ФЗ)

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. (п. 27 статьи 2 № 273-ФЗ)
Адаптированная основная образовательная программа — образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. (п. 28 статьи 2 № 273-ФЗ).
2. Организация инклюзивного образования
2.1.1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано в форме совместного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования)
образовательной организации, реализующей основные образовательные
программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных
программ всеми обучающимися. Численность детей с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся в таком классе не может превышать
2 человека.
2.1.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности
недостатков физического и (или) психического развития, сложности
структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности
ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и
определяется
территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссией.
2.1.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка(п.3,
раздела 2 Порядка).
2.1.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
ОО являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
- создание психолого-медико-педагогического консилиума для организация
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
2.1.5. Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательный класс осуществляется приказом директора с согласия
родителей (законных представителей), на основании рекомендаций

территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с указанием
программы обучения.
2.2. Организация инклюзивного образования
2.2.1. В ОО инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями
территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии;
- по индивидуальной образовательной программе.
2.2.2.Специфика образовательной деятельности по обучению детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также вид реализуемых
образовательных программ определяются в соответствии с рекомендациями
ТПМПК.
2.2.3. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии.
2.2.4. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам
должно учитывать программу коррекционной работы, направленнную на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении
основной образовательной программы общего образования.
2.2.5. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие
график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных
программ, а также условия его аттестации.
Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом
школы. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости
сопровождается поддержкой специалиста(психолога, социального педагога)
образовательной организации.
2.2.6. В индивидуальный учебный план при необходимости включается
коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми
занятиями с учетом первичного нарушения и особых образовательных
потребностей.
2.2.7. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том
числе
адаптированным
основным
образовательным
программам,
организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.
2.2.8. Режим работы ОО при оказании услуг инклюзивного образования по
пятидневной или шестидневной неделе определяется образовательной
организацией самостоятельно.
2.2.9. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной
форме ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается
диагностический период.

2.3. Критерии организации инклюзивного образования
2.3.1 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные
выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными
интеллектуальными
и
эмоционально-личностными
особенностями,
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
2.3.2. готовность социальной среды (условия семейного воспитания,
возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей
(законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических
работников, родителей (законных представителей) и обучающихся не
имеющих нарушений в развитии);
2.3.3. соответствие образовательной среды образовательной организации
потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений
развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих
для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной
степени
способствующие
получению
образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц (статья 5№ 273-ФЗ)
3. Организация аттестации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной
организацией самостоятельно в соответствии с Положением о
промежуточной аттестации.
3.2. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных
образовательных программ в развитии и адаптации в условиях инклюзивного
обучения по решению ПМПк, обучающиеся в установленном порядке
направляются на дополнительную диагностику в ТПМПК для получения
рекомендаций.
3.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования завершается
государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.4. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в
соответствии с федеральным законодательством.
3.5. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного
образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию
по образовательным программам основного общего и среднего общего

образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем
образовании,
подтверждающий
получение
общего
образования
соответствующего уровня.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного
образования
4.1.
Диагностико-коррекционное
психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется ПМПк
4.2. Специалисты ПМПк:
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с
ОВЗ;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
педагогическими
работниками
образовательной организации, направленную на подготовку к организации
инклюзивного образования в данной организации;
- разрабатывают совместно с учителями индивидуальные образовательные
маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ТПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
процесса инклюзии;
- согласуют со специалистами ТПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной
организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель
при наличии: дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог,
олигофренопедагог, тьютор.
4.4. На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка
с ОВЗ выделяется в 1-4 классах – 1 час, а в 5-9 классах – 2 часа в неделю.
4.5. Коррекционно-педагогические занятия проводятся в форме
индивидуальных или групповых коррекционных занятий.
4.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности,
освоение образовательных программ, показатели функционального
состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к).
4.7. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание образовательной организации ставок
специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная
поддержка может оказываться на основе договора со специальным
(коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей,
нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ТПМПК.
V. Права и обязанности обучающихся.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на:
5.1. получение социально-педагогической и психологической помощи,
бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
5.2. обучение по индивидуальному учебному плану;
5.3. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического
и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
5.4. свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений;
5.5. каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и
иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании
и календарным учебным графиком;
5.6. перевод в другую образовательную организацию, реализующую
образовательную программу соответствующего уровня;
5.7. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной базой ОО;
5.8. развитие своих творческих способностей и интересов;
Обучающийся с ОВЗ обязан:
5.9. добросовестно осваивать образовательную программу;
5.10. выполнять индивидуальный учебный план;
5.11. осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
5.12. выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы;
5.13. соблюдать требования устава ОО и локальных нормативных актов по
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
5.14. уважать честь и достоинство работников ОО, осуществляющей
образовательную деятельность;
5.15. заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному,
духовному
и
физическому
развитию
и
самосовершенствованию;
VI. Права и обязанности родителей (законных представителей).
Родители (законные представители) имеют право:
6.1. получать в ОО консультации по вопросам обучения и воспитания
обучающегося;
6.2. знакомиться с результатами обучения в установленном в ОО порядке;
6.3. присутствовать на занятиях по согласованию с администрацией ОО в
установленном порядке;
6.4. осуществлять иные права, регламентированные действующим
законодательством Российской Федерации.
Родители (законные представители) обязаны:
6.5. осуществлять контроль за выполнением обучающимся домашнего
задания, задаваемого в соответствии с учебным планом;
6.6. предоставлять своевременно документы установленного образца,
подтверждающие уважительность причины отсутствия обучающегося на
занятиях;

6.7. по просьбе ОО приходить для бесед при наличии претензий ОО к
поведению обучающегося или его отношению к получению образовательных
услуг;
6.8. выполнять требования законодательства Российской Федерации в
отношении прав и обязанностей родителей, Устава ОО;
6.9. возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу ОО, в том
числе мебели, оборудованию, в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
6.10. осуществлять иные обязанности, установленные действующим
законодательством Российской Федерации.
VII. Права и обязанности образовательной организации.
ОО имеет право:
7.1. устанавливать порядок и сроки проведения промежуточной аттестации
обучающегося в рамках локального акта;
7.2. определять объем учебной нагрузки обучающихся в соответствии с
состоянием его здоровья и возможностью освоения предметов учебного
плана;
7.3. осуществлять иные права, регламентированные действующим
законодательством Российской Федерации.
ОО обязана:
7.4. знакомить Законного представителя с уставными документами и
локальными нормативными актами ОО, в том числе непосредственно
связанными с организацией обучения детей с ОВЗ;
7.5. предоставлять обучающемуся в бесплатное пользование на время
получения образования учебники и учебные пособия, а также учебнометодические материалы;
7.6. обеспечивать обучающегося специалистами из числа педагогических
работников;
7.7. оказывать обучающемуся психолого-педагогическую, медикосоциальную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных
программ;
7.8. осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;
7.9. выдавать обучающемуся, успешно прошедшему государственную
итоговую аттестацию, документ об образовании;
7.10. осуществлять психолого-педагогическое консультирование родителей
(законных представителей) обучающегося;
7.11. контролировать регулярность проведения учебных занятий, их
соответствие расписанию уроков;
7.12. предоставлять возможность участия обучающимся в школьных,
городских, областных конкурсах и иных открытых мероприятиях;
7.13.осуществлять иные обязанности, установленные действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Ведение документации

В ОО ведется следующая документация:
8.1. заключение ТПМПК;
8.2. адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с ОВЗ;
8.3. адаптированные рабочие программы по предметам для обучающихся с
ОВЗ в соответствии с примерными программами;
8.4. заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного
образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки,
дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в
соответствии с рекомендациями ТПМПК;
8.5. приказ ОО об организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, с
указанием аудиторной учебной нагрузки на обучающегося инклюзивно,
сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во
время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного
образования (по рекомендации ТМПК), организация психологопедагогического сопровождения, а также возложение ответственности за
жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или)
административных работников ОО;
8.6. индивидуальный учебный план;
8.7. план воспитательной работы ОО, включающий мероприятия,
направленные на воспитание у обучающихся, учителей и родителей
гуманного отношения к инвалидам;
8.8.расписание уроков (занятий);
8.9. документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции
развития психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
8.10. психолого-педагогическая карта обучающегося с ОВЗ;
8.11. тетради обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья,
посещающих коррекционные занятия;
8.12. результаты мониторинговых исследований, опросов, анкетирования по
вопросам инклюзивного образования;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».